ПолитикаВласть

Выжигание вместо посадки: почему Медведчука не отправили за решётку и причём тут Коломойский

13:39 14 май 2021.  14768Читайте на: УКРРУС

После более чем восьмичасовых публичных прений обвинительной и защитной сторон, в четверг, 13 мая, Печерский райсуд столицы избрал меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста нардепу от ОПЗЖ Виктору Медведчуку, которому инкриминируют государственную измену. Почему предварительный вердикт по столь серьёзной уголовной статье оказался более чем мягким, разбиралась Lenta.UA.

Сторона обвинения, считая, что Виктор Медведчук помогал россиянам захватить газовые месторождения на черноморском шельфе в Крыму, а также передавал секретные данные о Вооруженных силах Украины (ВСУ), просила отправить обвиняемого в СИЗО до 10 июля с правом выйти под залог 300 миллионов гривен. Однако суд внезапно для многих отказал обвинению и дал куда более мягкую меру пресечения – домашний арест. 

«Поеду, если повезут», - сказал vip-подозреваемый журналистам и было видно, что заблаговременно, как это часто, увы, бывает, решение Фемиды никто не «слил». Интриги добавлял тот факт, что председательствующий по данному громкому делу судья Вячеслав Пидпалый за время своей карьеры нередко выносил именем Украины весьма сомнительные с точки зрения правовой логики и банального здравого смысла решения, а также всегда подыгрывал действующим властям любых политических окрасов. Сделал он это и сейчас, хотя на первый взгляд может показаться, что домашний арест Медведчуку – слишком уж лояльная мера пресечения. К тому, почему вердикт Фемиды в отношении путинского кума стал в определённой мере спасительным кругом для президента Зеленского, объявившего войну пророссийским силам, вернёмся несколько позже. Сейчас же остановимся на том, как проходил процесс.

Читайте также: Партия Путина отреагировала на меру пресечения Медведчуку

Виктор Медведчук прибыл в здание Печерского райсуда на чёрном представительском автомобиле марки «Merсedes» в сопровождении охраны. Синхронно подтянулись четыре адвоката, а также группа поддержки нардепов от ОПЗЖ. В судебном зале «засветились» Кива, Шуфрич, Рабинович, сестра «заклятого друга» Медведчука Лёвочкина – Юлия, бывшая соратница Тимошенко, а ныне – представительница Оппоплатформы Наталья Королевская, Юрий Бойко, Ренат Кузьмин и другие.

Кузьмин, бывший заместитель генпрокурора, по полной программе играл на публику: «Прокуроры нарушили все нормы закона, которые только можно было нарушить в ходе расследования. Просто трэш. Похоже, материалы для суда готовили сценаристы студии Квартал 95: уж слишком смешные. Мало того, что смешные, так ещё и 90% доказательств представляют собой распечатки каких-то статей из интернета, собранных неуполномоченными на то органами, а, точнее, журналистами».

Группа нардепов от ОПЗЖ, в числе которых оказался и действующий нардеп этой политсилы, а некогда соратник «оранжевого» президента Ющенко Юрий Павленко, ходатайствовала о взятии Медведчука на поруки. Заявления представителей Оппоплатформы были написаны под копирку, ключевой посыл которой сформулирован так: «Желаю взять Медведчука Виктора Владимировича, подозреваемого в (перечень статей УК – ред.) правонарушениях на собственное поручительство. Подозреваемый характеризуется с позитивной стороны, ранее к уголовной ответственности не привлекался и оснований говорить о том, что он может скрываться или уклоняться от органов следствия или суда, нет». 

У суда же впоследствии не оказалось оснований давать «добро» на поручительство, а вот по мере пресечения Медведчуку возник ряд претензий к стороне обвинения.  «Прокуроры не предоставили следственному судье важные документы, в частности, отдельные извлечения по каждому эпизоду обвинения. Также обвинение не представило доказательств суду по эпизоду, где речь идет о передаче данных насчет военной базы ГУР…», - негодовал судья Пидпалый.

Обвинитель в ответ заявил, что это секретные данные. Судья возразил, что есть судебная процедура предоставления допуска как судье, так и подозреваемому. «А разве есть такая категория «честное слово прокурора»? То есть доказательств нет», - отрезал служитель Фемиды.

Следующий вопрос судьи касался залога. «Как вы рассчитывали залог? Насколько я слышал от стороны защиты, сейчас все его имущество заблокировано». Прокурор ответил, что у Медведчука есть и наличные деньги, а также активы, не являющиеся недвижимостью. «Но вы говорили, что Медведчук нанес ущерб в 38 миллиардов, а требуете залог в 300 миллионов. Почему не миллиард?», - продолжал «нагибать» явно не самых зубатых прокуроров человек в малиновой мантии.

Досталось, впрочем, и противоположной стороне. Когда один из прокуроров продолжал монотонно зачитывать обвинительный акт, судья прервал его, обратившись к Медведчуку и сотоварищи: «Уважаемые народные депутаты, пожалуйста, если у вас есть такое желание, вы можете сюда пригласить господина Разумкова – пусть сядет вместо следственного судьи и ведет заседание. Если вы не уважаете суд, что вы здесь делаете вообще? Своим поведением вы демонстрируете всем телеканалам пренебрежительное отношение как к суду, так и к обществу. Если вы хотите общаться, ходить, здороваться - покидайте зал заседаний прямо сейчас и общайтесь на улице».  После этих слов нардепы Рабинович и Бойко, извиняясь, начали оправдываться, мол, выходили в туалет. Выглядело довольно комично…

Явно не до смеха было импульсивному Илье Киве, который просто изнывал от скуки – выслушивать длинные спичи адвокатов и прокуроров ему явно было в тягость. «Уважаемый судья, тут столько народа, так душно, попросите включить кондиционер», - на энный час слушаний сказал Кива, но его культурно «присадили». Ожил будущий кандидат наук только глубоким вечером, когда своим телом защищал проходящего к авто Медведчука от группы протестующих, выкрикивающих в адрес кума Путина, мягко говоря, нелицеприятные эпитеты…

Защита в ходе многочасовых слушаний периодически просила суд не выбирать вообще никакую меру пресечения, указывая на «большое количество нарушений со стороны прокуратуры и отсутствие внятного обоснования санкции в виде содержания под стражей». Обвинение, в свою очередь, настаивало: Медведчук – предатель Украины, который подрывает её изнутри в период военного противостояния с РФ. 

В районе девяти вечера судья Вячеслав Пидпалый огласил вердикт, суть которого – отказ в удовлетворении ходатайства прокуратуры в отношении Медведчука о взятии под стражу. Вместо этого, опального нардепа отправили под круглосуточный домашний арест до 9 июля включительно. Ограничительный «пакет» включает в себя, помимо пребывания по месту жительства 24/7, ношение электронного браслета и сдачу загранпаспортов.

Лояльные к Медведчуку СМИ предельно оперативно назвали вердикт суда «серьёзным поражением власти, которая струсила, чтобы идти до конца». Однако так ли это в действительности? Бесспорно, и это бросалось в глаза в ходе вчерашних слушаний, дело было «слеплено» на основе весьма, скажем мягко, неубедительной доказательной базы, что подтверждает распространённую гипотезу о том, что ставка была сделана на побег Медведчука из страны. Но он остался, поэтому пришлось «плясать» от того, что было.

Очевидно, что, отправив Медведчука за решётку, априори открылся бы шлюз для истерии, самопиара отдельной части ОПЗЖ и создания из Медведчука образа жертвы режима. В итоге все могло завершиться тем, что «серый кардинал» времён Кучмы, с помпой вернулся бы на более высокие позиции в большой политике на белом коне. А так – «поюзают» его порядочно, держа на коротком поводке в одном из его огромнейших особняков.

Кстати, процесс политического уничтожения Медведчука уже запущен. Во вчерашнем эфире «Право на власть», выходящем на «плюсах» Коломойского, по Медведчуку была нанесена серия сокрушительных ударов. Во-первых, на телеканале с многомиллионной аудиторией была показана «хатынка» Медведчука и то, как он добирается на работу в парламент – с перекрытием улиц, кортежем вооружённых до зубов секьюрити и прочими спецэффектами. Народ такое «любит» и наверняка оценит.

Во-вторых, было продемонстрировано два видео. На первом некий Андрей Кричак, уроженец Киева, проживающий сейчас в США, рассказал, как, будучи 15-летним подростком был жестоко избит «комсомольским дружинником Медведчуком». «Тогда Виктору Владимировичу «светило» 2 года тюрьмы и его отчислили из университета, но вскоре он был возобновлён из-за связей «сверху», - рассказала ведущая Наталия Мосейчук и вывела в эфир часть разговора с упомянутым господином Кричаком.

«Выкрутится он (Медведчук – ред.) в этой истории с госизменой или нет, не знаю. Но если он выкрутится, то Украине будет очень плохо, потому что это – тёмный человек без моральных красных линий», - сказал Кричак. 

Ну, а вишенкой на торте стал видеосинхрон с вдовой старшего брата Медведчука по материнской линии – Линой Гулько, проживающей на Одесчине. «Когда мой муж однажды увидел по телевидению, как Медведчук подарил священникам десять чёрных «Мерседесов» и ещё что-то, он сидел, плакал и сказал: «Смотри, у меня есть сын и дочь, а у него – племянник и племянница, но он даже не знает об их существовании», - начала свой непродолжительный, но фееричный рассказ женщина.

«Когда мой покойный муж пришёл из армии, Виктору и Сергею (младший брат Медведчука – ред.) было лет по 5-9. Он выкормил и выучил братьев – родители не работали в то время. Мой муж всегда хотел его видеть. Он оббивал все пороги и даже был в Верховной Раде. Я звонила в Администрацию Кучмы, мне красиво отвечали, но Медведчук на общение не шёл, при том, что я говорила, дескать, брат при смерти… Я в своё время даже стояла на коленях перед своим мужем и просила его, чтобы не носил обиду и простил Виктора, но мой супруг сказал дословно следующее: «Медведчук пойдёт по трупам, чтобы заполучить власть», - отметила родственница Медведчука, добавив, что нынешний путинский кум отрёкся от своего старшего брата, «потому, что мама переписала крошечную квартиру на моего мужа, фактически содержавшего тогда всю семью, в том числе маленького Виктора».

Сказать, что видавший виды и реально умеющий держать информационный удар Шуфрич, созерцающий эти кадры в студии «плюсов», куда прибыл защищать Медведчука, «выпал в осадок» - ничего не сказать. Нестор Иванович тщетно пытался вернуть дискуссию в русло «преследования одного из лидеров оппозиции»…

Очевидно, что этот знаковый эфир на канале Коломойского, не мог состояться без соответствующего «добра» олигарха, который в попытке выстоять перед прессингом США, решил, в угоду Зеленскому «мочить» своего, кстати, бизнес-партнера Медведчука. Словом, битва в закулисном олигархическом террариуме начинается и именно её исход, а не мера пресечения Медведчуку, имеет решающее значение для дальнейшей судьбы нашей с вами страны.

Что же касается самого решения суда, то в соцсетях можно встретить две полярные точки зрения. Одна – о «зраде»: дескать, Медведчук должен был оказаться в СИЗО. Вторая – о весьма приемлемом результате. По-своему правы обе стороны. С одной стороны – подозреваемый в госизмене должен был попасть в изолятор автоматически. С другой – в результате разъяснения Конституционного суда даже эта статья предусматривает право внесения залога. Предложенный прокуратурой залог в 300 миллионов гривен, казалось бы, значителен, но, если говорить объективно – для Медведчука и его соратников – абсолютно подъемный. К примеру, «коллега» Медведчука – олигарх Дмитрий Фирташ, попавший за решетку в Австрии в 2014 году, вышел под рекордный для местной юстиции залог в $174 млн. Деньги нашлись – и очень быстро. Иными словами, Медведчук мог очень быстро оказаться на свободе, просидев в СИЗО пару-тройку дней. После чего, получив у пророссийского электората статус мученика, не имел бы перед судом никаких обязательств.

Вынужденное сидение дома лишает Медведчука главного козыря – коммуникационного. Его связи и контакты – в первую очередь неформальные – прерваны. Что позволяет Банковой достичь главной цели – максимально изолировать главного кремлевского «авторитета» в Украине. 

Наталия Ромашова

Читайте также: Подельник Медведчука Козак уехал лечиться к Лукашенко

Крижак Дмитрий

Самое читаемое