ПолитикаВласть

В тесных объятиях усталости: что показала итоговая пресс-конференция Зеленского

17:27 20 дек 2023.  1227Читайте на: УКРРУС

В среду, 19 декабря, состоялась так называемая большая пресс-конференция президента Владимира Зеленского, в ходе которой нынешний хозяин Банковой подвел итоги уходящего 2023-го и спроецировал планы воюющей Украины на год грядущий. О том, в каких вопросах действующий глава государства «плавает» как рыба в воде, а какие темы буквально выбивают его из эмоциональной колеи, читайте в материале Lenta.UA.

Итоговая пресс-конференция Владимира Зеленского стартовала вчера в 18:00 по Киеву и длилась около двух часов. Большинство вопросов касались поддержки от союзников и рисков, если она сократится, перспектив на фронте, а также видения новых подходов к мобилизации.

Мероприятие началось с благодарности, которую президент выразил воинам ВСУ, сражающимся с путинскими «освободителями» на фронте. В этом контексте действующий гарант отметил, что «Россия не достигла ни одной победы», а на вопрос, есть ли опасность, что Украина начинает проигрывать в этой войне, лаконично и категорично ответил: «Нет!». Вместе с тем Зеленский сказал, что цена победы очень высока, и согласился, что у Украины «есть трудности» -  сейчас они, в числе прочего, связаны с серьезным недостатком артиллерийских снарядов и противотанкового оружия.

Читайте также: Никто не знает, когда закончится война в Украине, - Зеленский

Отдельно Зе отметил, что авторы каких-либо прогнозов на самом деле не могут предсказать, чем и когда может закончиться конфликт: «Война, победа, стагнация – зависит от многих решений, многих направлений, но в большинстве – от нас с вами. Если мы не потеряем нашу стойкость, мы закончим войну раньше». Глава государства также напомнил о том, что росвласти ранее прогнозировали победу над Украиной «за три дня», но их планы вдребезги разбились о рифы реальности. К слову, не называя фамилии «Путин» президент, комментируя войну, характеризовал несменного хозяина Кремля как «больного человека». И очевидно, что речь в данном случае шла исключительно о психологическом здоровье лидера страны-агрессора.

Одним из самых чувствительных вопросов итоговой пресс-конференции президента предсказуемо стала мобилизация и планы по ней. Владимир Зеленский рассказал, что во время недавней Ставки верховного главнокомандующего военные обратились к нему с предложением мобилизовать 450-500 тыс. человек дополнительно из-за дефицита в армии. Президент подчеркнул, что вопрос этот дискуссионный, и всячески демонстрировал, что сам скептически относится к озвученной цифре. «Это очень серьезная цифра. Я сказал, что мне нужно больше информации, потому что это вопросы людей, справедливости, обороноспособности, - заявил он. – Мне нужна конкретика».

Зе также добавил, что хочет видеть планы не только по мобилизации, но и по демобилизации тех, кто воюет непрерывно с начала российского вторжения и заслужил отдых. Кроме того, действующий гарант украинской Конституции оценил стоимость мобилизации такого масштаба в 500 млрд. гривен.

«Такие деньги найти непросто. По оценкам, один солдат- это шесть налогоплательщиков в тылу», - акцентировал Зеленский. Отдельно его спросили, что он думает о версиях, что в армию должны также мобилизовать женщин и молодых мужчин – то есть всех, кто достиг 25-летнего возраста (в настоящее время этот порог достигает 27-ми лет -ред.). «Женщин – нет, не подпишу», - пообещал президент, имея в виду соответствующий законопроект, который внесен недавно на рассмотрение Верховной Рады. Относительно снижения возраста мобилизованных, то тут господин Зеленский был не столь категоричен: «Если все аргументы будут изложены, то с этим соглашусь».

Несколько раз Владимира Зеленского спрашивали о вероятном конфликте или противоречиях между ним и главкомом Валерием Залужным. Последний, как известно, пользуется большой популярностью в обществе, но как следует из ответов верховного главнокомандующего, не пользуется таким же успехом у него. Недавно, напомним, Зеленский и Залужный даже вступили в заочную полемику по ситуации на фронте. Главком ВСУ в частности заявил, что наступление зашло в тупик и нуждается в радикальных изменениях подходов, а президент с ним публично не согласился. После этого в адрес генерала Залужного начались систематические критические выпады от представителей Зе-команды в Раде. Особенно активничает на этом поприще нардеп от «Слуги народа» Марьяна Безуглая, требуя отставки главкома.

Отметим, что президент довольно неохотно комментировал этот кейс. В частности, Зе отметил, что не хочет «кому-то помогать развивать данную тематику». «С Залужным у меня рабочие отношения. Он должен отвечать за результаты на поле боя», - подчеркнул Зеленский.

Он также добавил, что не имеет по отношению к военному руководству ничего личного («личное у меня только с женой») и ждет от него планов и решений, а главное-результатов: «Нам нужны прочные шаги и результаты. Жду решения от них по мобилизации, конкретным вещам на поле боя, хочу видеть детали, считаю, что это справедливо». Нападки Безуглой на Залужного президент также комментировал, мягко говоря, без энтузиазма, отметив, что нет времени на фейсбук-ссоры и что среди тех, кого он когда-то назначал, «кому-то благодарен, за кого-то стыдно», но не стал уточнять, кого подразумевает. «Что касается Марьяны и Валеры, еще нескольких людей… Это сложно, они все очень любят комментировать, ругаться в фейсбуке. Они общаются, с первых дней они-то вместе ездят на фронт, то ссорятся. Мне кажется, нам всем нужно давать результат государству ежедневный, а селфи мы успеем», - подытожил Зеленский.

То есть, как видим, публичная линия президента – главкома открыто не критиковать и тему конфликта с ним лишний раз не «подсвечивать». Весьма, кстати, показательно, что даже прямой вопрос одного из журналистов – планируется ли менять военное руководство после провала контрнаступления – Зеленский просто проигнорировал, заговорив на другую тему. Совершенно понятно, что если бы отношения с главкомом были бы как минимум ровными, то, скорее всего, президент бы просто опроверг планы по замене Залужного  и комментировал бы его деятельность в куда более позитивном ключе. Но этого не произошло и ответы Зеленского, как бы он не старался «пропетлять», наглядно продемонстрировали, что напряженность таки существует, однако в силу ряда причин Банковая сейчас не намерена открыто конфликтовать с главкомом ВСУ.

Но при этом и нынешняя риторика господина Зеленского в отношении Залужного вызывает вопросы. Так, журналист Евгений Кузьменко весьма справедливо и обоснованно констатирует: «Президент должен понимать: если «Валеру» (на которого должна равняться вся армия воюющей страны) и «Марьяну» (на которую не равняется никто) глава государства, словно классный руководитель, публично уравнивает как двух двоечников – то пусть потом не удивляется, что для многих в школе он будет и Вовой, и Бубочкой, и Щеневтиком. Причем это же не был случайный выход – это была домашняя заготовочка. Это очень русская штука – ассоциировать хамство с железными яйцами: «Мочите в сортире!», «Если бы бабушка была дедушкой» и так далее. Совершенно необязательно доказывать, что ты не лох, дискредитируя других. Хамство вообще – как радиация, она разъедает единство и своих, и чужих, и журналистов, и Генштаба, и «слуг народа», и самого народа. Но что уж об этом говорить на пятом году президентства и в конце второго года полномасштабной войны...».

В течение довольно долгого времени на пресс-конференции Владимир Зеленский пререкался с представительницей издания «Зеркало недели» по поводу темы недостаточности борьбы с коррупцией, а также «правительства национального единства» - технократов из разных партий, над созданием которого журналист предложила подумать президенту. Инна Ведерникова из ЗН, задавая свой вопрос, вероятно от волнения несколько запуталась в формулировке, что дало повод Зе «съехать» с темы и даже обвинить ее в непрофессионализме. «Важно быть начитанным человеком, но надо быть умным…», - бросил в адрес журналистки гарант.

Сказать, что это, скажем так, некрасиво – ничего не сказать. Однако объективности ради отметим, что подобным хамством в адрес журналистов отличались практически все предшественники Зеленского, за исключением разве что покойного Кравчука.

В общей сложности, перепалка президента с Ведерниковой шла в течение почти 10 минут. В ходе нее гарант заявил, что «хочет уменьшить правительство»: «Мы сегодня уменьшаем расходы чиновников. Я работаю над тем, чтобы правительство еще уменьшилось. Но если там совсем не будет людей, нам будет сложно руководить государством». При этом с предложением, «почистить» свое окружение глава государства не согласился, подчеркнув, что в его команде работает 5-6 менеджеров.

Достаточно резко ответил Зеленский на вопрос журналиста «Украинской правды» Михаила Ткача по поводу того, что он предпринимает по поводу разгульной жизни нардепов и прочих чиновников. Касательно парламентариев Зе сказал, что они не являются «моральными авторитетами», но и распустить ВР он не может, так как Конституция запрещает выборы в Раду во время военного положения.

Президенту также пришлось отвечать на неприятные вопросы по контрнаступлению и перспективам на фронте. Если в прошлом году Зе публично обещал впечатляющие результаты и максимальное освобождение оккупированных территорий, то в этом году вопрос о планах и неудачах он воспринимал достаточно холодно. «У нас были сложности на юге в этом году, потому что все вокруг говорили, какие у нас цели, - не без раздражения сказал президент. - Это оно так не работает с Российской Федерацией, у которой оружия больше. Не могу, прошу прощения. Не могу вам сказать ни одной детали из наших контрнаступательных и оборонительных действий в следующем году».

Владимир Зеленский признал, что на фоне войны финансовая ситуация в Украине очень сложная, особенно учитывая, что главные доноры - ЕС и США- до сих пор не согласовали выделение значительных траншей финансовой помощи для покрытия бюджетного дефицита страны. Но президент выразил уверенность, что все обещанные средства все-таки поступят в полном объеме. «США нам не изменят», - подчеркнул Зеленский, хотя и признал, что вероятная победа Дональда Трампа на следующих президентских выборах может в будущем негативно повлиять на поддержку нашей с вами страны.

Весьма и весьма эмоционально прокомментировал нынешний хозяин Банковой взаимоотношения с соседней Польшей. С одной стороны, поблагодарил за поддержку в первые месяцы войны и назвал поляков «братьями», а с другой- резко возмутился блокадой границы. Владимир Зеленский подчеркнул, что Украина потеряла сотни миллионов долларов из-за политики Польши в последний год, и возмутился предложением пойти на компромисс, учитывая, что путь через западную сухопутную границу – сейчас практически единственная возможность для Украины экспортировать свою продукцию на внешние рынки. «В чем компромисс? В чем? Компромисс нам всем не выжить? Хорошо, мы не будем продавать зерно в Польшу, но дайте вывезти, - возмущался президент. - Вы поймите меня, я не тряпка какая-то, я защищаю интересы своего государства!».

Судя по всему, именно вопрос «волнообразных» взаимоотношений Киева и Варшавы стал для Зеленского одним из наиболее болезненных и выбивших его из эмоциональной колеи. Но в остальном это был все тот же Зеленский, который пытался даже как-то подшучивать. Например, еще одному польскому журналисту он заявил, что Украина согласна предоставить его маме вагон «Укрзалізниці» для того, чтобы она могла посетить своего сына, пока в нашей стране не возобновлено воздушное сообщение.

А вообще, и на этот момент обращают внимание многие эксперты, президент Владимир Зеленский на вчерашней пресс-конференции чисто с человеческой точки зрения выглядел очень и очень уставшим.

«Зеленский говорит правильные вещи. Не приятные, не радостные – правильные. Ну, так сейчас и надо. Иллюзии – это роскошь, которую мы сейчас себе не можем позволить. Выглядит уставшим. Нас учат такие вещи определять визуально сейчас. Хотя многие интуитивно и без инструкций такое считывают. Так вот – очень уставший по всем признакам», - отмечает политолог Кирилл Сазонов.

Согласен в этом плане с коллегой политолог Олег Постернак: «После пресс-конференции Зеленского нет особых разочарований, да и вдохновений особо нет. Президент уставший и сконцентрированный на своем внешнем влиянии и содержании ядерной электоральной власти. Отстройка темы мобилизации, плановый антикризис по мобилизации женщин, суверенный гопак на польском треке... В стране побеждает логика скрипучего предвыборного кливажа. Выборам в 2024 году быть. Однако есть и интересная деталь. У президента, кажется, есть уверенное понимание плана военных действий на следующий год. То, о чем внимательный украинец мог бы прочесть в беспощадной статье в издании Welt. Советую отнестись к озвученным там мыслям внимательно. Кристаллизуется четкое понимание, что летнее контрнаступление 2023 года могло быть только информационным оружием, ведь все помнят медийную лихорадку вокруг него».

«С абсолютной уверенностью можно сказать по итогам пресс-конференции Зеленского, что война в следующем году не завершится. Ни на какие компромиссы идти с Путиным он не готов. Дальше все будет зависеть в значительной мере от выборов в США и ЕС в 2024-м. Без помощи Запада воевать на истощение с Россией будет крайне сложно. Не менее важной задачей является изменение информационной политики в Украине.  Потому что при нынешней мобилизовать еще 450-500 тысяч человек, о которых заявил президент, будет практически нереально. Но, естественно, одной информационной политики будет мало. Без демонстрации единства с народом, мобилизации детей политиков и их самих на фоне все большего количества коррупционных скандалов, «распилов» местных бюджетов, всей этой перекладки брусчатки, закупок дорогих авто и прочих атрибутов «пира во время чумы» - боюсь все с каждым днем будет становиться все хуже. И с мобилизацией, и с легитимностью самой власти. К чему это привело 100 лет назад вспоминать не хочется», - отмечает политолог Максим Яли.

Эксперт также убежден, что «крайне нервная реакция на вопросы об отношениях с Залужным, лишь подтверждает слухи о конфликте президента с ним». «А вообще, я не понимаю, зачем выходить на пресс-конференцию, тем более с участием иностранных СМИ, если ты не готов отвечать на «перезревшие» вопросы, которые накопились у общества. Не знаю, на что рассчитывали в Офисе президента, но никаких бонусов от этого действа я не вижу», - подытоживает Максим Яли.

Читайте также: Украина не получала приглашения о вступлении в НАТО, - Зеленский

Ромашова Наталия

Самое читаемое