Наука и технологииОткрытие

Сила в жире: ученые обосновали новую гипотезу о возникновении "человека разумного"

08:30 24 фев 2019.  1983Читайте на: УКРРУС

Теория о том, что травоядные гоминиды эволюционировали в современных людей благодаря включению мяса в свой рацион питания, может рухнуть под напором данных новых изысканий.

Вовсе не с поеданием мяса, а с началом употребления в пищу животного жира следует связывать появление в популяциях гоминидов (человекообразных приматов) предков современного человека - Homo sapiens. К такому выводу пришли антропологи из Йельского университета, написавшие об этом статью в газете "Современная антропология", на которую ссылается Phys.org.

Джессика Томпсон, одна из авторов новой гипотезы, в разработке которой участвовали ученые-исследователи из нескольких американских университетов, утверждает, что наши ранние предки приобрели вкус к жиру, употребляя в пищу костный мозг, извлеченный из скелетных останков крупных животных, которые были убиты и съедены другими хищниками. Этот аргумент ставит под сомнение широко распространенное среди антропологов мнение о том, что употребление мяса было решающим фактором в создании условий для развития человека.

«Наши предки, вероятно, начали приобретать вкус к жиру 4 миллиона лет назад, что объясняет, почему мы жаждем его сегодня, - говорит Джессика Томпсон, ведущий автор газеты и антрополог в Йельском университете. - Резервуары жира в длинных костях туш были огромным калорийным пакетом на низкокалорийном ландшафте. Это могло быть тем, что дало исконному населению то преимущество, которое ему необходимо для запуска цепи эволюции человека».

Хотя сосредоточение внимания на жире, а не на мясе, может показаться тонким различием, разница значительна, считает Томпсон. Ведь питательные вещества мяса и жира отличаются, как и технологии, необходимые для получения доступа к ним. Так, мясоедение традиционно сочетается с применением острых или сознательно заостренных каменных орудий, в то время как для получения богатого жирами костного мозга требуется только разбивать кости камнем, отмечает Томпсон.

Авторы этой гипотезы собирают и исследуют доказательства того, что стремление заполучить в пищу костный мозг могло стимулировать не только растущий размер мозга гоминидов, но и их стремление выйти за пределы разбитых камнями костей как единственного источника ценного продукта питания, побуждать их искать и совершенствовать более изощренные инструменты и начать охотиться на крупных животных.

«Так возникли все технологии - взять одну вещь и использовать ее для изменения чего-то другого», - говорит Томпсон. «Это происхождение iPhone прямо там».

Соавторами статьи являются антропологи Сусана Карвалью из Оксфордского университета, Кертис Мареан из Университета штата Аризона и Зересен Алемсегед из Чикагского университета.

Исследователи обращают внимание на то, что человеческий мозг потребляет 20% энергии тела в состоянии покоя, или вдвое больше, чем мозг других приматов, которые являются почти исключительно вегетарианцами. Для ученых до сих пор оставалось загадкой, как наши человекоподобные предки удовлетворяли потребности организма в калориях для развития и поддержания работоспособности нашего большого мозга.

Мясоцентричная теория эволюции человека предполагает, что популяция обезьян стала более активно охотиться и есть мелкую дичь. А это стало эволюционным шагом к началу охоты человека на крупных животных.

В статье утверждается, что эта теория не имеет смысла. «Мясо диких животных постное», - напоминает Джессика Томпсон. «На самом деле для усвоения нежирного белка требуется больше энергии, чем для ее восстановления».

Действительно, употребление постного мяса без хорошего источника жира может привести к так называемому белковому отравлению и вызвать синдром острого недоедания. Ранние исследователи Арктики, которые пытались выжить, питаясь только мясом полярных зайцев, описывали это состояние как «кроличье голодание».

По словам Томпсон, эта проблема с белками в сочетании с энергией, необходимой для того, чтобы прямоходящая обезьяна могла поймать и съесть мелких животных, исключает употребление мяса в качестве источника роста мозга.

Поэтому авторы статьи выдвигают новую гипотезу, восходящую примерно к 4 миллионам лет, к плиоцену, к эпохе, когда человеческий предок только-только начал ходить в основном на двух ногах.

«Наши человеческие предки, вероятно, были неуклюжими существами», - говорит Томпсон. «Они не были хороши в деревьях, как шимпанзе, но они не обязательно были настолько хороши и на земле. Итак, что же сделали первые прямоходящие обезьяны в нашей линии, чтобы стать такими успешными? На данном этапе уже было небольшое увеличение размеров мозга. Как они его кормили? "

Томпсон и ее соавторы предполагают, что наши ранние предки использовали камни, когда они добывали пищу на открытых пастбищах Африки. После того, как хищник закончил есть большое млекопитающее, эти прямоходящие обезьяны исследовали остатки, разбивая их, и обнаружили костный мозг, спрятанный в костях конечностей.

«Кости запечатали костный мозг как контейнер Tupperware, предотвращая рост бактерий», - говорит Томпсон. И единственными, кто мог взломать эти контейнеры, добавляет она, были челюсти и зубы гиен или... умная обезьяна с камнем в руках.

Гипотеза предлагает объяснение того, как человеческий предок мог собрать дополнительные калории, необходимые для развития большого мозга, задолго до того, как появятся свидетельства об использовании контролируемого огня, который мог бы смягчить проблему бактерий в гниющем мясе. Эта гипотеза об основополагающей роли жира в формировании человечества также более чем на 1 миллион лет предшествует основному доказательству даже базового изготовления простых каменных пластин - наипримитивнейших инструментов первобытных людей.

По мнению авторов статьи, ученые должны начать искать доказательства разрушительного обращения с костями у ранних человеческих предков, сказал Томпсон.

«Палеоантропологи ищут в основном цельные кости, а затем концентрируются на выявлении умершего животного», - говорит Томпсон. «Но вместо того, чтобы просто задуматься о существе, которому принадлежала эта кость, мы должны спросить:«Что ее сломало?» Нам нужно начать собирать крошечные кусочки разрушенной кости, чтобы собрать воедино такую информацию о поведении (предков современных людей - Ред.)».

Виктор Зубанюк