ПолитикаМеждународные отношения

Полярная ночь или кратковременное «затмение»: зачем Зеленский ругается с Байденом

14:17 31 янв 2022.  4551Читайте на: УКРРУС

На фоне не утихающей информационной волны международного масштаба о вероятном путинском вторжении в Украину, наша страна становится центром геополитики. Уже в самое ближайшее время Киев посетит президент Турции Эрдоган, французский лидер Макрон, а также премьер Великобритании Джонсон. Тем временем между Банковой и Белым домом пробежала черная кошка. К чему это приведет, разбиралась Lenta.UA.

Судя по всему, в ближайшие дни на политической карте мира появится новый политико-оборонный альянс с участием Украины, Великобритании и Польши. В соцсетях, не дожидаясь «рождения» такого тандема де-юре уже обыграли его аббревиатуру — УПА (Украина-Польша-Англия). И хотя стороны потенциального нового альянса особо не распространяются о форме и содержании сотрудничества, в дипломатических кругах говорят, что на данный момент процесс детализации соглашения находится на финальной стадии. 

Изначально якобы планировалось, что договоренность будет объявлена уже сегодня, 31 января, во время визита в Украину министра иностранных дел Туманного Альбиона Лиз Трасс, однако на данный момент в политкулуарах доминирует мнение, что все решено вывести на наивысший уровень и объявить о создании «УПА», когда с официальными визитами в украинскую столицу прибудет глава британского правительства Борис Джонсон и польский премьер Матеуш Моравецкий, которые уже «пакуют чемоданы».

Читайте также: Маркарова развеяла слух о «пробежавшей черной кошке» между Байденом и Зеленским

Показательно, что создание новой оси Киев-Варшава-Лондон происходит на фоне существенного обострения ситуации безопасности на украинских границах и активных поставок Британией оружия нашему государству. По мнению экспертов, такой «союз трех» является важным элементом более широкой стратегии по созданию малых альянсов, в которой будет принимать участие Киев: «Люблинский треугольник» (Украина-Польша-Литва), «ассоциированное трио» (Украина, Грузия, Молдова) и «квадрига» (Украина-Турция).

Очевидно, что в каждом из уже действующих, а также гипотетических союзнических образований тесно переплетены государственные интересы стран-участниц, но их объединяет одно общее звено: отсутствие разногласий глобального толка.

Если говорить о приезде Джонсона, то тут нужно учитывать один важный ситуативный фактор: дело в том, что сейчас правительство в Лондоне находится на волоске от отставки. Поэтому формализация отношений с Украиной и Польшей можно продать обществу как серьезную геополитическую победу Туманного Альбиона, активно выстраивающего после выхода из Евросоюза собственную архитектуру союзных отношений.

А вот в плане явного дисбаланса позиций некоторое беспокойство вызывают нынешние отношения Киева и Вашингтона. В частности, в американских СМИ буквально ежедневно поднимается тема о расхождениях между Украиной и США по вопросу «российского вторжения». И если за океаном, о чем свидетельствует риторика тамошних медиа, пытаются максимально «раздуть» этот кейс, то на Печерских холмах на наивысшем уровне заявляют: угроза преувеличена.

На днях президент Владимир Зеленский провел пресс-конференцию для иностранных журналистов, в ходе которой упрекнул западных партнеров в том, что в последнее время они отходят от дипломатического тона, заявляя о том, что «буквально завтра в Украине будет война».

«Мы благодарны любой поддержке, но разная информация из разных источников не может запутывать наше государство, потому что начинается экономическая паника. Приведу пример, сколько нам это стоит. После начала паники 12,5 млрд вывели денег из Украины», - отметил глава государства, подчеркнув, что предельно часто из-за «невзвешенной информационной политики Запада» украинская власть вынуждена из госрезервов стабилизировать национальную валюту.

Кроме того, нынешний хозяин Банковой осудил эвакуацию дипломатов из посольств США, Британии, Австралии и Канады и, заявив, что «Украина — не Титаник», тут же добавил, что у Байдена не ошибаются касательно российской угрозы, однако слишком раздувают эту тему: «Я не считаю, что Белый дом ошибается в анализе ситуации с «вторжением». Я считаю, что он – часть информационной ситуации, которая случилась у наших границ. И учитывая, что они понимают риски, они постоянно ее поддерживают и делают максимально острой. По моему мнению, это ошибка».

Сигналы, которые послал Зе своему американскому коллеге, вызвали вулкан страстей в американских медиа. «Почему вы затеваете ссору с США? Почему вы допускаете утечки и искажение информации, когда США – один из ваших единственных настоящих друзей? И зачем просить больше оружия, если вы говорите, что угроза не выросла?» – приводит CNN слова американского чиновника, пожелавшего остаться инкогнито. В свою очередь издание Politico вышло з заголовком: «Почему неизбежное бесит Зеленского?». В статье красной нитью проходит мысль о том, что Киев не слишком обеспокоен масштабным вторжением, а США при этом «почему-то продолжают поставлять туда вооружение».

Владимиру Зеленскому, который достаточно сумбурно, эмоционально, но достаточно аргументированно пытался донести западным журналистам, как и почему истерия вокруг «вторжения» вредит Украине, так и не удалось загасить огонь информационных страстей. Агентство Reuters давеча увидело «главный признак того, что Россия готовится напасть» - к войскам РФ на границе якобы начали подвозить запасы крови. Эту информацию оперативно опровергла заместитель министра обороны Украины Анна Маляр: «Сейчас по интернету распространяется информация со ссылкой на анонимные источники о том, что Россия якобы направила запасы крови и другие медицинские материалы для раненых до украинской границы. Эта информация не соответствует действительности. Такие «новости» являются элементом информационно-психологической войны. Цель такой информации – распространить панику и страх в нашем обществе. Ключевой момент: эта «новость» так и не была подтверждена ни одним официальным источником ни одной страны».

Тематику о неизбежном вторжении в Украину путинских «штыков» западные СМИ активно раскручивают еще с осени прошлого года.  При этом, что показательно, стартовала информационная кампания из крупных и влиятельных средств массовой информации, близких к Демпартии США, которую представляет действующий президент Байден.

В политкулуарах доминирует мнение, что Штаты усилили давление на Киев по реальной деэскалации на Донбассе и выполнению Минских соглашений по договоренности с россиянами. К слову, на такое давление уже дважды намекал Зеленский, у которого реализацию «Минска-2» считают политическим суицидом.

На данный момент дальнейшее развитие событий по оси Киев-Вашингтон представляется весьма туманным. С одной стороны, разговоры о «вторжении» в США не стихают, и, следовательно, попытки додавить Зеленского по Минским соглашениям, продолжаются. С другой стороны, в политкулуарах поползли слухи о то, что в Белом доме уже реально устали от украинской саги. Ресурс Euractiv сообщил со ссылкой на источник в НАТО о стремлении и «реальном желании» США быстрейшей деэскалации. Более того, любые скандалы для администрации Джо Байдена крайне невыгодны. Республиканцы уже требуют обнародовать текст недавних телефонных переговоров с президентом Зеленским. Напомним, что похожий скандал из-за разговора с украинским лидером грозил экс-президенту Дональду Трампу импичментом...

«Именно сейчас в борьбе против имплементации Минска-2 формируется ядро новой государственности Украины. Это пограничная ситуация позволяет называть вещи своими именами, без оглядок и экивоков на наших разнообразных партнеров. Украинцы должны ответить на один простой вопрос – мы 40-миллионный народ со своими интересами и правом жить, как мы хотим, или мы половая тряпка, которой всегда будут вытирать ноги и потешаться над нашимим песнопениями? В ближайшие три месяца каждому из нас придется думать об этом каждый день. Ну, а западные СМИ выглядят очень глупо, транслируя нарративы Белого дома. Еще чуток и начнут про распятых мальчиков говорить», - отмечает политолог Юрий Романенко.

Впрочем, несмотря на явные трещины в отношениях между Киевом и Вашингтоном на официальном уровне условные красные линии не переходит никто. К примеру, сегодня в эфире одного из американских телеканалом посол Украины в США Оксана Маркарова сказала о том, что коммуникационное небо между двумя странами безоблачное как никогда: «Никаких серьезных трений нет. Да, у нас могут быть некоторые дискуссии, разница во взглядах, но Соединенные Штаты являются нашим стратегическим партнером и, я бы даже сказала, стратегическим другом номер один и сейчас отношения Украины и США находятся на самом высоком с 1991 года уровне».

Синхронно с этим временная поверенная по делам США в Украине Кристина Квин в интервью одному из общегосударственных украинских телеканалов заявила, дескать, несмотря на то, что Госдеп США призвал своих дипломатов эвакуироваться из Украины в добровольном порядке, «это сделали единицы, тогда как абсолютное большинство сотрудников остается здесь».

В общем, очевидно, что на дипломатическом уровне Киев и Вашингтон пытаются максимально сгладить острые углы. Тем более, что до сих пор никто внятно так и не объяснил, зачем Путину понадобилось именно сейчас, на восьмой год конфликта, вторгаться в Украину – ставя под угрозу запуск «Северного потока-2» и получая болезненные, если не сказать — убийственные для экономики РФ и своего режима санкции?

Кстати, о Кремле. Там пока что, по всей видимости, все еще приходят в себя от письменного ответа США и НАТО. Несмотря на то, что документ в Администрации президента России получили еще в минувшую среду, Путин до сих пор не прокомментировал публично и предметно тот факт, что ультимативное требование Москвы навсегда закрыть двери в Альянс для Украины и других государств отклонено.

Правда, несменный хозяин Кремля пожаловался президенту Франции Эммануэлю Макрону в телефонном разговоре, что этот ответ игнорирует «фундаментальные беспокойства Российской Федерации». Что еще говорил ВВП, наверняка знают и на Банковой, поскольку аккурат после беседы с Путиным французский президент позвонил Зеленскому и пересказал, что Путин якобы больше не хочет эскалации.

На этом фоне Россия отводит часть своих войск от украинской границы и возвращает в места базирования. Громкое сообщение от российского Минобороны облетело в субботу, 29 января все мировые медиа. Россияне якобы завершили «плановую проверку боеготовности». Правда, тут следует внести важное уточнение: учения будут продолжаться теперь с привлечением авиации и систем противовоздушной обороны, что только увеличивает беспокойство. Ведь даже если действительно 10 тысяч российских солдат вернут в казармы на фоне 106-тысячной группировки, которую насчитала украинская разведка на границах, это не слишком заметное ослабление напряжения. Впрочем, данный шаг можно воспринимать и как демонстративный жест Кремля в ответ на целую неделю попыток унять Путина, к которому «на огонек» сразу после визита в Киев планирует заглянуть британский премьер Борис Джонсон. При этом, он, как сообщают ведущие мировые информ-агентства, из-за ситуации вокруг нашей страны якобы отменил готовящийся визит в Японию.

К слову, Сергей Корсунский, украинский посол в Стране восходящего солнца, дал достаточно емкий ответ на вопрос, который звучит сегодня едва ли не на всех украинских кухнях. В частности, анализируя тему вероятного путинского вторжения, дипломат констатировал: «Насильник легче всего достигает цели, когда его жертва парализована страхом. Не содействуйте ему. Давайте, поразмыслим вместе. Первое. На границе стоит 100 тысяч армии РФ. Так вот, до того, как Центральный стадион в Киеве был переименован в Олимпийский, на нем как раз вмещалось сто тысяч зрителей. Их хватало только на то, чтобы фанаты московского «Спартака» чувствовали себя плохо во время и после матча с «Динамо». 100 тысяч – это меньше четверти ласковых жителей Троещины, тогда как мы говорим об «угрозе» всей Украине. К тому же, и у нас есть армия. И наши ребята будут защищать свою землю. Есть большая разница между захватчиком-убийцей и защитником. Второе. Как-то все сегодня забыли, а может и не все, что по территории Украины проходит 30 тыс. километров накачанных углеводородами газопроводов и нефтепроводов. У нас есть 15 действующих атомных реакторов и Чернобыль, целая сеть химических заводов. Достигшие совершеннолетия в 1986 году помнят откуда пришла новость об аварии на ЧАЭС – из Швеции и Шотландии. Как говорил Жванецкий, «одно неловкое движение – и вы отец». Понятно, о чем я? Так расскажите о том же русскому солдату на русском Facebook. Да, угроза есть, она реальная, но делается все возможное и невозможное, чтобы ее отвлечь. Поэтому, как учил дедушка Фрейд, стоит поужинать, заняться сами знаете чем, а потом можно выпить коньяка. Но после этого – к работе. Каждый на своем месте...».

Читайте также: Президент Хорватии отказался извиняться за оскорбительные заявления в адрес Украины

Ромашова Наталия

Самое читаемое