ПолитикаЗаконодательство

На выборы – по-новому: почему политтехнологи потирают руки

20:29 11 июл 2019.  2527Читайте на: УКРРУС

После почти четырех лет рассмотрения нардепы со страшным скрипом приняли новый Избирательный кодекс. Как он заработает, и заработает ли вообще, разбиралась Lenta.UA.

Процесс рассмотрения в Верховной Раде новых законодательных правил, регламентирующих избирательную игру, длился несколько лет к ряду. И вот в четверг, 11 июля, буквально на финише своей пленарной каденции уходящий парламент с большими потугами, но все-таки проголосовал за избирательный законопроект. Данное голосование нужно было нынешнему руководству Верховной Рады для того, чтобы перед выборами заработать дополнительные электоральные висты, продемонстрировав электорату – пускай, и с опозданием – свою приверженность реформам...

Как известно, для того, чтобы та или иная законодательная инициатива стала полноценным законом, необходимо, минимум, 226 голосов. Собрать их оказалось, мягко говоря, непросто. Спикер Парубий почти два десятка раз (!) выносил на голосование документ о внесении  правок профильного комитета в избирательный Кодекс, без которого невозможно было бы принять законопроект во втором чтении и в целом. Глава ВР буквально поименно обращался к депутатам и умолял их занять свои места и проголосовать.

Читайте также: Рада провалила вторую попытку отправить главу МИД на покой

После десяти провальных голосований (примечательно, что голоса не давали преимущественно представители БПП) у Андрея Парубия сдавали нервы и он стал угрожать нардепам, что опубликует поименный список всех, кто не поддержал «исторические изменения» в парламентском издании «Голос Украины». Кто сегодня читает данную газету – большой вопрос, но это — отдельная тема…

Было видно, что Парубию кровь из носу нужен положительный результат. Глава ВР несколько раз покидал президиум и спускался в сессионный зал, где лично просил лидеров фракций немедленно «подтянуть» своих людей.

Сложности в принятии законопроекта были связаны с тем, что значительная часть депутатов, в основном мажоритарщики, в разгар избирательной кампании сессионному залу предпочитают «родные» округа, где направо-налево  раздают гречку, ремонтируют дороги, надеясь вернуться в Раду еще на 5 лет. 

В конечном счете, свое «да» новому избирательному Кодексу сказали 230 владельцев мандатов. При этом, надо отметить, что если бы не голоса «Оппозиционного блока», «Радикальной партии», «Самопомочи», «Батькивщины», групп «Видродження» и «Воля народа», а также внефракционных парламентариев, новый Кодекс остался бы просто «черновиком», к которому Рада будущего созыва вряд ли вернулась бы.

И это притом, что проект Кодекса зарегистрировали в парламенте еще в октябре 2015 года, а его одобрение было предусмотрено в  коалиционном соглашении БПП, «Народного фронта», «Самопомочи», «Батькивщины» и «Радикальной партии». Осенью 2017 года документ одобрили в первом чтении, а последние два месяца Верховная Рада рассматривала более четырех тысяч поправок к проекту для окончательного голосования.

Главной целью принятия избирательного Кодекса его сторонники называют борьбу с политической коррупцией на выборах в Раду, чему должна способствовать пропорциональная система с открытыми списками. 

Как и когда будут проходить выборы по новым правилам? Кодекс начнет действовать с 1 декабря 2023 и будет касаться только следующих очередных выборов в Раду, которые состоятся в октябре 2024 года. В случае досрочных парламентских выборов – а на них надеются очень многие депутаты уходящего созыва – все пройдет по старому закону.

Сейчас выборы в Верховную Раду проходят по смешанной системе. Половину депутатов избирают по закрытым партийным спискам, где проходные места определяет партийное руководство. Часто за проходное место в списке, что ни для кого не является секретом, кандидаты платят деньги. Другая половина депутатского корпуса избирается по мажоритарным округам. В округах судьбу выборов часто решают гречка и прочие «презенты».

Пропорциональная партийная система с открытыми списками, по задумке авторов Кодекса призвана нивелировать все эти риски. Ключевая идея, заложенная в избирательном Кодексе, заключается в том, что сами избиратели будут определять, кто из партийного списка пройдет в парламент. Система – необычная и достаточно сложная, и это, кстати, признают сами авторы документа.

Когда избирательная кампания стартует де-юре, партии традиционно будут проводить съезды и формировать общегосударственный избирательный список кандидатов. Однако на этом этапе сходство со старой системой заканчивается.

Что дальше?  Всех своих кандидатов партия сразу же разбивает на 27 региональных списков, поскольку Украина на парламентских выборах будет делиться на 27 избирательных регионов - преимущественно он будет совпадать с областями, но Киев и Днепропетровская область будут делиться на две части.

В каждом отдельно взятом регионе партия будет выставлять свой региональный избирательный список, и именно за него будут голосовать избиратели. Кандидаты в региональном списке одновременно будут соревноваться и с другими партиями, и со своими коллегами в списке. Ведь будет голосование и за партийный список, и за конкретного человека из него.

Избирательный бюллетень будет одинаковым на всей Украине и не будет зависеть от количества партий или кандидатов. Там будет всего две пустые графы: одна – номер партии, вторая – номер кандидата от этой партии. Дело в том, что каждая партия в целом по Украине и каждый кандидат в региональном списке будет иметь свой номер. В кабинке для голосования будет информация и о номере партии, и по кандидатам.

Вписывать цифру будут по трафарету, как индекс на почтовом конверте, чтобы все цифры были одинаковыми, и по ним не возникало споров.

Первое, что сделает Центральная избирательная комиссия (ЦИК) - посчитает, какая партия преодолела 5% избирательный барьер в общенациональном округе, добавив все голоса за партии в регионах. Далее считается избирательная квота – цена одного мандата в пересчете на голоса избирателей. Для этого общее количество голосов, поданное за проходные партии, делят на 450 депутатов. При средней явке, аналогичной прошлым парламентским выборам, цена мандата может составлять около 25 тысяч голосов. Имея эту цифру, ЦИК определит, кто стал депутатами в региональных списках.

Далее будут брать общее количество поданных за партию в отдельно взятом регионе голосов и делить на цену голоса. К примеру, если партия набрала в регионе сто тысяч голосов, то получит четыре мандата в этом регионе. Лидеры партий, как и рядовые кандидаты включаются в какой-то региональный список и соревнуются за голоса избирателей.

Однако они все же будут иметь определенные преференции. Дело в том, что при распределении мандатов в регионах и делении поданных за партии голосов на цену мандата будут возникать небольшие остатки. Если 105 тыс. голосов разделить на 25 тысяч цены мандата, то возникнет «лишних» 5 тысяч голосов. Эти остатки будут делить и партии получат так называемые компенсационные мандаты. Такие мандаты получат лидеры общегосударственного избирательного списка. Таким образом «лицо» партии, работавшее на выборах по всей стране, но не нашедшее надлежащей поддержки в своем регионе, все-таки сможет попасть в парламент благодаря компенсационному мандату.

Впрочем, среди экспертов есть определенный скепсис в отношении того, что данное избирательное законодательство будет работать эффективно. «Стоит сразу же избавиться иллюзий. «Гречка» никуда не денется. Возможно, она будет влиять на выборы в меньшей степени, но все равно за голоса избирателей будут конкурировать богатые и бедные однопартийцы. Богатые будут иметь больше рекламы, «засевать избирателей гречкой», а значит, будут лучшие условия для победы над более бедными соратниками. Впрочем, «покупка голосов» - это не так об избирательной системе, как о безнаказанности за нарушение закона», - отмечает  политический эксперт Михаил Бассараб.

Потирают руки политтехнологи, которые не под запись весьма положительно оценивают новый избирательный кодекс с точки зрения заработка. «Если раньше половина кандидатов заходила по партийному списку и откровенно «забивала» на кампанию, то теперь всем придется участвовать в избирательном процессе. Иначе есть риск «пролететь». И если «толстосумы» сейчас попросту покупают места в проходной части списка для себя лично, либо для своих протеже, то теперь им понадобятся команды в регионах, где они будут выдвигаться. А значит, им придется платить технологам», - радостно рассказал корреспонденту Lenta.UA один известный избирательных дел мастер.

Впрочем, до 2023 года может еще много чего произойти – к примеру, пройти внеочередные парламентские выборы – и в таком случае кампания будет проходить по старой системе. Либо же закон окажется невыгодным власти – и его «подрихтуют» таким образом, что все нынешние раскладки и прогнозы пойдут прахом…

Наталия Ромашова

Читайте также: Парламент проголосовал за открытые списки на выборах

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое