ПолитикаВласть

Железный занавес Зеленского: когда президент пребывает в параллельной реальности

15:59 21 май 2020.  5316Читайте на: УКРРУС

В среду, 20 мая, в парке на территории Мариинского дворца президент Владимир Зеленский провел пресс-конференцию, приуроченную годовщине его пребывания на посту главы государства. Что нового за три часа разговоров успел рассказать «Зе», а от каких вопросов всячески пытался уйти, читайте в материале Lenta.UA.

Перипетии вокруг встречи Владимира Зеленского с журналистами возникли еще накануне мероприятия. Дело в том, что многим известным медиа, ссылаясь на карантинные ограничения, отказали в аккредитации. Каким образом происходил отбор — непонятно. Спикер президента Юлия Мендель утверждает: все было честно, чисто и прозрачно. Мол, тест-контроль одолжили у иностранных коллег и для изучения их опыта даже специально ездили в Великобританию и США. Главные критерии: рейтинговость, наличие разных идеологических платформ и зеленый свет молодым и перспективным медиа-платформам, демонстрирующим хорошую динамику развития. Как всего за несколько аккредитационных часов можно было чисто физически качественно изучить все эти параметры по каждому из нескольких сотен, желающих попасть на брифинг СМИ — известно только Богу и Мендель, но в итоге уже самому Зеленскому пришлось извиняться за «штанги» собственной пресс-службы и просить на будущее непосредственно у журналистов помощи в организации дальнейших мероприятий подобного рода.

В конечном счете, на пресс-конференцию было допущено около 70 центральных средств массовой информации. На входе в Мариинский парк установили столики с санитайзерами, где прибывающим журналистам также раздавали противобактериологические перчатки, а возле непосредственно места проведения пресс-конференции под открытым небом расставили столики с узваром, компотом, чаем, кофе, водой и круасанами в герметической упаковке. За белоснежной мини-сценой, откуда должен был отвечать на вопросы журналистов гарант Конституции, красовался огромный логотип «ЗЕ!», рядом с которым был установлен президентский штандарт. Странное, мягко скажем, соседство политического хайпа и высших государственных символов… Как странно и то, что в Офисе президента, похоже, не читают прогноз погоды. В день проведения пресс-конференции с самого утра Киев периодически накрывал густой дождь и протокольной службе приходилось… феном сушить кресло, где должен был восседать глава государства. Словом, чего — чего, а проколов разного толка хватало с лихвой.

Читайте также: Зеленский рассказал Западу, как добился всемирной известности

Владимир Зеленский появился перед журналистами под дождем и без зонта с десятиминутным опозданием. Если учесть, что некоторые его предшественники заставляли ждать журналистов старта пресс-конференции более двух часов после заявленного времени (привет Виктору Ющенко), то «Зе», можно сказать, еще очень пунктуален. Проходя спешным шагом между рядами деревянных стульев, где расположились журналисты, президент спросил, можно ли ему быть без маски (интересно, что было бы, если бы кто-то сказал, что нет, нельзя), поинтересовался, не слишком ли прозябли представители СМИ и тот час добавил: «Наш пресс-диалог, как и футбольный матч, состоится при любой погоде».  На погоде он то и дело останавливался в своих ответах, акцентируя что она «плачет» серым дождем при вопросах о посадках предшественников и улыбается солнечными лучами при воспоминаниях об убийстве активистки Екатерины Гандзюк...

Так называемых «теплых ванн» в задаваемых главе государству вопросах не было, как, впрочем, не было и острых, прямолинейных вопросов с четкими фактами, убедительно ставящими в тупик.

Зеленский много шутил и импровизировал. Почти в самом начале предложил одному из журналистов работу. Роман Кравец из «Украинской правды» спросил о назначении во власть близких друзей и знакомых. «Ни кума, ни близкого друга я не назначил», - парировал Владимир Зеленский. При этом сразу же начав расхваливать своего друга детства Ивана Баканова. Он также расхвалил генпрокурора Ирину Венедиктову за профессионализм, руководителя своего офиса Андрея Ермака и помощника Сергея Шефира, «которым очень доверяет». И тут же заявил о кадровом голоде в стране, предложив журналисту любую должность на Банковой: «Я вас приглашаю в Офис президента, вы сами можете выбрать должность. Будете работать как Ермак - 25 часов в сутки». Шутка это была, которую глава государства произнес, к слову, с весьма серьезным лицом, или же нет — непонятно, но складывается устойчивое впечатление, что в главный Офис страны нередко людей набирают именно так- экспромтом.

В ответ на вопрос о народовластии Владимир Зеленский… раскритиковал мэра Черкасс Анатолия Бондаренко, который, как известно, хотел прекратить карантин еще в начале мая, вопреки решению правительства. Отметив, что знать не знает, что собой представляет этот избранный народом градоначальник, президент тот час добавил, что на нем «висит» 19 уголовных производств, поэтому он за один стол с таким «бандитом» не сядет. В этом ответе, кстати говоря, четко проявились реперные точки нынешней властной матрицы во главе с Зеленским: противоречивость, бессистемность, растерянность и личностные обиды. Ну, как, спрашивается, можно ничего не знать о человеке и сразу же говорить о точном количестве дел по которым он проходит в качестве обвиняемого? А вопрос о том, насколько необдуманно, а если точнее - бесправно поступает первое лицо государства, публично вешая ярлык преступника без решения суда — риторический. И тут речь не столько о фигуре черкасского мэра, к которому действительно есть много вопросов, сколько о наплевательскому отношению к установленным правилам со стороны высшего руководства страны.

В ответах действующего президента о своем предшественнике чувствовалось, что морально он как бы до сих пор борется на выборах с экс-главой государства. Сначала Зеленский рассказал, что наказание Порошенко за все его действия еще впереди и прошлую власть ждет много «интересных приключений». В этом свете он вспомнил обнародованные накануне записи разговора экс-вице-президента США Джо Байдена и Петра Порошенко, на которых американцы требовали отставки генпрокурора Шокина. Подчеркнув, что ему известно о том, что дело взял в оборот Офис генпрокурора, президент Зеленский добавил, что «что это не последний звонок, свидетельствующий о возможной госизмене Порошенко». На вопрос: «Чем вы отличаетесь от Порошенко?», нынешний хозяин Банковой ответил следующим образом: «Всем. Физиологически. Я порядочный человек, болеющий этой страной. Хотя, возможно, не так хорошо общаюсь на украинском языке, как Порошенко». Вспомнил Зеленский о Порошенко и после вопроса об отдыхе в Омане в январе этого года. Журналисты провели аналогию с частным отдыхом экс-президента на Мальдивских островах. «У меня есть семья, живая семья, и дети полетели в Оман на отдых, имеют право на это», - объяснял президент. Говорит, заведомо знал о том, что не будет иметь высоких государственных встреч, поэтому купил билет и полетел к семье на три ночи. «Не инкогнито, а с билетом», - пояснил «Зе» разницу личного вояжа с Мальдивами Порошенко. Таинственность своего визита прокомментировал так: «Никто не знал об этой поездке? Да никто и не интересовался». А вот это уже - откровенный информационный флуд, поскольку об оманском уик-энде главы государства знала вся страна, а президентский Офис публично тогда заявлял, что глава государства пребывает в Омане с официальным визитом. О том, что подобные не стыковки в публичных месседжах наносят колоссальный удар по сакральности власти как таковой, девальвируя все ее посылы до уровня ниже плинтуса, на Банковой, похоже, даже не задумываются. Как не задумываются, судя по всему, и о том, что журналисты в преимущественном большинстве своем «бьют» власть и нередко ниже пояса лишь с одной единственной целью — чтобы она становилась сильнее и ответственнее в своих заявлениях, стремлениях и действиях, от которых зависит судьба страны. Однако за год президентства Владимир Зеленский, похоже, этого так и не понял, иначе не сказал бы на вчерашней пресс-конференции, что очень плохо относится к любого рода критике, однако «все уже могут расслабиться и не стараться уколоть, потому что его восприятие критики стало более спокойным». Вряд ли от этого должно быть спокойнее обществу, потому как отсутствие критического мышления у лидера нации — это в лучшем случае бег на месте всей страны, в худшем — медленное, но уверенное погружение в беспросветную трясину.

В целом, вчерашнюю пресс-конференцию Владимира Зеленского можно охарактеризовать так: максимум эмоций и артистизма, минимум информативности и глубины. Судите сами. Даже столь животрепещущий вопрос как война на Донбассе, который вполне обоснованно звучал в различных интерпретациях, президент не смог «оживить», придав тем самым импульс для актуализации этой тематики не только в украинском, но и в мировом информ пространстве. Зеленский лишь повторил затертые до дыр тезисы, что у Банковой, в случае провала Минских переговоров (куда, и сколько лет им еще надо проваливаться, чтобы достигнуть дна — непонятно), у Банковой есть некие планы «Б» и «В». Кстати, минская ТКГ опостылела уже даже экс-президенту Кучме, который работает там со старта этого формата, то есть со времен  Порошенко. Кучма, признался журналистам Зеленский, хочет покинуть этот переговорный лагерь, но он попросил его пока что подождать… 

Ничего нового не прозвучало из уст Владимира Зеленского и о резонансных преступлениях, как-то дело Шеремета или Гандзюк. Президент лишь констатировал, мол, то расследуется, то до расследуется, ну, и далее по тексту. Словом, вода в ступе.

Абсолютно пустым делом назвал Владимир Зеленский скандал с братом главы своего Офиса Ермака, который якобы торговал высокими государственными должностями. Гарант говорит, что скандальные записи, где якобы фигурирует ближайший родственник руководителя его Офиса сделаны с целью его, как президента, шантажа. При этом, Зеленский во всеуслышание заявляет: «Мне нечего бояться, потому что я ничего плохого не делаю». О каком шантаже тогда может идти речь в принципе — непонятно…

Если говорить о понимании Владимиром Зеленским реального положения дел в социально-экономической сфере, тема которой рефреном звучала в ходе вчерашней пресс-конференции, тут вообще открывается печальная картина. Президент убежден, что тарифы в стране снизились едва ли не на половину, а людей, которые живут «от зарплаты до зарплаты» в государстве не сыскать днем с огнем. При этом, говоря о программах помощи населению и бизнесу для выхода из карантина, Владимир Зеленский заявил: «Украина — серьезная, но бедная страна». И поэтому, как думаете, что необходимо делать? Правильно, отдавать набранные в прошлые годы миллиарды долларов внешним кредиторам, погружаясь в новые долги, а  гражданам и предпринимателям помогать из того, что останется. Если, конечно, останется. А вот о том, что в условиях кризиса и наличии сверх дефицитного, буквально дышащего на ладан бюджета, официальный Киев намерен поднимать вопрос о реструктуризации внешних долгов  - ни сном, ни духом.

На фоне абсолютно бессодержательных ответов президента Зеленского на серьезные вопросы, касающиеся экономики и внешней политики, сенсацией вчерашней пресс-конференции стал витиеватый ответ «Зе» о вероятном походе на второй президентский срок. Подчеркнув, что оставшихся четырех лет ему может не хватить для практической реализации всех задекларированных обещаний, Владимир Зеленский резюмировал, что подумает о второй каденции, попутно похваставшись, что ему «есть чем думать». Тут, как говорится, без комментариев.

После заявления Зеленского о возможности участия в грядущих президентских выборах, в политических и экспертных кругах сразу стали активно критиковать президента, дескать, он шел на выборы на один срок и именно на это «клюнуло» много избирателей. Но на самом деле ни о каком втором сроке, как рассказал нам источник в президентском Офисе, на Банковой всерьез пока что никто не размышляет, а адресатами данного месседжа являлись представители фракции «Слуга народа». Почему? Да потому что фрагментированная, несистемная, некомандная СН в случае, если бы услышала ответ о том, что в 2024 Зеленский навсегда покинет ОП, сразу же бросилась бы в поисках новых покровителей с перспективой на будущее и воспринимала бы «Зе» не более как временного свадебного генерала. А то, как уже сегодня воспринимает «слуг» сам Владимир Зеленский, становится понятно из его ответа на вопрос о вероятности или не таковой досрочного прекращения полномочий действующей Верховной Рады: «Что касается роспуска... Пока «Слуга народа» будет голосовать за все важные законопроекты для страны, я буду поддерживать не просто партию, а именно тот состав партии, монобольшинства, потому что они выполняют свою работу. Как только они не будут голосовать, не захотят, если будут лоббировать интересы той или иной коммерческой группы влияния на политику Украины, я в то же время - не думая даже ни о чем - буду распускать парламент».

В переводе на человеческий язык это означает, что нардепы от пропрезидентской «Слуги народа» рассматриваются Владимиром Зеленским как люди-кнопки, не более того. Такой подход является полнейшим искажением самого принципа партийного представительства в высшем и единственном законодательном органе страны, а также его весе в системе властных координат. Но с  высоты кабинетов  на Банковой этого явного факта, похоже, не видно. Как не видно за огромным забором иллюзий и печальных реалий, в условиях которых приходится сегодня жить рядовым украинцам. Поэтому, возвращаясь к вчерашней пресс-конференции главы государства, ее форме и содержанию, можно сделать один-единственный вывод: квинтэссенция действующей Зе-власти — это ее полное отсутствие конкретного смысла. Во всяком случае, на данный момент…

Наталия Ромашова

Читайте также: Зеленский объяснил, почему на Донбассе не перестали стрелять

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое