ИсторияВторая мировая война

Опасная «ласточка». Что стояло за появлением первого в мире реактивного истребителя

07:30 08 май 2019.  1975Читайте на: УКРРУС

75 лет назад авиастроители нацистской Германии осуществили технологический прорыв.. Скорость "Мессершмитт" Me.262 достигла 900 км/ч, превосходя на 200-300 км/ч самолеты союзников.

Работа над экспериментальным самолетом началась по заданию Министерства авиации Рейха еще в 1938-м, а в 1941-м совершил полет прототип, правда, на поршневых двигателях BMW-003. Двигатель этот оказался ненадежным, поэтому ему предпочли Jumo-004 от «Юнкерс».

Это был уже совсем другой самолет, намного более быстрый, чем все истребители противника, с вертикальным набором высоты и четырьмя 30-мм пушками. Тем не менее Me.262 (или Schwalbe — «ласточка») был еще очень сырой машиной, с массой недостатков, к тому же неоправданно дорогой — новинка стоила впятеро дороже Bf.109 — надежного и наиболее массового истребителя в истории. Учитывая все это проект шел ни шатко ни валко, а запуск самолета в производство отложили в долгий ящик. 

Кабина пилота Me.262

В конце 1943 года, когда Германия потеряла превосходство в воздухе, фюрер вспомнил о революционной машине. Правда, он захотел превратить истребитель в скоростной бомбардировщик («блиц-бомбардировщик»), который способен сорвать вторжение союзников, задержав продвижение передовых частей.

В люфтваффе от этой идеи не пришли в восторг, учитывая, что бомбардировщик с тысячекилограммовым грузом бомб стал бы легкой добычей вражеских истребителей, несмотря на изначально высокую скорость. Фюрер, однако, настаивал, и как это ни абсурдно звучит, разработчики и их кураторы в Министерстве авиации просто наплевали на его «хотелки», не внеся коррективы в проект.

Весной 1944-го были выпущены первые 15 машин, но когда за две недели до высадки союзников в Нормандии, Гитлер узнал, что это тот же самый истребитель, то уволил зама Геринга Эрхарда Мильха. И взял производство самолета под личный контроль, после чего разработчики все-таки внесли изменения в конструкцию.

Сбитый пушечным огнем Ме.262 американский бомбардировщик B-17

К открытию Второго фронта 6 июня 1944 года ни один из «блиц-бомбардировщиков» не был доведен до ума. Вскоре один из лучших немецких асов Вальтер Новотны (258 сбитых самолетов противника) был назначен командиром новой части, в которую поступили тридцать Me.262. Лишь в августе первые Me.262A-2 вылетели на задания, причем Новотны все-таки нарушил приказ и использовал новую машину в качестве истребителя.

В декабре 1944 люфтваффе приняло на вооружение около трехсот истребителей Me.262, а освященный фюрером проект производства бомбардировщиков был закрыт.

Реактивный самолет оснащался новейшими на тот момент радиолокаторами, неуправляемыми ракетами, планирующими бомбами и т.д. При бомбометании использовались бортовые счетно-вычислительные приборы. Советское командование рекомендовало пилотам открывать огонь по немецкому истребителю с максимальной дистанции либо уклоняться от боя.

Летающая реплика Me.262 на Берлинском авиашоу, 2006

К началу 1945 года было выпущено уже более 500 самолетов, однако, в боях участвовали чуть более 10%, остальные находились в учебных подразделениях, около 200 машин застряли на железной дороге, 150 сбили союзники. Нехватка опытных пилотов, небольшой ресурс двигателей, перебои со снабжением и дефицит комплектующих — все это привело к тому, что настоящей славы первый в мире реактивный истребитель так и не сыскал. Немцам просто не хватило времени.

Перегонявший трофейный Me.262 c территории оккупированной Германии в июне 1945-го пилот королевских ВВС капитан Эрик Броун вспоминал: «После взлета я понял, как много хлопот нам могли доставить немецкие пилоты на этой великолепной машине. Это был самый настоящий квантовый скачок. Me.262 мог бы изменить ход войны, но у нацистов он появился слишком поздно». К счастью, слишком поздно…

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: Messerschmitt Me.262A-1 Schwalbe. Фото airwar.ru

Михаил Гольд

Новости

Самое читаемое