ИсторияПривет из прошлого

Революция в эволюции! Homo sapiens скрещивались с подвидом древнего человека

07:30 16 апр 2019.  2999Читайте на: УКРРУС

Следы ДНК так называемых денисовцев — родственников неандартальцев — обнаружены у жителей Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи.

Прошли времена, когда на школьных уроках биологии всю эволюцию человека сводили к четырем стадиям, представленным австралопитеками, питекантропами, неандартальцами и кроманьонцами. Сегодня все намного сложнее и об исчезнувших видах древних людей археологи сообщают с завидной регулярностью. Один из таких подвидов был открыт буквально десять лет назад и получил название денисовского человека от Денисовой пещеры в Алтайском крае РФ, где были обнаружены фрагменты предка фаланга пальца и два зуба, что позволило восстановить геном.

Денисова пещера, Алтайский край. Credit: Bence Viola, Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology

Эти древние люди имели темную кожу и темные волосы и, как считалось ранее, исчезли как вид около 40 50 тысяч лет назад.

Однако недавние исследования доказывают, что группа была гораздо более разнообразной и оставила след в ДНК современных народов. Международная группа ученых проанализировала геномы 161 человека, проживающих в Индонезии и Папуа-Новой Гвинее и обнаружила в ДНК 60 из них генетические следы денисовского человека, но не сибирского разлива, а совсем другой ветви популяции. Которая, как свидетельствуют  ученые, отличалась от алтайского предка так же, как от неандартальца. Денисовцы разделились около 300 000 лет назад, расселившись по всему миру.

Вероятно, последние представители вида денисовцев выжили в горах Новой Гвинеи или на островах Индонезии и спаривались с современными людьми всего 15-30 тысяч лет назад.

«Долгое время считалось, что на Земле существовали только мы и неандертальцы, — заявил Мюррей Кокс из университета Мэсси в Новой Зеландии. — Сегодня мы знаем, что планету населяло огромное число самых разных древних людей, и что наши предки постоянно вступали в ними в контакты».

Человеческий зуб в сравнении с зубом денисовского человека. Фото: JustScience

Не все, впрочем, согласны с тем, что контакты денисовцев с современными людьми происходили так поздно — теорию Кокса считают неправдоподобной генетик Бенджамин Верно из Института эволюционной антропологии в Лейпциге и Косимо Пост из Института человеческой истории Общества Макса Планка в Йене.

Как бы то ни было, ясно, что открытый недавно вид древнего человека обитал не только на суровом севере, но и в тропиках. Это лишний раз доказывает, что умение адаптироваться к условиям обитания — вовсе не прерогатива кроманьонцев.

Папуас из Новой Гвинеи

Но главная практическая польза открытия — в обнаружении древних следов в геноме современных людей. Это существенно поможет в медицинских исследованиях в тропическом регионе, поскольку, как правило, ДНК выживает в холодных условиях, а до последнего времени возраст самой старой «тропической» ДНК не превышал 6000 лет.

Кокс подчеркивает, что Homo sapiens унаследовали многочисленные генетические особенности от скрещивания с древними людьми, что оказывает влияние (чаще положительное) на наше здоровье. Если архаичные варианты генов иммунитета  сохраняются по сей день, то это свидетельство их преимущества перед более современными вариантами.  Как отмечает ученый, большинство представителей растительного и животного мира обитают в тропиках и, как демонстрирует исследование,  это же верно для разных видов древних людей.

Максим Суханов, Lenta.UA