ПолитикаВласть

Деолигархизация или имитация: действительно ли Зеленский намерен бороться с финансовыми гегемонами

15:26 04 июн 2021.  5403Читайте на: УКРРУС

В четверг, 3 июня, на официальном сайте Верховной Рады появился текст законопроекта об олигархах, который подал в парламент президент Владимир Зеленский, обозначив документ как неотложный. Обоснованно ли инициативу главы государства называют самопиаром и точечным ударом по политоппонентам, разбиралась Lenta.UA.

Появление законопроекта, который вводит в законодательные рамки всем хорошо известное понятие «олигарх», в Совете национальной безопасности и обороны (СНБО) анонсировали еще ранней весной. Уже тогда данная идея вызвала шквал критики в политических и экспертных кругах, поскольку её рассматривали не иначе как очередную попытку Банковой укрепить личную власть президента и укрепления санкционных полномочий Совбеза. Но так ли это на самом деле?

Законодательное детище Владимира Зеленского носит довольно длинное название: «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющим значительный экономический или политический вес в общественной жизни». В пояснительной записке к законопроекту Зе, являющийся де-юре автором проекта закона уточняет, что относится к олигархам, как к угрозе, и хочет ограничить их влияние на жизненно важные для государства процессы. При этом, что весьма примечательно, ключевая роль в борьбе с олигархами отводится подконтрольному президенту СНБО.

Читайте также: Стала известна повестка дня заседания СНБО 4 июня

В тексте есть много определений, связанных с различными средствами массовой информации (СМИ) - телевидением, печатными и интернет-изданиями, а также тому, кому они могут принадлежать. Это априори наталкивает на мысль, что одна из ключевых целей данной законодательной инициативы президента – ограничить влияние олигархов на политику, которое им «дарят» подконтрольные медиа. В то же время в документе гораздо меньше внимания уделяется влиянию олигархов на экономику, хотя, собственно, этого прежде всего ожидали от небезызвестного лозунга Зеленского «строить страну без олигархов»...

Если законопроект одобрят, он вступит в силу через полгода и будет действовать в течение десяти лет.

Олигархами Зеленский предлагает считать людей, которые подпадают, по меньшей мере, под три критерия из четырёх: участие в политической жизни, значительное влияние на средства массовой информации, статус конечного бенефициара предприятия, являющегося естественной монополией, наличие подтверждённых активов в размере более чем один миллион прожиточных минимумов по состоянию на 1 января нынешнего года (сейчас это 2, 227 млрд грн). При этом что показательно, медийные активы в расчёте состояния олигарху не учитываются.

Участие в политической жизни определяется тем, что определённое лицо занимает высшие государственные должности (от президента до депутата, министра, руководителя Нацбанка или генпрокурора), числится в руководстве партии или финансирует её. 

Медийное влияние «подозреваемого в олигархии», согласно законопроекту Зе – это прямое или косвенное владение СМИ. Данная норма может также применяться и ретроспективно, когда такие признаки были на время введения закона в действие, а затем СМИ оказалось в руках связанного лица, «например, телеканал переписали на кота».

Примечательно, что если медийные активы персонажа, подозреваемого в олигархии, перейдут к лицу с безупречной деловой репутацией, то нового владельца СМИ уже не будут рассматривать как возможного олигарха. Безупречность репутации покупателя медиа подтверждает Национальный совет по телевидению и радиовещанию.

Представление о том, чтобы признать кого-либо олигархом, может подавать правительство, любой из членов СНБО, НБУ, СБУ или Антимонопольного комитета. Однако окончательное решение (которое вводится в действие указом главы государства) - за Советом нацбезопасности и обороны, который, как известно, возглавляет президент.

В случае если Совбез признает некое лицо олигархом, оно – лицо - попадает в специальный реестр. «Счастливчикам» запрещается: финансово поддерживать политические партии и быть покупателем или же бенефициаром объектов большой приватизации. Кроме того, олигархи должны будут подавать такие же декларации, как и госслужащие по закону «О предотвращении коррупции».

Выйти из реестра олигархов можно «в случае установления факта отсутствия не менее двух признаков из перечисленных в проекте закона четырёх». Решение об этом также принимает СНБО, но перед этим «пациент» должен обратиться туда с заявлением и документально подтвердить, что больше не подпадает под признаки олигарха.

Проект «антиолигархического» закона имеет ещё одну интересную норму – государственные служащие должны подавать информацию о своих контактах с теми, кто попал в реестр олигархов. В декларации о контактах необходимо будет указать, кто её подаёт, с кем из олигархов или их представителями разговаривал, а также дату, место и краткое содержание разговора. Данные ведомости будут стекаться в специальный орган, который создаст СНБО.

Секретарь Совбеза Алексей Данилов назвал президентский законопроект очень важным, но заметил, что к нему нужно применять и дополнительные рычаги: «Этот шаг – беспрецедентный в истории Украины, и, без преувеличения, решающий для её современности и будущего. Однако поскольку коррупционная олигархическая система последовательно и системно строилась в течение трёх десятилетий, её невозможно сломать сразу, и поэтому необходим комплексный подход».

В этом комплексном подходе, по словам господина Данилова, в частности должны появиться законы о лоббизме, «эффективных антитрастовых мерах противодействия деятельности олигархических монополий и защиты инвестиций через эффективную судебную систему».

Деолигархизационная инициатива президента Зеленского вызвала реакционный аншлаг в соцсетях. Сегодня комментаторы наперебой состязаются в словоохотливости, впадая в крайности. Если одни считают документ приговором, например, для экс-президента Порошенко, который, в отличие от всех известных олигархов, является действующим политиком высшего эшелона, то другие убеждены: законопроект – это пока что не подписанный пакт с финансовыми толстосумами, которым не грозит ничего, помимо клейма «олигарх».

Как бы там ни было, но на сегодня ключевой вопрос состоит в том, согласятся ли олигархи играть роль общественных изгоев? От ответа зависит результат на парламентском табло, ведь не секрет, что практически все олигархи нашей страны имеют собственное представительство в Верховной Раде…

Наталия Ромашова

Читайте также: Зеленский взялся за закон об электронных СМИ

Крижак Дмитрий

Самое читаемое