ИсторияПерсона

Ху из мистер Petroff? Как советский перебежчик Австралию на уши поставил

07:30 24 апр 2019.  1904Читайте на: УКРРУС

Дело Петрова весной 1954 года стало одним из наиболее скандальных эпизодов начального этапа «холодной войны».

Афанасий Михайлович Шорохов. Он же Владимир Пролетарский. Он же Свен Эллисон. И он же — Владимир Петров, скромный третий секретарь посольства СССР в Канберре. Этот деревенский парень из Тюменской области начинал на Балтийском флоте, с 1933-го служил в Иностранном отделе ОГПУ — сначала в Китае, а с 1942-го — в Швеции, где с женой — Евдокией — работал шифровальщиком советского посольства в Стокгольме.

Владимир и Евдокия Петровы, 1955. Фото Fairfax Media

В 1951-м, по приказу Лаврентия Берия пару отправили в Австралию, где Петров возглавил советскую резидентуру, а его супруга — тоже офицер КГБ — исполняла привычную роль шифровальщицы. После смерти Сталина и падения Берии над всеми назначенцами всесильного некогда Лаврентия нависла угроза. В ходе чистки в рядах МГБ были в лучшем случае арестованы, а в худшем расстреляны десятки лояльных низвергнутому Берии сотрудников. Петров решил сыграть на опережение, предложил сотрудничество австралийской контрразведке (АСБР) и попросил политического убежища в стране. Жена, находившаяся в другом городе, не знала о решении супруга — до сих пор неизвестно, намеревался ли изначально Петров посвящать ее в свои планы. 

Несмотря на это, узнав о бегстве дипломата, два советских чекиста под видом дипкурьеров насильно доставили Евдокию Петрову в аэропорт и на глазах журналистов буквально затолкали в самолет, вылетающий в СССР. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы — общественность была возмущена, и по распоряжению премьер-министра Австралии Роберта Мензиса в дело вмешалась местная полиция.

Вооруженные советские дипкурьеры Жарков и Карпинский тащат Евдокию Петрову к самолету в аэропорту Сиднея, апрель 1954

Формальные основания для этого были — гэбисты пронесли на борт оружие, нарушив закон. Кроме того, сотрудники АСБР, связавшись с пилотом выяснили, что женщина сообщила стюардессе о желании пообщаться с мужем и получить убежище в Австралии.

Поэтому, когда самолет сел для дозаправки в аэропорту Дарвина, а пассажиры покинули борт, полицейские задержали «дипкурьеров» и освободили Петрову. После разговора с мужем она подтвердила решение присоединиться к нему.

Обоих в течение года допрашивали офицеры АСБР и британской MI-6. Чета шпионов дала также показания Королевской комиссии, заявив, что СССР много лет использовал своё посольство в Канберре в качестве прикрытия, откуда координировались тайные операции по всей стране. Австралийцы получили не только секретные коды, но и ценнейшую информацию о структуре советской агентурной сети на Западе, на основе которой было раскрыто более 600 (!) советских агентов. Одним из наиболее ощутимых провалов стал удар по «кембриджской пятерке». Именно Петров сообщил, что двое из агентов — работавшие в британском МИД Гай Берджесс и Дональд Маклин — уже вывезены в СССР и живут в Куйбышеве, его же информация помогла раскрыть знаменитого Кима Филби.

Владимир Петров вскоре после бегства из посольства СССР

Показания перебежчика вывели на сеть советских агентов в Австралии, известную как KLOD, во главе которой стоял коммунист Уолтер Клейтон. Была также обнаружена связь между лидером Лейбористской партии и коммунистами, что привело к расколу в среде лейбористов и их многолетнему пребыванию в оппозиции. Многие документы, захваченные резидентом с прошлого «места работы», до сих пор не рассекречены австралийцами, что красноречиво свидетельствует об их важности.

В СССР пришли в бешенство, из Москвы выслали многих австралийских дипломатов, разорвав дипломатические отношения с Канберрой, которые, впрочем, были восстановлены через несколько лет. 

Петров в 1991 году. Фото Fairfax Media

Что касается виновников скандала, то в 1956 году Петровы получили австралийское гражданство и натурализовались под именами Свен и Мария Анна Эллисон. В том же году в Нью-Йорке и Лондоне вышла их книга «Империя страха», составленная одним из офицеров АСБР на основе рассказов главных героев. 

Супруги осели в пригороде Мельбурна, ведя достаточно замкнутый образ жизни. Что, вероятно, имело смысл, учитывая слухи о планах советской контрразведки вывезти перебежчиков в Москву для показательного суда. Владимир, перенеся ряд инсультов и прикованный к инвалидному креслу, скончался в 1991 году на 84-м году жизни. Евдокия ушла из жизни в 2002-м, о ее смерти узнали лишь неделю спустя…

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: Владимир Петров. Фото: Avstralia.com.au

Михаил Гольд

Новости

Самое читаемое