Война и мирВойна

Залужный заговорил: что показала пресс-конференция главкома ВСУ

16:31 27 дек 2023.  823Читайте на: УКРРУС

Во вторник, 26 декабря, главком Вооруженных сил Украины (ВСУ) Валерий Залужный дал первую с момента старта пресловутой путинской «спецоперации» пресс-конференцию. Детально о том, какие ключевые акценты расставил генерал, а какие вопросы предпочел вынести за скобки, читайте в материале Lenta.UA.

Вчера главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный дал первую после начала полномасштабного российского вторжения пресс-конференцию. Несмотря на то, что данное мероприятие прошло в так называемом турборжиме, главком успел ответить на целый ряд разноплановых вопросов, начиная от мобилизации /демобилизации и обще фронтовой погоды, заканчивая прогнозным кейсом на 2024-й. 

Весьма показательно, что аккурат перед стартом пресс-конференции Валерий Залужный ненадолго включился в национальный телемарафон и прокомментировал заявление президента Владимира Зеленского, утверждавшего, что именно военное командование предлагает мобилизовать в следующем году 450-500 тысяч новобранцев. Залужный заявил, что Генштаб «никакого запроса на какие-то цифры не делал», а свои потребности армия формирует, учитывая текущую укомплектованность, формирование новых воинских частей и прогнозы относительно потерь, которые могут быть в следующем году. «Озвучивать эту цифру мы не можем, потому что это военная тайна», - сказал главком ВСУ. - Мы формируем запросы на ресурсы – на военную технику и людей. Все эти предложения мы подаем в Минобороны, как к субъекту законодательной инициативы, которое уже дальше решает, как это обеспечить. Нам необходимы снаряды, оружие и люди. Все остальное выполняют органы, которые имеют на это соответствующие полномочия».

То есть, как видим, чрезвычайно чувствительную для общества мобилизационную тему военно-политическое руководство перебрасывает друг другу словно горячий каштан. А вот то, что Залужный фактически опроверг слова Зеленского в эфире подконтрольного Банковой телемарафона, интересно. По сути, это была одна из немногих, но ярко-демонстративных сцен прямоэфирной самодеятельности «марафонцев» и Офис президента, похоже, попросту не успел вмешаться в ситуацию.

Весьма, кстати, показательно, что выход на широкую публику генерала Залужного состоялся в слоте телеканалов Пинчука – зятя экс-президента Леонида Кучмы. 

Уже на пресс-конференции Валерий Залужный подробнее прокомментировал законопроекты о новых правилах мобилизации. Главный из них, как сообщала Lenta.UA, внесли в парламент поздним вечером 25 декабря. Документ напомним, предусматривает снижение возраста для мобилизованных с 27 до 25 лет, упрощение процедуры воинского учета и вручения повесток, а также более строгие санкции за уклонение вплоть до многотысячных штрафов и заключения.

Главком ВСУ отметил, что хотя военные присутствовали в рабочей группе по подготовке данных документов, но большинство положений, особенно те, которые касаются непосредственно мобилизации гражданских и санкций в отношении уклонистов, разрабатывали не в Генштабе. «Мы армия, и мы должны воевать, а не вмешиваться в жизнь гражданских», акцентировал Залужный, таким образом «переведя стрелки» ответственности на политическое руководство страны. Более того, он подчеркнул, что не военное руководство инициировало электронные повестки, которые, как сказано в законопроекте, смогут присылать на email или в электронный кабинет призывника.

Говоря о военнообязанных за рубежом, Залужный добавил, что ВСУ не намерены вмешиваться в жизнь гражданских, которые выехали из Украины: «ВСУ должны воевать, никоим образом не влиять на гражданскую жизнь наших мирных граждан, в том числе тех, которые выехали за пределы нашей страны. Для этого есть центральные органы исполнительной власти, которые должны принять решение. Я не могу давать эту оценку и не хочу это делать, но буду очень рад, если через некоторое время увижу их в армии и с удовольствием организую им подготовку». По словам главкома ВСУ, для Генштаба важно, чтобы мобилизация происходила, «но каким образом – это уже задача правительства».

В то же время Залужный признал, что именно ВСУ предлагали отказаться от срочной службы. Напомним, согласно новому законопроекту, срочную службу должна заменить базовая военная подготовка, которую в течение нескольких месяцев должны пройти юноши от 18 до 25 лет. «Еще по состоянию на лето мы были не готовы отказаться от срочников, но где-то в конце ноября мы уже сами это предлагали. По состоянию на сегодняшний день они (срочники-ред.) нам не нужны», - пояснил Залужный. Отдельно он прокомментировал тему демобилизации военных, давно сражающихся на передовой. По словам Валерия Залужного, Генштаб и Минобороны согласны разрешить демобилизацию для тех, кто более 36 месяцев непрерывно служил во время военного положения, но только при условии, что ситуация на фронте не обострится, поскольку тогда ребром станет вопрос о том, как и кем заменить опытных людей, которые покинут ряды ВСУ. «Я отлично понимаю, что наши бойцы на фронте сейчас находятся в сверхсложных условиях, - заявил Залужный. - Я надеюсь, что через 36 месяцев мы справимся с задачей и заменим этих людей».

И если о мобилизации главком ВСУ говорил конкретно и по существу, то на вопросы, касающиеся дальнейших военных перспектив отвечал достаточно абстрактно.

«Могу вас заверить, что следующий год будет отличаться от 2023-го, мы все для этого делаем», - сказал он, добавив, что военное руководство определило задачи и непрерывно работает над их реализацией.

Комментируя отдельные направления, в том числе ожесточенные бои за Бахмут, который путинские «освободители» взяли этим летом, а также сражения за Авдеевку и Марьинку, которые также находятся под угрозой полного захвата, Валерий Залужный отметил, что все должно определяться военной целесообразностью: «Не нужно на этом сильно зацикливаться и делать трагедию из-за потери какого-либо населенного пункта. Ведение боевых действий подчиняется своим законам, вне зависимости от того, нравится ли это командирам, политикам или журналистам». Вместе с тем генерал Залужный подчеркнул, что ВСУ будут защищать каждый клочок земли, но если нужно будет сохранить людей, «мы примем нужное решение и сохраним людей».

По словам главкома ВСУ, оккупанты уничтожают города, используя большое количество снарядов и за несколько месяцев любой крупный населенный пункт могут сравнять с землей. Именно это, по словам Залужного, сейчас происходит в Авдеевке и Марьинке, о взятии которой давеча росгенералы доложили Путину. Между тем главком ВСУ возразил и сказал, что украинские войска все еще удерживают северную часть этого города. «Хотя я могу сказать, что этого населенного пункта уже не существует», - добавил Залужный, имея в виду огромнейшие разрушения.

Действительно, этот городок, расположенный к западу от Донецка, который к 2014 году насчитывал около 10 тысяч жителей, ныне разрушен практически до основания. Еще летом украинские воины рассказывали, что обороняться там крайне тяжело, потому что не осталось ни одного нормального укрытия. И с этой точки зрения захват рашистами Марьинки – небольшое достижение. Однако с другой стороны, надо понимать, что оккупантам достанутся не только руины, но и поле для маневра. Прежде всего, рашисты получат возможность атаковать со стороны Марьинки другой опорный пункт ВСУ – расположенную к югу Новомихайловку, а в случае успеха развернуть наступление флангами на украинский плацдарм в районе Угледара. Поскольку бои за Новомихайловку уже начались, можно считать, что Шойгу и иже с ним приступили к реализации данного замысла. Не секрет, что для ВСУ угледарский плацдарм имеет большое оперативное значение, и очевидно, что сдавать даже подступы к нему наши воины не собираются.

«Если говорить о Марьинке или Авдеевке, то враг бросает такие значительные ресурсы и несет такие потери, что на этом фоне ему кровь из носа нужно внутренней аудитории продемонстрировать, что есть успехи и что все это не зря. Звучащие в росСМИ заявления направлены исключительно на внутреннюю аудиторию. Дело в том, что даже если бы враг и взял полностью под контроль Марьинку, это не меняет стратегическую ситуацию на фронте. Марьинку разрушили русские войска, и уже давно, к сожалению. Наши Силы выполняют задачи, направленные на то, чтобы уничтожать большое количество врага и не допускать возможностей развития его оперативно-стратегического успеха. Две эти задачи на сегодняшний день выполняются украинскими войсками успешно. Все остальное – это русская пропаганда для внутреннего потребителя», - отмечает руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.

«Каких-либо возможностей для оперативно-стратегического развития ситуации я здесь не вижу даже если они будут иметь какие-то успехи тактического характера, и какие-то небольшие населенные пункты смогут взять. Но на этом, в принципе, все. Это будет финальный аккорд зимнего наступления русских войск на Востоке. Но нужно понимать, что в дальнейшем Восток для врага будет оставаться приоритетным элементом. А для нас все-таки приоритетным должен оставаться Юг. А что сейчас на Юге происходит? Самое главное – это то, что наши силы удерживают плацдарм в районе Крынок на левобережье Херсона. Это очень важно. Враг ничего не может поделать, не может вытеснить наши силы. С точки зрения удержания плацдарма и его использования в будущем в целях распространения нашего наступления, он имеет чрезвычайно важное значение. Потому что это дает возможность проводить фланговые операции, заходить в тыл вражеской группировки», - резюмирует эксперт.

Ранее многие военные аналитики говорили о том, что правильной стратегией для ВСУ было бы контролированное отступление с труднозащищаемых участков – вроде Авдеевки или левого берега реки Оскол (Купянск и Боровая). «Мы проблемы нашли и нашли где-то, пожалуй, 90% решений этих вопросов, которые необходимо обязательно решить. Мы над этим работаем, и с нами абсолютно согласны наши партнеры», - сказал во время вчерашней пресс-конференции по этому поводу, избегая по понятным причинам конкретики, Валерий Залужный.

При этом главком убежден, что проблем с оружием у ВСУ не будет, потому что Запад продолжит его поставлять, а также будет увеличено собственное производство: «Я уверен, что западные партнеры останутся рядом с нами. Что касается нужды, не зависящей от западных партнеров, соответственно, все эти потребности сформированы и находятся в Минобороны, до сих пор живо сейчас обсуждаются и уже некоторые начали реализовываться. Все эти цифры и потребности нами сформированы до конца, и я думаю, что проблем с этим не будет».

Подчеркнув, что мобилизационная тема была ключевой на пресс-конференции главкома ВСУ, политолог Владимир Фесенко констатирует: «Очень важно, что Залужный высказал свою публичную позицию по этому вопросу. Проблема в том, что дискуссия на эту тему приобретает не совсем правильную тональность. Очевидно, что законопроект сырой и в определенной степени эклектичный, в нем есть, мягко говоря, некоторые неоднозначные нормы, которые и привлекли к себе наибольшее внимание. Очевидно, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Надо понимать, что у нас нет другого выхода, кроме построения системы достаточно эффективной мобилизации. На сегодняшний день такой системы нет. Не было ее и в прошлом году при «старых» (бывших) военкомахах. Ядро сил обороны, которые защищают сейчас страну, составили добровольцы. Если в Украине не будет достаточно массовой и эффективной мобилизации, то на фронте и у нас у всех будут достаточно серьезные проблемы. Тогда не только придется забыть мечту о победе, и выход на границы 1991 года, будет очень трудно удерживать даже нынешние оборонительные позиции. Поэтому целесообразность закона о мобилизации не вызывает сомнений. Медлить с этим законом нельзя».

Говоря о том, есть ли альтернатива мобилизации, эксперт подвел следующую черту: «Есть. Это – поражение в войне и трагедии Бучи и Ирпеня в масштабе всей страны. Если кто-то наивно считает, что достаточно предложить Путину мир и, например, отказ от НАТО, и он сразу согласится на это, то ситуация будет прямо противоположной. Кремль тогда почувствует нашу слабость и захочет не частичных уступок, а всю Украину в целом. К миру, даже к соглашению о прекращении военных действий, Путина еще нужно заставить. И сделать это можно только военным путем. И это невозможно без дополнительной мобилизации. Поэтому следует немедленно прекратить популистский политический футбол, когда разные государственные институции, отдельные государственные деятели и политические партии пытаются переложить политическую ответственность за непопулярные решения на кого-то другого. Это ложный и порочный путь. Это проявление классического политического популизма в худшем виде. Журналисты уже задают вопросы о том, как этот законопроект повлияет на рейтинги Зеленского, Залужного, отдельных партий. Ответ очень прост – повлияет отрицательно. Но сейчас нужно думать не о рейтингах, а о будущем страны. Если завтра или послезавтра некому будет воевать за страну, и враг снова будет возле Киева, то все эти рейтинги потеряют всякий смысл. Для всех без исключения».

По убеждению Владимира Фесенко, доработанный «под ключ» законопроект о мобилизации должен быть общим государственным документом, который необходимо публично поддержать президенту, главкому ВСУ, всему Кабмину, парламентскому монобольшинству и оппозиции с тем, «чтобы процесс мобилизации наконец-то стал действенным и восстановил наш оборонный потенциал».

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое