Война и мирМеждународная политика

Новый-старый: что обещает Украине очередная победа Эрдогана

18:34 30 май 2023.  799Читайте на: УКРРУС

Как и на многих предыдущих выборах, слухи о политическом закате действующего президента Турции оказались слишком преувеличенными. Реджеп Тайип Эрдоган, который находится у властного руля вот уже 20 лет сначала в качестве премьер-министра, а потом президента, теперь сможет делать это еще пять лет. О том, изменится ли тактика Анкары в российско-украинской войне при новом сроке далеко не нового лидера этой республики, читайте в материале Lenta.UA.

Вечером в понедельник, 29 мая, президент Владимир Зеленский сообщил о том, что провел телефонные переговоры со своим турецким коллегой Раджепом Тайипом Эрдоганом. Нынешний хозяин Банковой отметив, что поздравил своего собеседника с переизбранием на только что прошедших выборах главы государства, подчеркнул, что обсудил с Эрдоганом весь спектр событий, связанный с российско-украинской войной. Также Зе написал в Telegram, что во время разговора отметил «личную роль президента Турции в продлении зерновой инициативы». По мнению действующего гаранта украинской Конституции, сотрудничество двух стран «способствует благосостоянию народов и мировой стабильности».

Напомним, что во время состоявшегося давеча второго тура президентских выборов Реджеп Тайип Эрдоган смог одержать победу над оппозиционным кандидатом Кемалем Кылычдароглу и теперь останется в кресле главы государства еще на пять лет. Как и в первом туре, действующий президент обошел оппонента примерно на 4%: за Эрдогана отдали голоса 52% избирателей, за Кылычдароглу- 48%. Постизбирательная картина сложилась следующим образом. По сравнению с первым раундом голосования в абсолютных значениях президент добавил к своим 27,1 млн голосов около 400 тыс., тогда как к избирательной копилке господина Кылычдароглу к его 24,6 млн прибавилось более 700 тысяч новых бюллетеней. Однако лидера крупнейшей оппозиционной «Республиканской народной партии» это не спасло – преодолеть разрыв в более чем два миллиона голосов, характерный для обоих туров, ему оказалось не под силу при том, что он победил в трех крупнейших городах Турции: Анкаре, Измире и Стамбуле.

Читайте также: В ВСУ опровергли бред Шойгу о «уничтожении» Patriot

При этом, крайне важно отметить, что сама честность выборов под сомнение никем не ставится. Таким образом Турция показала миру, что она страна непосредственной демократии, пусть и демократической по сути ее назвать сложно даже с натяжкой.

Интересно, что за исходом второго тура президентских выборов в Турции в мире следили как за финалом Евровидения или чемпионата мира по футболу. Влиятельные мировые СМИ запускали различные онлайн-трансляции, а эксперты наперебой рассуждали о будущем республики и международного сообщества в случае победы того или иного кандидата. И такой повышенный градус интереса вполне можно объяснить, поскольку впервые за последние 20 лет Реджеп Тайип Эрдоган действительно рисковал остаться у разбитого постизбирательного корыта.

Объявив о своей победе на митинге перед сторонниками в Стамбуле, Эрдоган назвал результаты голосования «праздником демократии». Он заявил, что «победила Турция», спел песню и получил первые поздравления- от премьера Венгрии Виктора Орбана, президента Узбекистана Шавката Мерзиеева, эмира Катара Тамима ибн Хамада Аль Тани и Путина. Западных союзников по НАТО, кроме пророссийского Орбана, среди дебютных поздравляющих не оказалось. Байден и другие глобальные игроки подтянулись позже, аккурат после официального объявления результатов народного волеизъявления. Кемаль Кылычдароглу, выступая перед сторонниками, формально поражение не признал. Тем не менее из его слов следовало, что и оспаривать итоги голосования он вряд ли будет. Политик пообещал продолжить «борьбу за демократию», выборы назвал «несправедливыми», которые в то же время «показали стремление людей сменить авторитарное правительство».

Интересно, что одной из тем, вокруг которой перед финальной схваткой активно выстраивалась борьба оппонентов, оказалась Россия. Еще перед первым туром появились сообщения о якобы имевшем место вмешательстве Москвы в выборы на стороне действующего президента. Кандидат от оппозиции на эти сообщения отреагировал резко и на русском языке призвал Москву «убрать руки от турецкого государства». Несменный путинский спикер Песков эти подозрения категорически отверг. Верить ему или нет – вопрос риторический, поскольку весь мир прекрасно знает цену словам кремлевских трубадуров самых разных весовых категорий. Впрочем, не суть важно – ковырялась ли своими вездесущими, грязно-кровавыми руками Россия в турецкой избирательной истории или нет, главное, что цивилизованный мир не имеет существенных замечаний к «святая святых» - процедуре голосования и подсчета голосов, признавая именно Эрдогана легитимно избранным президентом.

По итогам выборов в Турции и победы Реджепа Тайипа Эрдогана ощущается усталость – как самого победителя, так и турецкого общества от него. В этом уверен аналитик «Украинского института будущего» Илия Куса. «Отличительная черта внешней политики Эрдогана - деадаптивность, гибкость и прагматизм, а также узкое понимание национальных интересов. Не думаю, что что-то изменится в позиции Анкары по российско-украинской войне, тем более, что для него этот срок, пожалуй, последний и через возраст, и вообще усталость – как его, так и от него», - отметил эксперт в эфире телемарафона. 

В том, что сколь-нибудь значимой корреляции турецкой позиционной тактики на глобальной арене не произойдет, убежден и политолог Владимир Фесенко. «Вряд ли стоит ожидать существенных изменений в политике Эрдогана. Если они и будут, то скорее во внутренней и экономической политике. В контексте украино-российской войны принципиальных изменений не произойдет. Но можно ожидать, что через некоторое время Эрдоган активизирует свои усилия как потенциальный посредник в переговорах о завершении войны между Украиной и Россией. Здесь у Эрдогана огромное преимущество перед всеми остальными претендентами на роль посредника-миротворца, он единственный государственный деятель, кто имеет близкие и хорошие отношения с лидерами двух воюющих государств. Но для начала Эрдогану надо будет снова добиться продолжения зернового соглашения. Это будет тест на продолжение его роли как посредника в отношениях Киева и Москвы», - констатирует эксперт.

Подчеркнув, что во внешней политике главная интрига будет связана с согласием Турции на вступление Швеции в НАТО, Владимир Фесенко, резюмирует: «Если Эрдоган будет действовать рационально, то он должен дать свое согласие на присоединение Швеции к НАТО, возможно выторговав дополнительные уступки от США и Швеции. А если турецкое блокирование вступления Швеции в НАТО продолжится, то это будет означать некоторый крен Эрдогана в сторону России, что, естественно, ослабит его возможности как посредника для урегулирования военного конфликта между Россией и Украиной».

«Эрдоган пришел к этим выборам с одним ключевым преимуществом – искусное геополитическое маневрирование, благодаря которому он расширил влияние Турции в регионе, особенно во время российско-украинской войны. С одной стороны, он продает Киеву «Байрактары» и другое оружие, а с другой – ударными темпами расширяет экономическое сотрудничество с Москвой. Весьма успешный политический акробат, что тут сказать. Вместе с тем, надо понимать, что Эрдоган входит в новый срок с целым «букетом» проблем. Он должен удерживать экономику, которая пытается справиться с опасной нехваткой долларов. По многим оценкам, страна должна в иностранных активах больше, чем ей сейчас принадлежит таких активов. Эрдоган, вероятнее всего, продолжит использовать интервенции Центробанка, удерживать контроль за капиталом и использовать возможные вливания наличных средств от России и стран Персидского Залива, чтобы удерживать страну от сползания в банкротство. Но в любом случае, Украине, как и всему цивилизованному миру придется привыкать к тому, что Эрдоган сохранит свое влияние на мировой арене. К слову, в своей победной речи сам Эрдоган дал понять, что в ближайшие пять лет он вряд ли отойдет от своего жесткого стиля управления», - отмечает в разговоре с Lenta.UA один из действующих отечественных дипломатов.

Отталкиваясь от вышесказанного, собеседник подытоживает: «К сожалению, украинские медиа, особенно единый телемарафон, почти не скрывали симпатий к сопернику Эрдогана. Тут сразу вспомнилась борьба между Клинтон и Трампом на президентских выборах в США в 2016 году, где Киев сделал неудачную ставку на госпожу Хиллари. Безусловно, нам по понятным причинам не нравится, что Эрдоган занимает нейтральную позицию в российско-украинской войне и плотно сотрудничает с Путиным. Мы хотим, чтобы его позиция была более четкой и жесткой по отношению к Кремлю. Но при всем при этом, необходимо быть реалистами и понимать, что играя на геополитической доске, Анкара «пляшет», исходя из своих национальных интересов, экономических прежде всего. Напомню, что год назад турецкий Стамбул стал площадкой в украинско-российских мирных переговорах. Коммуникации, как известно, прервались, и сейчас мы делаем ставку на военную победу. Однако рано или поздно, скорее всего, уже после нашей победы с РФ придется вести переговоры, поскольку сколько бы там того не хотелось, этот неадекватный враг никуда не испарится и будет оставаться географическим соседом Украины. И в этом смысле более приемлемую переговорную локацию, чем Турция, по многим причинам сложно найти. Сегодня Эрдоган, даже если сильно того хотел, не смог бы начать все с чистого листа, учитывая, что в Кремле ему буквально подарили под выборы зерновую сделку, как и решение карабахской проблемы. Теперь, грубо говоря, надо расплачиваться по счетам. Кроме того, договоренности по энергетике у Турции и России – на годы вперед. При этом, между Киевом и Анкарой налажено серьезное военно-техническое сотрудничество, и никто его разрывать, конечно же, не будет. Все это нужно учитывать, прагматично оценивая роль и вес Эрдогана, несмотря на его политические «петляния».

Читайте также: В Минобороны назвали количество истребителей необходимых ВСУ

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое