Наука и технологииОткрытие

Ученые обнаружили сердце, которому более 380 миллионов лет (Фото)

18:45 19 сен 2022.  574Читайте на: УКРРУС

Древняя окаменелость одного из самых ранних позвоночных организмов на нашей планете таит в себе захватывающий сюрприз.

Внутри окаменелой панцирной рыбы возрастом 380 миллионов лет палеонтологи обнаружили минерализованное сердце, исключительно хорошо сохранившееся в трех измерениях. Это невероятная находка. Об этом пишет Sciencealert.

Мягкие ткани редко встречаются в летописи окаменелостей и имеют тенденцию разлагаться до того, как может произойти окаменение. Еще реже трехмерные мягкие ткани.

Читайте также: Ученые обнаружили акул, живших 135 миллионов лет назад

Сканирование окаменелости позволило ученым изучить его анатомию в 3D без необходимости разбивать драгоценный объект на части. Благодаря удивительному состоянию сохранности в окаменелости можно четко идентифицировать такие детали, как предсердие, желудочек и выводной тракт.

Сердце древней рыбы представляло собой S-образный орган, состоящий из двух камер, причем меньшая камера располагалась поверх большей. Исследователи говорят , что это было намного более продвинуто, чем предполагали палеонтологи, и могло предоставить важную информацию об эволюции области головы и шеи и о том, как они изменились, чтобы приспособиться к челюстям .

«Как палеонтолог, изучающий окаменелости более 20 лет, я был искренне поражен, обнаружив прекрасно сохранившееся трехмерное сердце у предка, которому 380 миллионов лет», — говорит палеонтолог Кейт Тринайстик из Университета Кертина в Австралии.

«Эволюцию часто представляют как серию маленьких шагов, но эти древние окаменелости предполагают, что между бесчелюстными и челюстными позвоночными был большой скачок. Сердце этих рыб буквально находится во рту и под жабрами — прямо как у современных акул».

Окаменелость происходит из места, известного как формация Гого, в самом северном уголке Западной Австралии. В течение девона, между 419,2 миллионами лет назад и 358,9 миллионами лет назад, этот регион был обширным рифом, где процветала жизнь . Теперь это ископаемое ложе, классифицированное как Lagerstätte — настолько исключительное, что иногда даже сохранились мягкие ткани.

Окаменелость была оставлена ​​животным из вымершего класса панцирных рыб, называемых артродирами . Эти существа процветали около 50 миллионов лет в течение девонского периода, прежде чем исчезнуть во время крупного глобального вымирания ближе к концу периода.

С помощью ученых из Австралийской организации ядерной науки и технологий и Европейского центра синхротронного излучения во Франции команда использовала нейтронные лучи и синхротронное рентгеновское изображение для картирования различной плотности минералов внутри окаменелости. Эти плотности выявили не только сохранившиеся кости артродира, но и другие менее прочные особенности — эффектное сердце, а также желудок, кишечник и печень.

Наличие других органов позволило команде изучить анатомическое строение рыбы.

«Впервые мы можем увидеть все органы вместе у примитивной челюстной рыбы, и мы были особенно удивлены, узнав, что они не так уж сильно отличались от нас», — говорит Тринайстик.

Фото: Ясмин Филлипс/Университет Кертина