ПолитикаМеждународные отношения

Имитация слепоты: что означают итоги саммита G20 для Украины

19:53 11 сен 2023.  1850Читайте на: УКРРУС

Саммит лидеров «Большой двадцатки», прошедший в минувший уикенд в Нью-Дели, завершился подписанием итоговой декларации без осуждения военных действий РФ в Украине. Страна-председатель Индия после бурных дебатов добилась принятия документа, который фокусируется не на пресловутой путинской «спецоперации», а на проблемах развития, обеспечения стабильности и роста мировой экономики. Почему так произошло и что это означает для нашей страны, читайте в материале Lenta.UA.

Несмотря на то, что оказавшийся в дипломатическом вакууме Кремль, хватается словно за спасительную соломинку за каждое геополитическое мероприятие, стремясь принять в нем непосредственное участие, Путин отказался от встречи в рамках G20. И это, несмотря на тот факт, что, в отличие от ЮАР, Индия не ратифицировала Римский устав и бункерному обитателю в Нью-Дели не угрожал арест. Впрочем, как говорят в дипломатических кулуарах, данное решение кремлевского диктатора, было обусловлено не столько боязнью быть арестованным на глазах всего мира, сколько риском опозориться из-за демонстративной изоляции со стороны лидеров стран цивилизованного мира.

Показательно, что кроме Путина не приехал в Нью-Дели и китайский лидер. Кстати, это впервые в политической карьере Си Цзиньпина глава КНР не участвует в саммите «двадцатки». Российские пропагандисты этот шаг Си вполне прогнозировано расценили как солидарность с РФ, однако, очевидно, что причина является более глубокой и более глобальной.

Читайте также: Зеленский заявил о готовности к длительной войне с РФ

Задавшись вопросом о том, чем в сложившейся ситуации руководствовался Си Цзиньпин, известный журналист-международник Виталий Портников констатирует: «Первое – это противостояние с Индией, которое только обострилось перед этим саммитом. Глава КНР и глава правительства Индии без большого восторга общались между собой на последнем саммите БРИКС в Йоханнесбурге. К тому же к разногласиям между Пекином и Нью-Дели добавилась публикация Китаем своих «стандартных» карт с очевидными территориальными претензиями к Индии и странам Юго-Восточной Азии. Эта публикация вызвала дипломатические протесты государств-членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). У Нарендры Моди возникла беспрецедентная возможность при переговорах с китайским гостем выступить в качестве регионального лидера. Но зачем это Си Цзиньпину? К тому же глава КНР желает выглядеть недостижимым собеседником и для западных лидеров, и это уже вторая важная причина его отсутствия».

Так или иначе, в конечном счете Москву в индийской столице представлял глава МИД РФ Сергей Лавров, а Китай – премьер Госсовета, правая рука Си – Ли Цян. Важно отметить, что нынешняя встреча G20 прошла и без украинского президента, который выступал посредством видеосвязи перед высокими участниками «двадцадки», на проходящем в Индонезии саммите в ноябре 2022-го. Несмотря на то, что Украина не является участницей G20, многие на Западе справедливо считали, что следовало бы пригласить Владимира Зеленского в знак солидарности в противостоянии российской агрессии. Однако хозяин нынешнего саммита Нарендра Моди, пытающийся придерживаться нейтральной позиции в российско-украинской войне, к этим предложениям так и не прислушался.

Чрезвычайно сложно было прислушиваться к позициям партнеров и непосредственным участникам «Группы двадцати», которые публично и кулуарно ломали копья вокруг содержания итоговой декларации саммита. Между тем коммюнике все же удалось утвердить. Декларация представляет собой объемный документ, состоящий из десяти разделов и 83 пунктов, объединенных девизом «Одна земля, одна семья, одно будущее». Этот пространный трактат, авторство проекта которого принадлежит команде председателя G20 премьер-министра Индии Нарендры Моди, подробно описывает ключевые проблемы современного мира- от вопросов продовольственной безопасности и загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами и выбросами углеводорода до новых вызовов, связанных с использованием искусственного интеллекта, с терроризмом и отмыванием денег.

«Наша встреча проходит в ключевой момент истории, когда решения, которые мы принимаем сейчас, будут определять будущее наших народов и нашей планеты. Руководствуясь философией жизни в гармонии с окружающей нас экосистемой, мы предпринимаем конкретные действия для решения глобальных проблем», - с эпической дипломатической возвышенностью описывает значение саммита G20 в индийской столице итоговая декларация. Бросается в глаза тот факт, что этом необъятном документе упоминание главного раздражителя мировой политики в лице путинской России оказалось предельно обтекаемым и свелось к одному пункту – восьмому.

Данный пункт, утвержденный после горячих во всех смыслах дебатов, выглядит так: «Что касается войны в Украине, то мы подтвердили наши национальные позиции и резолюции, принятые Советом Безопасности ООН и Генеральной ассамблеей ООН, и подчеркнули, что все государства должны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН во всей его полноте. В соответствии с Уставом ООН все государства должны воздерживаться от угрозы силы или ее применения с целью территориального приобретения вопреки территориальной целостности, суверенитету или политической независимости любого государства. Применение или угроза применения ядерного оружия недопустимы». То есть, как видим, слово «Россия» здесь не упоминается ни сном, ни духом.

Впрочем, еще до старта саммита в Нью-Дели индийский шерпа в G20 Амитабх Кант заявлял, что его страна предпринимает все возможные и невозможные усилия для того, чтобы «все участники, включая Россию, Китай и страны «Большой семерки», были довольны тем, что в документе отражены их точки зрения». В связи с этим, по информации газеты The Times of India, согласование итоговой декларации заняло более 150-ти часов интенсивных переговоров.

Между тем в Киеве не скрывают своего разочарования. «Украина благодарна партнерам, которые пытались включить в текст сильные формулировки. В то же время «Группе двадцати» нечем гордиться», - отметил официальный представитель МИД Украины Олег Николенко.

Дипломат также напомнил, что в этот раз (в отличие от предыдущего саммита) представителей Украины на саммите не было. «Очевидно, что участие украинской стороны позволило бы участникам лучше понять ситуацию. Принцип «ничего об Украине без Украины» остается ключевым как никогда», - подытожил Олег Николенко.

В тоже время собеседник Lenta.UA из отечественного внешнеполитического ведомства off the records подчеркивает следующее: «Безусловно, итоговая декларация G20 вызывает неудовольствие, поскольку в поиске компромисса с диктаторским режимом Путина цивилизованный мир закрывает глаза на очевидные и кричащие преступления РФ, стыдливо прикрываясь витиевато-абстрактными формулировками. Но рано или поздно глобальным игрокам придется определиться, поскольку долго оставаться нейтральными, сидя одновременно на двух стульях в вопросе войны в Украине, не удастся. А вообще, помимо «трусливой» декларации, мягко говоря, огорчает сам факт того, что страна-агрессор до сих пор является полноправным членом «Большой двадцатки» и участникам этого клуба не хватает смелости указать Российской Федерации на дверь».

Тем временем на болотах, что, впрочем, неудивительно, итогами саммита, а, точнее, декларационными формулировками, остались довольны. «Двадцатка» переживает, я бы сказал, некую внутреннюю реформу. Прежде всего это проявилось в существенной активизации членов «Группы двадцати» от Глобального Юга, которые при ведущей роли Индии очень четко и настойчиво добивались учета своих справедливых требований», - заявил глава росМИДа Сергей Лавров, недвусмысленно намекая кому Кремль благодарен за поддержку на площадке G20.

Financial Times называет итоговое заявление «Большой двадцатки» в части Украины «ударом по западным государствам, которые весь последний год пытались убедить развивающиеся страны, осудить Москву и поддержать Киев».

Несмотря на такие неутешительные для нас оценки и выводы влиятельных западных медиа, ничего драматичного в сложившейся ситуации не видит политолог Алексей Голобуцкий. «По факту индийский премьер Моди просто сосредоточил практически всю повестку дня саммита на задачах и перспективах чисто Индии. Он выдоил весь потенциальный ресурс встречи G20 досуха, чтобы получить максимум выгод. Прежде всего, это об анонсе создания нового глобального железнодорожного и морского коридора Индия-Европа через Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и Израиль – ред.). Планируется соединение энергетических сетей, прокладка наземных и подводных кабелей, возможно, сразу прокладка водородных трубопроводов из Израиля в Европу, реализация других вспомогательных проектов. Фактически это вообще должно соединить страны АСЕАН с Европой через Индию и Аравийский полуостров вместо/на дополнение к Китаю и Центральной Азии («Новый шелковый путь») и Китаю и РФ, при том, что Транссиб по факту монополизирован КНР. В средней перспективе (лет 20), если все указанное будет реализовано, мы получим глобальное геоэкономическое замещение: на нынешнее место Китая (как концентратора дешевых массовых производств, в том числе высокотехнологичных, и как глобального транзитера, и как центр крупнейших оптовых рынков на планете) придет Индия при принципиальном одобрении США и ЕС. С таким масштабом локальная попытка уничтожения Украины Россией действительно не то, на чем интересно было сосредотачиваться Индии. Хотя это также демонстрирует и роль, отведенную России -никакую».

«Россия списана из глобальной повестки. И на этом фоне задача Украины состоит в том, чтобы достаточно органично включиться в новые глобальные проекты, доказать, что мы там необходимы и выгодны. Ну и убедить союзников и нейтралов, что мы действительно можем в кратчайшей перспективе завершить войну и ускорить окончательное нивелирование фактора РФ. Но для начала нам необходимо преодолеть в информационном поле сегодняшний нарратив о «медленном контрнаступлении». В итоге я бы не оценил результаты саммита G20 как негативные для Украины (тем более, что все еще никуда не делась G7, которая на нашей стороне, несмотря на все осложнения). Как серьезные – да. Как заставляющие откорректировать внешнюю и внутреннюю (да, коррупция) политику? Да. Но не отрицательные. Планета двигается вперед и Россию из этого процесса уже практически вытолкали. Мы же должны не просто успеть вцепиться в поезд, а умудриться зацепиться поближе к локомотиву - теоретически, такие перспективы для нас все еще реальны», - подытоживает Голобуцкий.

В тоже время его коллега по экспертному цеху Олеся Яхно делает следующий акцент: «Похоже, целью саммита G20 была взята идея формального согласования совместной декларации, поскольку в документе упоминается только война в Украине, без осуждения и возложения вины на Москву. Конечно, декларация «двадцатки» - это не только вопрос войны. Но война уже носит глобальный характер, затрагивает разные сферы, и, так или иначе, показывает отсутствие глобального консенсуса между всеми членами. Понятно, что Китай и Россия не поддержали бы вариант с возложением вины на РФ. Но зачем в таком случае добиваться этого формального принятия декларации всеми? Чтобы что? Показательно также что, в отличие от предыдущих встреч лидеров G20 в Японии и Индонезии, Зеленский не выступал по видеосвязи перед участниками cаммита в Нью-Дели. Это я не к тому, что что-то кардинально меняется не в нашу пользу. А к тому, что война в долгую не означает автоматически победу Запада во влиянии на развивающиеся страны, а значит – и в противостоянии демократия vs автократия».

Аккурат после окончания саммита в Нью-Дели, Индия передала главенство в G20 Бразилии: премьер-министр Моди вручил символический председательский молоток президенту Луису Инасиу Луле да Силве. Лула, что называется, не отходя от кассы, заявил, что если Путин решит посетить саммит «двадцатки» в Рио-де-Жанейро в 2024-м, его не арестуют по ордеру Международного уголовного суда. Впрочем, несмотря на этот демонстративный пас, по убеждению политолога Виктора Небоженко, «подозрительный и вероломный Путин не поверит клятвам и заверениям бразильского президента, тем более, что за год может многое измениться и в Бразилии, и в России».

Читайте также: Украина может получить ракеты ATACMS, уверен Зеленский

Ромашова Наталия

Самое читаемое