Война и мирСкандал

«Жучки» для главкома: кто и зачем пытался прослушивать Залужного

18:41 19 дек 2023.  1008Читайте на: УКРРУС

Нешуточный скандал разгорелся вокруг Генштаба ВСУ, где в кабинете главкома Валерия Залужного на днях было обнаружено прослушивающее устройство. Кроме того, «жучки» нашли и в кабинетах ряда других сотрудников. В Службе безопасности Украины появившуюся информацию подтвердили и возбудили по данному факту уголовное дело. В ведомстве Малюка пока не называют официальных версий о том, кто может стоять за попыткой подслушивать генерала. Однако те версии, которые живо обсуждаются на кулуарном уровне, одна «прекраснее» другой. Детальнее об этом, читайте в материале Lenta.UA.

В воскресенье вечером, 17 декабря, в ряде отечественных СМИ практически синхронно появилась новость с пометкой «молния»: в кабинетах Валерия Залужного и некоторых сотрудников Генштаба были найдены прослушивающие устройства. Сообщения со ссылкой на военные источники предельно оперативно нашли подтверждение в Службе безопасности Украины, (СБУ) сообщившей о начале «уголовного производства по факту обнаружения технического устройства в одном из потенциальных мест дислокации главнокомандующего ВСУ». В «конторе» также подчеркнули, что «техника выявлена не непосредственно в кабинете Валерия Залужного, а в одном из помещений, которое в будущем могло использоваться им для работы».

Поговаривают, что прослушка обнаружилась и в кабинетах нескольких других военных, в том числе личного помощника главкома Константина Бушуева. По данным известного журналиста Юрия Бутусова, в результате находок весь персонал, имевший доступ к кабинетам Генштаба, был отправлен для проверки на полиграфе.

Читайте также: «Спецоперация» для россиян: какую игру затеял Путин

«Это беспрецедентное нарушение режима безопасности. Была ли утечка информации и что именно могло быть предметом утечки придется устанавливать следствию», - отметил Бутусов.

Несмотря на то, что подобный случай в воюющей стране – действительно беспрецедентный, складывается впечатление, что в СБУ пытаются приуменьшить масштаб проблемы. В частности, в ведомстве Малюка заявили, что «жучки» находились в нерабочем состоянии, а оперативно обнаружить «средства накопления информации и удаленной передачи аудиозаписей не удалось».

В переводе на человеческий язык это означает, что аппаратура в кабинетах присутствовала, но неизвестно, была ли она задействована.

Своим отношением к происшедшему вчера поделился и сам Валерий Залужный. «Скажу вам так: это то помещение, которое я должен был использовать сегодня (18 декабря – ред.)», - сказал главком, уточнив, что речь не идет о кабинете, которым он пользуется постоянно.

«У меня есть несколько мест, где я работаю. В одном из них это произошло. Давно там не был. Мы проверили и нашли», - рассказал генерал. При этом главком ВСУ категорически отверг вероятность причастности к инциденту кого-либо из Генштаба. Кто именно может стоять за прослушкой, Залужный гадать не стал. Он расценил случившееся «как войну» и допустил, что «возможно все», предложив дождаться результатов расследования. Какую именно «войну» он имел в виду – внешнюю с путинской Россией или внутриполитическую, Залужный не уточнил.

На Банковой ситуацию прокомментировал советник Ермака Сергей Лещенко. Судя из его слов, речь идет о некой случайности. «Это устаревшее устройство, которое использовалось украинскими службами еще во времена Януковича. Техническое средство не имело оборудования для передачи сигнала или накопления информации. Оно обнаружено в помещении, расположенном в одном из публичных зданий, где намеревался разместиться главком вместе со своими коллегами и подчиненными. Это помещение долгое время было государственной собственностью, но затем попало в руки к частному инвестору, оперировавшему им по собственному усмотрению», - отмечает Лещенко. То есть, как видим, мнение советника главы ОП во многом продолжает линию СБУ, которая заявила, что прослушка была нерабочей.

Но звучат и другие версии. Так, близкая к Ермаку, экс-замминистра обороны Анна Маляр дала понять, что Залужного могли слушать непосредственно украинские спецслужбы и что это правильно. «Работники специальных служб обязаны следить за тем, чтобы должностное лицо не причиняло вреда государственной безопасности», - заявила она.

По словам госпожи Маляр, «работа на высоких должностях – это априори работа под постоянным наблюдением, потому что это вопрос государственной безопасности».

Официально «подозреваемых» никто пока не обозначал. Однако в соцсетях сразу же появилось несколько версий произошедшего. Так, довольно быстро родилась теория о причастности к прослушке пресловутой руки Кремля.

Данную гипотезу, к слову, «подсветил» в телемарафоне представитель ГУРа Андрей Юсов: «Это резонансное событие и контрразведывательные органы, СБУ прежде всего, должны разобраться и установить истину в этой ситуации. Продолжается война, и враг пытается разными способами получить информацию, изучить наши планы. Потому что подобные инструменты всегда дешевле и экономят огромную часть ресурсов на поле боя».

Безусловно, повесить случившееся на происки разведки страны-агрессора можно, однако это априори поднимает вопрос о компетентности отечественных спецслужб, которые допустили, чтобы ко второй годовщине полномасштабных боевых действий по кабинетам Генштаба российские агенты расхаживают как у себя дома. Между тем, у Буданова, как видим, развивают именно эту версию, а в СБУ с комментариями не спешат. Тем временем, экс-глава Службы безопасности, а ныне нардеп Валентин Наливайченко, комментируя инцидент, отмечает следующее: «Почему подобного (прослушки – ред.) не должно быть? Потому что защищать военное командование должны постоянно и профессионально. Во время войны нужно защищать на 100%. Начнем с того, что любой мобильник в штабе, любой компьютер, любое прослушивающее устройство наводит на свой сигнал вражеские ракеты и шахеды. То есть, тот, кто заносит или устанавливает прослушку в штабе – потенциальный наводчик российских ракет на командиров ВСУ. Это, во-первых. Во-вторых, защищать военные планы и военную тайну от врага надо больше всего. Любые посторонние устройства считывания информации в наших штабах – информаторы врага. И наши военные потом рискуют своей жизнью из-за таких прослушок и прослушивателей. Украденная информация из штаба-преступление против ВСУ.  Как сделать, чтобы такого не было? На мой взгляд, военная контрразведка должна быть передана в ВСУ. В военной контрразведке – высококлассные военные специалисты, которые точно не позволят «вставлять клопов» в штабы ВСУ».

Наряду с «рукой Кремля» обсуждается еще одна версия, касающаяся внутреннего противостояния, а именно тлеющего уже несколько месяцев конфликта между политическим и военным руководством страны, или точнее – о существенных разногласиях между президентом Владимиром Зеленским и Валерием Залужным. И на Банковой, и в Генштабе официально наличие споров между верховным главнокомандующим и главнокомандующим ВСУ отрицают. Однако массив публикаций об их конфликте, не дающих этой теме померкнуть, демонстрируют обратное. К тому же и сами герои данного кейса систематически подбрасывают дрова в информационный костер страстей. Например, вчера в кулуарах одного из презентационных мероприятий, касающихся ВСУ, Валерий Залужный впервые за долгое время дал комментарии на разные темы. В основном, на вопросы главком отвечал обтекаемо, делая акцент на том, что не может раскрывать планы командования, потому что «это война, а не шоу».

Однако по одной теме он высказался более чем определенно. В частности, Залужный раскритиковал массовые увольнения военкомов, которые были проведены летом, аккурат после серии коррупционных скандалов. На вопрос о том, как повлияло снятие глав областных ТЦК на эффективность мобилизации, главком ответил, что «это были профессионалы, они знали, как это делать, а теперь их нет». По его словам, теперь процесс мобилизации нужно не усиливать, а «просто вернуть в те рамки, в которых он работал раньше». Валерий Залужный отдельно подчеркнул, что сейчас это «проблема ребят, воюющих на переднем крае, которых должен кто-то заменять». И хоть главком ВСУ и не упомянул в этом контексте лично президента, но и без того все прекрасно помнят, что именно нынешний хозяин Банковой инициировал увольнение военкомов, построив на этом по «горячим следам» целую информкампанию по самопиару. 

Как бы то ни было, это, по сути, первое подтверждение со стороны генерала Залужного противоречий с верховным главнокомандующим, коим де-юре является Зеленский.  И в этом контексте некоторые западные СМИ пишут о том, что если дело с прослушкой примет политический оборот, то речь может пойти об украинской версии «уотергейтского скандала» 1972-1974 годов, стоившего карьеры президенту-республиканцу Ричарду Никсону из-за «жучков» в штаб-квартире Демократической партии. Сейчас напрямую никто не высказывает подозрений в адрес Зе. Однако и нашпиговать штаб-квартиру демократов прослушивающими устройствами не было инициативой непосредственно Никсона, который ее, впрочем, потом всецело поддержал.

«Почему у перспективного министра обороны Украины Умерова или фаворита Зеленского, всесильного главы Офиса президента Ермака не нашли прослушку, а у осторожного и опытного Главкома ВСУ – нашли. Они что менее влиятельны или хуже, чем генерал Залужный?», - иронизирует по этому поводу политолог Виктор Небоженко.

В кулуарах же активно обсуждается тема причастности Банковой к кейсу «жучков» в Генштабе. В частности, ходят слухи, что разговор Залужного, касающийся не боевых действий и планов Генштаба, а каких-то чувствительных тем а ля мобилизация, хотели «слить» в СМИ. И связанно это якобы с закрытыми рейтингами Киевского международного института социологии (КМИС), где между Залужным и Зеленским зафиксирован разрыв в 26% в пользу первого. В этой связи, как говорят злые языки, в ОП якобы и решили организовать медийный рейд по обвалу рейтинга главкома ВСУ.

Сказать, что подобные «игры» в военное время чрезвычайно опасны – ничего не сказать, поскольку в результате под удар могут попасть десятки тысяч людей, находящихся нынче в холодных окопах с мышами. Между тем, политолог Александр Кочетков убежден, что «воспринимать как подтверждение проблем в военно-политическом руководстве страны тот факт, что в кабинете Залужного было обнаружено прослушивающее устройство могут только люди, далекие от власти».

«Причастные к власти воспринимают это как привычную обыденность, что-то вроде металлодетекторов на входе в любое заметное учреждение. Еще на заре независимости в подвале Кабмина был найден кабинет, где очередная смена из двух майоров КГБ, недавно переименованного в СБУ, писала на здоровенные магнитофоны все, что происходило в кабинетах министров. Служба у них была такая. Начали разбираться, и выяснилось, что микрофоны у стен помещений на шестом и седьмом этажах были заложены еще при постройке правительственного дома. То же самое впоследствии оказалось и в Администрации президента – стационарная система подслушивания. Это из нее писалась значительная часть «пленок майора Мельниченко». И шла эта информация в Москву: ФСБ имела все схемы этой системы и доступ к ней. Потому что Москва никогда не доверяла Киеву и пыталась его всячески контролировать. И дальше микрофоны, которые устанавливали разные наши силовые структуры, регулярно находили во властных кабинетах и не только. Когда я работал в МВД, микрофоны обнаружили в служебной машине министра. Установила их СБУ, хотя тогда все были единомышленниками-соратниками, создателями Оранжевой революции... Чтобы обсудить что-нибудь серьезное - не деньги, а политику! - приходилось садиться на корабль и выплывать на середину Днепра, чтобы не подслушали те же единомышленники», - отмечает эксперт.

«И сейчас тоже так происходит. Например, появились у нас НАБУ и САП – появились микрофоны в кабинетах их руководителей, в частности, в аквариуме – причудливо. Но это далеко не все. Станции стационарной телефонной сети запускались в эксплуатацию исключительно в случае, когда у них была техническая возможность для подслушивания – на это было тайное решение правительства. С системами мобильной связи – то же самое. И возник такой бизнес, когда с силовиками можно было «договориться», и того человека, который тебя интересовал (неверного мужчину, например), приобщали как подозреваемого к какому-то уголовному делу, оформляли решение суда и прослушивали все его связи. Такие распечатки ходили между чиновниками, их читали как авантюрно-сексуальные романы. Но и это еще не все. Когда были разработаны компактные системы прослушивания, они были закуплены службами безопасности всех олигархических кланов, которые постоянно писали конкурентов и власть. И наконец. Над нами круглые сутки летают космические спутники американской группировки «Эшелон», они способны фиксировать все телефонные разговоры, идентифицировать конкретного абонента по индивидуальным признакам голоса и записывать его. Время от времени американцы делятся такой инфой с украинскими властями. То есть всех нас – и власть имущих, и рядовых – при желании слушают и пишут давно и постоянно. Это не сенсация, а признак того, что ты что-то представляешь, потому что кому-то интересен. Но с учетом войны все помещения, где проходят какие-то совещания или просто разговоры нашего военно-политического руководства, необходимо каждые сутки проверять на появление «жучков». А они появляться обязательно будут. Надеюсь, это так и делается, только не попадает в СМИ», - подытоживает Александр Кочетков.

Читайте также: Информаторы РФ «сливали» оккупантам позиции ВСУ в Донецкой области

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое