КультураСкандалы

На ВВС в прямом эфире уличили писательницу-выпускницу Оксфорда в незнании истории

16:20 31 май 2019.  2907Читайте на: УКРРУС

Популярность книг в жанре нон-фикшн привела к падению их качества.

Последние десятилетия стало общим местом утверждение, что книги в жанре нон-фикшн обходят по популярности традиционную художественную прозу. В частности потому, что жизнь, мол, подкидывает такие сюжеты, до которых ни один писатель не додумается. И еще потому, что читатель, мол, стал умнее и образованнее.

Однако при этом поклонники нон-фикшн забывают одну простую вещь – что по-настоящему научной литературы, например, исторической, очень мало. В основном ее пишут любители, которые понятия не имеют об основных принципах работы с архивными и историческими документами. Иногда они даже не подозревают, что изменения, происходящие в языке за сотни лет, приводят к тому, что аутентичное тому времени значение тех или иных слов утрачивается, а в результате мы неправильно понимаем старые документы и тексты. Печальный пример этого был продемонстрирован на днях в прямом эфире ВВС, о чем эта радиостанция рассказала на своем сайте.

Американская феминистка и писательница Наоми Вульф уже в 80-х годах заработала первую популярность, работая журналисткой и параллельно создавая книги в жанре нон-фикшн, демонстрируя широту интересов и, как можно было предположить, знаний. (Вульф закончила Оксфорд). Начала она с книги «Миф о красоте: Стереотипы против женщин», затем написала «Новую историю женской сексуальности», а в своей книге «Конец Америки: Предупреждение молодому патриоту» занялась анализом того, как в некоторых странах зарождался фашизм. Как журналистка она писала, например, как об абортах, так и на политические темы, и печаталась в таких солидных изданиях как The Nation, Guardian, Huffington Post и New Republic.

Наоми Вульф. Фото: BBC

В эфир ВВС ее пригласили в связи с выходом в печать ее новой книги «Гонения: Секс, цензура и криминализация любви» о том, как в викторианские времена преследовали геев, где Вульф пишет, что в викторианскую эпоху их казнили. Основывалась она при этом на архивах центрального уголовного суда в Лондоне (Old Bailey), где обнаружила множество судебных дел с приговором «записанная смерть» (death recorded).

И тут в прямом радиоэфире случился конфуз. Ведущий ВВС проинформировал писательницу, что в те времена это фраза означала уверенность судьи в том, что у осужденного много шансов быть помилованным. Затем ведущий рассказал писательнице, что один из главных персонажей ее книги Томас Сильвер, который, как рассказано в ее книге, был казнен за гомосексуальные отношения с мальчиком, в реальности отсидел за это два года, а затем был выпущен на поруки. И что нет ни одного документального свидетельства о том, что в викторианскую эпоху в Британии был казнен хоть один гей, хотя у Вульф идет речь о том, что таких казней были десятки.

Оказалось, что королеву Викторию обвинили ложно - геев при ее правлении не казнили. Фото:cellicode.ua

И вот что тут самое интересное. С точки зрения законов книжного рынка Вульф поступила профессионально – она взяла актуальную сегодня тему прав геев, изучила (как ей казалось, изучила) в архиве первоисточники и написала книгу, соответствующую ее идеологическим интересам и установкам, то есть, попросту говоря, «писала с душой». Общаться же с экспертами на эту тему - долго, нудно, и только собьет вдохновение и затянет работу. В результате вышел казус, который даже непонятно, как назвать и исправить.

Остается задать риторический вопрос – сколько написанных с такой же «степенью профессионализма» книг на разные темы в жанре нон-фикшн мы уже прочли и сколько нам еще предстоит прочесть?

Заставочное фото: Twitter

 

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое