КультураВыставки на выходные

В Киеве открылась выставка всемирно известного украинского фотографа

16:35 27 июн 2019.  5227Читайте на: УКРРУС

Помимо Бориса Михайлова в экспозиции PinchukArtCentre представлены и другие участники Харьковской школы фотографии.

Как ранее уже упоминала Lenta.UA, харьковская школа фотографии – это проявление того нередкого явления, когда украинские художники, писатели, музыканты и т.д. (в данном случае – фотографы, хотя точнее сказать «фотохудожники») известны за границей больше, чем у себя дома. Название это общепринято и давно стало (опять же, больше за границей) брендом.

Самый знаменитый представитель этой школы – конечно же, Борис Михайлов, который давно уже признан классиком мирового уровня. На открывающейся в киевском PinchukArtCentre выставке «Запрещенное изображение» его работы разных лет выделены в отдельную, первую, часть. Во второй части выставки, названной «Пересекая границу», экспонируются фотографии других участников Харьковской школы, а также их последователей.

Борис Михайлов и его жена и муза Вита Михайлова. 

Если начать перечислять международные награды, премии и прочие знаки мирового признания, то Борис Михайлов, скорее всего, окажется первым не только среди отечественных фотографов, но и остальных украинских мастеров во всех жанрах изобразительного искусства. Он не только обладатель премии Хассельблада (аналог в фотоискусстве по авторитетности Нобелевской награде), Goslarer Kaiserring и других престижных международных премий. Ведущие западные издательства по искусству выпускают книги – сборники его фотографий, чем могут похвастаться немногие коллеги Михайлова уже не только в Украине, но и во всем мире.

Начинал он так же, как и вся «харьковская школа» еще в 70-е годы – с фотографий окружавшей их действительности в стиле, который можно было бы назвать «критическим реализмом» (и который, чем дальше, тем больше включал некоторые элементы своеобразного сюрреализма). На выставке работы Михайлова и его коллег этого периода представлены в большом количестве, и тут для молодого поколения посетителей надо сделать одно отступление.

Большое количество обнаженной натуры на этих фотографиях, причем далеко не всегда внешне привлекательной, объясняется не какой-то «зацикленностью» участников Харьковской школы на этой теме. Просто тогда она была в искусстве (подчеркиваю – в искусстве, а не в жизни, где в нонконформистской среде секса было поболее, чем сегодня) столь же запретной, сколь, например, критическое освещение существовавших тогда официальных политических и общественных лозунгов.

Так что политическим и художественным протестом для того времени было не только смонтированное фотоизображение разваливающегося небоскреба эпохи социализма (на выставке есть такая работа), но и обнаженное тело. Тем более, если оно было непривлекательным – в отличие от немногих разрешенных тогда художникам, скульпторам и фотографам (фотографам – меньше всех остальных) «ню», целью которых было показать в неуклюжих пропагандистских целях, что, мол,«в Советском Союзе прекрасно всё».   

Затем наступили 90-е годы, когда можно было делать всё – и Михайлов прославился (опять же, прежде всего на Западе) серией своих фотографий бомжей, которых снимал в привычной для них обстановке. Как он рассказывал автору этих строк несколько лет назад, занятие это было не из приятных – бомжи хоть и позировали, но нередко и немотивированно становились агрессивными. Однако нелегкий труд был оценен по достоинству – по словам куратора отдела современного искусства в парижском Лувре Мартина Кифера, у которого взяла интервью Lenta.UA (оно будет опубликовано позднее), Михайлова узнали на Западе в первую очередь благодаря серии этих его фоторабот. Но ценят его там не только за них, но и за то, что он пытается раздвинуть традиционные рамки фотографии не только в сюжетах, но и в ее изобразительных средствах, как, например, на этой фотографии.

Кроме того, Михайлова последних десятилетий можно назвать мастером философской фотографии, демонстрирующим зрителю через некие визуальные символы мировоззрение немолодого уже человека (он родился в 1938-м году). Он включает в свои экспозиции дневниковые записи и другие артефакты, Впрочем, как он сказал на открытии этой выставки корреспонденту Lentа.UA, некоторые ее залы (особенно те, где маленькие фото расположены в ряд чуть ниже уровня человеческих глаз) тоже можно рассматривать как его дневниковые записи тех лет. 

Ну а вторая часть выставки, там, где представлены другие фотографы Харьковской школы, заслуживает отдельного разговора, к которому мы еще вернемся. Тем более, что выставка продлится долго – почти до конца года.

Алиса Куницына, Lenta.UA

Фото: автор 

 

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое