ПолитикаМеждународные отношения

Третий — не лишний: о чем Байден говорил с Зеленским и Путиным

08:10 04 янв 2022.  11765Читайте на: УКРРУС

Контуры геополитической карты-2022, где ключевой точкой является Украина проявились уже в первые дни наступившего года. Путин запросил виртуальный диалог с американским президентом, который, в свою очередь вскоре после беседы с несменным хозяином Кремля связался с главой украинского государства. Какие выводы можно сделать, отталкиваясь от пост переговорного знаменателя, разбиралась Lenta.UA.

В ночь с воскресенья на понедельник, 3 января, состоялись телефонные переговоры украинского и американского президентов. Коротко об их содержательной части, что называется, по горячим следам в своем Twitter рассказал Владимир Зеленский.

«Первый международный разговор года с Байденом доказывает особенный характер наших отношений. Обсудил совместные действия Украины, США и партнеров по сохранению мира в Европе, недопущению дальнейшей эскалации, реформы и деолигархизацию», - подчеркнул нынешний хозяин Банковой. В свою очередь в Белом доме сделали следующий акцент: «Президент Байден ясно дал понять, что Соединенные Штаты, их союзники и партнеры ответят решительно, если Россия продолжит вторжение в Украину. Байден подчеркнул приверженность США принципу «ничего о тебе без тебя» и подтвердил приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины».

Читайте также: Министр иностранных дел Германии едет в США говорить об Украине

Отметим, что Байден позвонил Зеленскому через несколько дней после почти что часовой беседы с российским президентом. Как правило, официальный Вашингтон не сообщает инициатора контактов, это скорее российская политическая традиция. Однако на этот раз в США подчеркнули, что именно Путин пожелал поговорить с Байденом, а не наоборот. 

В условно либеральных российских экспертных кругах доминирующим является мнение, что ВВП пожелал пообщаться со своим американским коллегой аккурат «под елочку» с целью лишний раз продемонстрировать рядовому российскому обывателю, что Россия — не пешка на геополитической шахматной доске, а фигура, с которой говорят и считаются мировые тяжеловесы.

Следует отметить, что это уже второй разговор президентов США и России за последние несколько недель. В декабре 2021-го Байден и Путин пообщались посредством видеосвязи, а на этот раз ограничились телефонным форматом. Ключевой заявленной темой беседы лидеров двух государств стали предстоящие переговоры по безопасности между странами 9 января и ситуация в Европе на фоне наращивания Россией своих сил на границе с Украиной. Москва по-прежнему категорически отрицает планы вторжения, утверждая, что ее войска находятся там для учений, и что она «имеет полное право свободно перемещать свои силы на своей территории».

Между тем, вдоволь «наевшись» за годы не провозглашенной войны на Донбассе заклинаний Кремля про их там нет, в Белом доме устами пресс-секретаря президента США Джен Псаки сухо констатировали обратное, подчеркнув, что, во-первых, Байден призвал Путина к деэскалации напряженности с Украиной, а во-вторых пригрозил «решительными действиями» в случае, если Кремль действительно пойдет на широкомасштабную атаку.

Помимо этого, как следует из сообщения Белого дома, Байден озвучил Путину два подхода США к России, которые будут зависеть от дальнейших действий РФ в отношении официального Киева: «Первый – это путь дипломатии, ведущий к деэскалации ситуации. Другой путь больше направлен на сдерживание, включая серьезные расходы и последствия, если Россия выберет вариант вторжения в Украину».

По факту американский и российский лидеры договорились, что чиновники из обеих стран должны встретиться в Женеве 9-10 января, «чтобы обсудить контроль над вооружениями и рост напряженности вокруг Украины в рамках двустороннего диалога по поводу стратегической стабильности».

Уже известно, что с российской стороны переговорным фронтменом выступит замглавы тамошнего МИДа Сергей Рябков, а США будет представлять заместитель госсекретаря по политическим вопросам Венди Шерман.
Помощник Путина Юрий Ушаков, заявив, что в Кремле удовлетворены телефонным разговором с американским президентом и перспективами дальнейшей дипломатии, тем не менее добавил: «Если все-таки Запад решится в тех или иных условиях ввести, как они говорят беспрецедентные санкции, то все это может привести к полному разрыву отношений между нашими странами. В разговоре с Байденом наш президент подчеркнул, что потомки оценили бы это как огромную ошибку». 
Именно санкции были и остаются основным инструментом, который используют США и коллективный Запад для сдерживания агрессивных действий России против Украины и других стран восточноевропейского региона. Однако на этот раз Джо Байден действительно предупредил, что санкции против России в случае эскалации будут «сокрушительными и такими, которых Россия еще никогда не видела». Судя по просочившейся в прессу информации в данном конкретном случае речь идет об отключении России от платежной системы SWIFT, через которую проходит основная часть финансовых операций мира, наложении дополнительных санкций на военно-промышленный, банковский, а также энергетический секторы России и блокировка «Северного потока-2». О такой возможности в случае ужесточения агрессии против Украины, напомним, несколько ранее договорились США и Германия.

Помимо вышеобозначенных пунктов в Белом доме, пока что правда, лишь на неофициальном уровне, заявляют об ужесточении мощи на восточном фланге НАТО и увеличении военно-технической поддержки Украины, которая сделает «цену российской агрессии неприемлемой».

Этот пункт не входит в предварительно утвержденный пакет санкций, однако его активно использует дипломатия ЕС и Североатлантического Альянса как один из рычагов, который может заставить Кремль поостыть и прекратить, «играя мышцами», заявлять о вторжении в Украину.

«Из самого факта телефонного разговора Владимира Путина и Джо Байдена можно заключить, что российский президент, несмотря на всю его браваду, желает продолжать диалог с американским коллегой и без восторга относится к перспективе введения новых санкций.  Главный путинский тезис – что против его страны нельзя вводить новые серьезные санкции, потому что это приведет к полному прекращению отношений между Москвой и цивилизованным миром. А это значит, что угроза санкций срабатывает: Путин серьезно обеспокоен, что о последствиях таких санкций размышляют в ближайшем окружении президента РФ, прежде всего – в олигархической части этого окружения. Так что есть надежда, что в Кремле будут осторожнее относиться к самой идее нового военного вторжения в Украину. Что, конечно, не исключает политической и энергетической дестабилизации Украины. Такие попытки будут и дальше предприниматься, какими бы ни были договоренности между Москвой и Вашингтоном», - отмечает известный журналист-международник Виталий Портников.

Впрочем, по его мнению, даже если Байдену удастся убедить Путина отказаться от нового вторжения в Украину, ему в любом случае придется приложить усилия, чтобы помочь кремлевскому правителю «сохранить лицо». То есть, какая-то договоренность между Москвой и Вашингтоном все же должна быть достигнута на тех консультациях, которые начнутся 9 января в Женеве и результаты которых будут подтверждены президентами США и России.

Следует отметить, что в дипломатических кругах уже обсуждают некий эскиз вероятных договоренностей между Вашингтоном и Москвой, суть которого сводится к тому, что США якобы гарантирует РФ не размещать американские вооружения в непосредственном приближении к границам России, а Кремль взамен отведет куда подальше от украинских границ свой многотысячный военный десант.

Однако как бы там ни было, сегодня совершенно очевидно, что Украине следует полагаться прежде всего на себя, а не на антироссийские санкционные «плети» союзников.

«Будем трезвыми: мы слышали об «адских санкциях» от Запада уже сто раз. Но, например, Северная Корея – маленькая страна, со всех сторон обложена санкциями. При этом она живет и даже разрабатывает свое ядерное оружие. Иран тоже под санкциями, но люди достаточно сыто там живут. Так что, санкции — санкциями, но дальше нам нужно либо воевать (как Израиль, уничтоживший одного из руководителей ядерной программы Ирана), либо признать, что санкции имеют свой предел», - подчеркивает руководитель Центра конституционного моделирования Геннадий Друзенко.

Читайте также: Новый канцлер Германии хочет встретиться с Путиным

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое