Зеленая планетаУгроза

Ученые предупредили о появленииопасных суперкомаров

16:45 13 янв 2023.  11603Читайте на: УКРРУС

Комары несут ответственность за распространение многих заболеваний, особенно лихорадки денге и других вирусов.

Новые исследования предупреждают, что c учетом опасной эволюции этих насекомых, они становятся устойчивыми к инсектицидам в некоторых частях Азии. Ученые сообщили, что крайне необходимы новые способы борьбы с ними. Об этом сообщает Dailysabah.

Органы здравоохранения обычно затуманивают места, кишащие комарами, облаками инсектицида, и резистентность уже давно вызывает озабоченность, но масштаб проблемы не был до конца ясен.

Читайте также: Ученые возродили древние зомби-вирусы

Японский ученый Синдзи Касаи и его команда исследовали комаров из нескольких стран Азии и Ганы. Они обнаружили серию мутаций, которые сделали некоторые из них практически невосприимчивыми к популярным химическим веществам на основе пиретроидов, таким как перметрин.

«В Камбодже более 90% комаров Aedes aegypti имеют комбинацию мутаций, которая приводит к чрезвычайно высокому уровню устойчивости», — сказал Касаи.

Он обнаружил, что некоторые штаммы комаров обладают 1000-кратной устойчивостью по сравнению со 100-кратной устойчивостью, наблюдаемой ранее.

Это означало, что уровни инсектицидов, которые обычно убивают почти 100% комаров в образце, убивают только около 7% насекомых.

Даже доза в 10 раз сильнее убила всего 30% сверхустойчивых комаров.

«Уровень устойчивости, который мы обнаружили у комаров в Камбодже и Вьетнаме, совершенно разный», — сказал Касаи, директор отдела медицинской энтомологии Японского национального института инфекционных заболеваний.

Денге может вызывать геморрагическую лихорадку и заражает от 100 до 400 миллионов человек в год, хотя, по данным Всемирной организации здравоохранения, более 80% случаев протекают в легкой форме или бессимптомно.

Было разработано несколько вакцин против лихорадки денге, и исследователи также использовали бактерии, которые стерилизуют комаров, для борьбы с вирусом.

Но ни один из вариантов еще не близок к искоренению лихорадки денге, а комары Aedes aegypti переносят другие заболевания, в том числе вирус Зика и желтую лихорадку.

Резистентность была также обнаружена у другого вида комаров, Aedes albopictus, хотя и на более низких уровнях – возможно, потому, что они питаются на открытом воздухе, часто на животных, и могут меньше подвергаться воздействию инсектицидов, чем их любящие человека собратья Aedes aegypti.

«Появляется все больше свидетельств того, что нынешним инсектицидным препаратам может не быть места в борьбе с популяциями основных вредителей-комаров», — сказал Уэбб.

Он сказал, что необходимы новые химические вещества, но властям и исследователям также необходимо подумать о других способах защиты населения, включая вакцины.