КультураКинопремьеры

Вышел украинский трейлер вызвавшего многочисленные скандалы фильма Романа Полански

10:45 30 янв 2020.  8073Читайте на: УКРРУС

Лента о «деле Дрейфуса», как и само дело больше ста лет назад, расколола общественное мнение.

Мир стал глобальным. Вчера во Франции произошел очередной скандал, связанный с Романом Полански (его последний фильм «Офицер и шпион» номинировали на премию «Сезар» в 12 категориях) – и одновременно вышел украинский трейлер этой ленты. Фильм «Офицер и шпион» (во французском прокате - «Я обвиняю»), с которым тоже было связано несколько скандалов, выйдет в прокат в конце февраля, и у украинского зрителя наконец-то появится возможность самому оценить ситуацию. Правда, трейлер уже дает некоторое представление о главных акцентах. Но сперва надо сказать несколько слов об истории Дрейфуса, которая легла в основу романа британского писателя Роберта Харриса, написавшего вместе с Полански сценарий фильма.

Капитан французской армии Альфред Дрейфус, судя по всему, звезд с неба не хватал, но, тем не менее, в возрасте 34 лет был причислен в 1893-м году к Генеральному штабу. Однако уже в 1894-м году в штабе была найдена записка с перечнем секретных военных  документов, переданных германскому атташе в Париже. (Напомним, что двумя десятилетиями ранее Франция потерпела поражение во франко-прусской войне, в результате которой возникла единая Германская империя, а французы не забыли о поражении до 1918-го года).

Альфред Дрейфус - фото из судебного дела. Фото: Mult-kor

Графолог, сравнивший почерк, которым была написана записка, сравнил его c образцами почерка офицеров Генштаба и указал на Дрейфуса. Тот свою вину отрицал, но был осужден к пожизненному заключению на острове во Французской Гвиане у берегов Америки. И звезды сошлись таким образом, что это дело раскололо Францию на два враждующих лагеря – «дрейфусаров» и «антидрейфусаров». Дрейфус был евреем и, соответственно, всё его дело стало лакмусовой бумажкой, проверяющей Францию на антисемитизм. Кстати, не всё с «антидрейфусарами» было так просто, как может показаться сегодня – среди них был, например, Жюль Верн. Даже аполитичные художники оказались разделенными – Клод Моне стал «дрейфусаром», а Поль Сезанн и Анри Матисс – «антидрейфусарами».

Сомнения в виновности Дрейфуса были обнародованы публично почти сразу после процесса. Но всё закрутилось после того, как новый руководитель французской контрразведки, которая до этого обвинила Дрейфуса, Жорж Пикар, который и стал главным героем фильма Полански, обнаружил, что утечка документов из Генштаба продолжается. И что почерк, которым была написана роковая записка, похож на почерк не Дрейфуса, а тоже служившего в Генштабе майора Эстерхази.

Жорж Пикар доложил о своих сомнениях начальству, после чего его перевели служить в Тунис, который был французской колонией, и даже ненадолго посадили в тюрьму. В Париже он рассказал всю эту историю знаменитому писателю Эмилю Золя и тот опубликовал свое знаменитое открытое письмо «Я обвиняю!», где поименно обвинил всех, кто был причастен к фабрикации дела Дрейфуса, а французское правительство в антисемитизме. Публикация письма вызвала общественные волнения, причем не только в защиту Дрейфуса. В итоге всё закончились сперва сокращением срока его тюремного заключения с пожизненного до 10 лет, а затем оправданием.

Статья Золя «Я обвиняю!». Фото: Genius

Фильм Полански, рассказывающий эту историю, недоброжелатели Полански тут же назвали его попыткой оправдаться от обвинений в изнасиловании, последнее из которых было выдвинуто совсем недавно. (Напомним, что по суду было доказано только одно – Саманты Геймер, которой тогда было 13 лет, в США в 1977-м году).

Конечно, тут же возникает вопрос, какое отношение обвинение в государственной измене и шпионаже может иметь к изнасилованиям? По мнению кинокритиков, дело тут в том, что Полански, показывая в своем фильме то, как общественное мнение, настроенное против Дрейфуса, давит на правосудие, как бы намекает на себя, всю вторую половину жизни прожившего под этим прессом. И что, как и в деле Дрейфуйса, разделившем тогдашних французов на «дрейфусаров» и «антидрейфусаров», современное общество делится на людей, которые считают, что нельзя смешивать творчество художника с его биографией (например, жюри Венецианского кинофестиваля, которое дало «Офицеру и шпиону» Гран-при, и французская киноакадемия, номинировавшая этот фильм на 12 «Сезаров») и их оппонентов (например, французские активистки, блокировавшие один из парижских кинотеатров в день показа фильма).

Роман Полански на деле по обвинению в совращении 13-летней Саманты Геймер. Фото: Twitter

Тут для полноты картины надо заметить, что хотя мать девочки, киноактриса, сама привезла ее к Полански, который сказал, что сделает с ней фотопробы, и сама Саманта мечтала стать моделью, с юридической стороны всё однозначно. В США у таких преступлений нет срока давности, поэтому Полански, если бы он оказался там, тут же был бы арестован, и, более того, Штаты до сих пор требуют от стран пребывания кинорежиссера его экстрадиции.

Имеет ли всё это отношение к фильму «Офицер и шпион»? Наконец-то это сможет решить и сам украинский кинозритель.

Заставочное фото: Twitter

      

   

   

   

         

Сергей Семенов

Самое читаемое