Наука и технологииИсследование

Ученые назвали неожиданную причину вымирания динозавров

16:45 01 ноя 2023.  746Читайте на: УКРРУС

Точные механизмы уничтожения остаются плохо изученными.

В новом научном отчете говорится, что вымирание динозавров 66 миллионов лет назад было вызвано пылью после удара астероида, который изменил жизнь на Земле.

Катастрофическое воздействие на территорию, которая сейчас называется Чиксулуб на полуострове Юкатан в Мексике, уничтожило 75% видов на Земле, включая нептичьих динозавров. Но точная природа смертельного удара занимала ученых на протяжении десятилетий : виновниками считались лесные пожары с выбросами сажи, извержения вулканов, цунами и огромное количество серы.

Читайте также: Следы динозавров возрастом 125 миллионов лет обнаружены на пляже английского острова Уайт (Фото)

В статье для журнала Nature Geoscience исследователи из Бельгии утверждают, что «точные механизмы уничтожения», запущенные в результате удара, остаются плохо изученными и что слишком мало внимания уделялось роли потенциально триллионов тонн пыли, поднятой в результате сильного события.

Сажа, сера и пыль, циркулирующие в атмосфере в течение многих лет, способны блокировать солнце и способствовать глобальной зиме, когда растительность вымирает, что приводит к разрушительным последствиям для животных, которых она поддерживает.

Чтобы глубже изучить роль различных факторов, ученые смоделировали древний климат, приняв во внимание измерения мелких частиц, извлеченных из места в Северной Дакоте, где осел слой пыли, образовавшийся в результате удара Чиксулуб.

В конце концов, именно пыль сделала это с динозаврами

Согласно результатам моделирования, пыль такого размера, как обнаруженная в Дакоте, могла оставаться в атмосфере до 15 лет после того, как была выброшена в небо. Блокируя солнечные лучи, до 2000 миллиардов его тонн могли бы остановить фотосинтез почти на два года и охладить планету на 15°C.

Пыль, образовавшаяся из измельченного гранита и других горных пород на месте удара, «скорее всего, стала причиной последнего массового вымирания из-за нарушения фотосинтетической активности», — сказал Сем Берк Сенель, исследователь из Королевской обсерватории Бельгии в Брюсселе.

Силикатная пыль оказалась в результате моделирования «наиболее эффективным блокатором фотосинтеза», добавил Филипп Клейс, геолог и планетолог из Свободного университета Брюсселя и соавтор исследования. «Это делает атмосферу непрозрачной для солнечного света, затрудняя процесс фотосинтеза растений».

Согласно компьютерным моделям, для возобновления фотосинтеза потребовалось бы два года.

Стив Брусатте, профессор палеонтологии и эволюции Эдинбургского университета, не принимавший участия в исследовании, в беседе с The Guardian описал астероид, убивший динозавров, как «апокалиптический».

Он сказал: «Это был самый крупный астероид, столкнувшийся с Землей за последние полмиллиарда лет, и он взорвался с силой более миллиарда ядерных бомб, вместе взятых. Но не это на самом деле убило динозавров и 75% других видов, которые вымерли.

«Что действительно привело к их гибели, так это то, что произошло потом, когда пыль и грязь от удара астероида ушли в атмосферу и закрыли солнце. На несколько лет на Земле стало темно и холодно. Астероид не убил всех динозавров за один раз, но это был более скрытный убийца, который спровоцировал войну на истощение, в результате которой погибли три из каждых четырех видов».

Фото: Дональд Э. Дэвис / Wikimedia Commons / Public Domain