КультураКинематограф

Легендарная акула из «Челюстей» наконец-то попала в музей кино Голливуда

15:00 25 ноя 2020.  2464Читайте на: УКРРУС

Для этого ее долго восстанавливали.

Музей, в котором выставили «Брюса» (так механическую акулу прозвали на съемочной площадке), и у которого теперь тоже есть свое имя «Оскар», планировали «запустить» в 2020-м году. Но уже объявлено, что Academy Museum of Motion Pictures, как он официально называется, откроет свои двери 30 апреля 2021-го года. Скорее всего, причиной этому коронавирусный карантин (например, в Лос-Анджелесе, где расположен музей, до сих пор закрыты кинотеатры), но «музейщикам», надо полагать, это только на руку – есть время для того, чтобы еще поработать над экспозицией.

Кстати, о дверях и экспозиции. В своей прошлогодней заметке о Брюсе, которого тогда только начали ремонтировать, мы писали, что надеемся - для акулы там вместо простого стояния на постаменте придумают какую-нибудь интересную роль. Как сообщает francetvinfo.fr, наши надежды отчасти оправдались – полутонный Брюс парит на высоте 9 метров над полом на третьем этаже музея. И о дверях – размах его открытых челюстей оказался слишком велик для музейных дверей. Так что акулу подняли на уровень третьего этажа на подъемном кране, после чего выгрузили в музейный зал через окно.  

Что касается самого фильма «Челюсти», вышедшего в 1975-м году, то, как мы уже об этом писали, он был уникальным не менее, чем Брюс. Во-первых, он был первой для Голливуда лентой в жанре «фильм-катастрофа». Название жанра не прижилось и потом исчезло, но вначале планировалось, что это будут фильмы, пугающие зрителя за счет не только происходящего на максимально большом экране кинотеатра, но за счет эффекта присутствия. Например, если на экране происходит землетрясение, то специальное устройство будет трясти кресла в зрительном зале. Сейчас это выглядит наивным, поскольку максимально большие экраны давно установлены в кинотеатрах для фильмов любых жанров, а звуковая аппаратура стала такой мощной, что кресла в залах кинотеатров дрожат даже просто от музыки. Но началось это с «Челюстей».

Во-вторых, «Челюсти» стали первым в истории блокбастером, то есть фильмом, который изначально планировался к одновременному выходу на большом количестве киноэкранов (сейчас это норма, а тогда было новинкой), и с шумной рекламной кампанией, в которой фигурировала громадная акула-людоедка, созданная с максимальной степенью достоверности. До этого, как вспоминает Квентин Тарантино, любивший в детстве смотреть фильмы ужасов, никого не смущала даже молния, отчетливо видная на «шкуре» какого-нибудь монстра.   

Режиссера «Челюстей» Стивена Спилберга, которому во время съемок было 28 лет, съемки настолько измотали, что после их окончания он был уверен, что фильм провалится. (На самом деле он на долгое время стал самым кассовым, если не учитывать инфляцию, фильмом в истории кино). Съемки обошлись на несколько миллионов долларов дороже, чем было запланировано (хотя сегодня итоговая сумма затрат в $7 млн. выглядит смешно), и затянулись намного дольше.

Одной из главных причин задержек был как раз Брюс, который постоянно ломался. Однако благодаря этому произошло то, что постоянно происходит в истории кино, когда технические сложности приводят к художественным открытиям. Как все помнят, появление гигантской акулы в «Челюстях» на экране происходит не сразу. То просто над поверхностью воды скользит плавник, вызывая панику среди купающихся на пляже, то показываются последствия нападения акулы – и поэтому когда Брюс впервые появляется на экране еще только под водой, и можно сопоставить его величину с размером вышедшего на охоту суденышка, зритель, испытывает настоящее потрясение. А уж когда Брюс в первый раз открывает свою пасть, это потрясение перерастает в ужас в зрительном зале. Во всяком случае – для зрителя тех лет.

В кино этот эффект, когда долгое ожидание чего-либо страшного лишь усиливает эффект, называется «саспенсом», мастером которого Альфред Хичкок. В «Челюстях» он сработал в полной мере и стал одной из его художественных особенностей. Но всё дело в том, что Спилберг использовал его только потому, что постоянные поломки механической акулы вынудили его показывать ее в кадре как можно меньше.

Так Брюс стал, можно считать, полноправным соавтором знаменитого фильма. 

Олег Васильев, Lenta.UA

 

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое