КультураШоу-бизнес

Джордж Харрисон, Эд Ширан и другие: кого из знаменитых музыкантов обвинили в плагиате

11:30 07 сен 2023.  149Читайте на: УКРРУС

7 сентября 1976 года суд пришел к выводу о том, что Джордж Харрисон «непреднамеренно заимствовавал» мелодию для своей самой знаменитой песни My Sweet Lord.

Недавно мы писали о том, что Эд Ширан, выиграв в суде уже второе дело по обвинению в плагиате (в этот раз - наследников Марвина Гэя в том, что сочиняя свою песню Thinking Out Loud, он скопировал последовательность из четырех аккордов из Let’s Get It On Гэя), дал возможность музыкантам во всем мире вздохнуть свободнее.

До этого ситуация была такова, что, как писали западные СМИ, музыкальные продюсеры даже не вскрывали конверты с записями демо-версий, которые им присылали начинающие музыканты, чтобы потом не быть обвиненными в использовании нескольких тактов. Так в разгар обвинений #MeToo руководители подразделений киностудий держали дверь своих кабинетов всегда открытыми, чтобы никто из визитеров (в основном - визитерок) не мог обвинить их потом в сексуальных домогательствах.        

К слову сказать, то, что Ширана обвинили именно наследники Марвина Гая, было логичным - в 2015-м году они выиграли процесс против Робина Тика и Фаррелла Уильямса, обвинив их в том, что те использовали хит Гэя 1977-го года. Присяжные тогда присудили наследникам $7,4 млн., которые потом были сокращены до $5,3 млн., а весь музыкальный мир замер в ожидании, кто следующий. 

Начались же все эти истории с "музыкальными исками" гораздо раньше, когда бывшего "битла" Джорджа Харрисона обвинили в плагиате при создании его самой знаменитой (и, наверное, самой лучшей) песни My Sweet Lord , которая вошла в его тройной альбом All Things Must Pass - первый после роспуска The Beatles. Этим "тройником" Харрисон, кстати, доказал, сколько музыкального материала у него накопилось за время работы в The Beatles, где Ленон и Маккартни поставили ему как сочинителю прочный "заслон". 

Харрисон, понимая, насколько ему удался My Sweet Lord мог выпустить его как сингл, но опасался, что это помешает продаже альбома в целом, и сделал это только в конце ноября 1970-го года. Песня быстро поднялась до первой строки музыкальных чартов и продержалась на ней четыре недели. Во второй раз она попала на эту позицию сразу после смерти Харрисона, что стало тогда первым подобным случаем в истории рок-музыки.

Хотя большинство меломанов восприняло My Sweet Lord как красивую лирическую песню, для Харрисона она была кришнаитским гимном, которым, собственно говоря, и являлась. И он гордился тем, что умело замаскировал это, вставив в начале песни припев «аллилуйя», после чего во второй половине пелась уже традиционная мантра Харе Кришна, и тем, что слушатель, подпевая красивой мелодии, невольно повторит слова мантры.

Ни один сингл бывших «битлов» не добивлся такого успеха, как My Sweet Lord, так что тут Харрисон взял реванш. И тут же самая знаменитая его песня принесла ему очень крупную неприятность. На него подали в суд, обвиняя в том, что Харрисон якобы «сплагиатил» ее с песни Не’s So Fine американского женского квартета The Chiffons. Истцом была звукозаписывающая компания Bright Tunes, которой принадлежали права на песню Не’s So Fine. 

В итоге суд пришел к решению о «непреднамеренном заимствовании», что, тем не менее, обошлось Харрисону в $1,6 млн. и потерю двух третей доходов от всех будущих исполнений его песни. Однако затем случился юридический казус, который описывать слишком долго, в результате чего те, кто хотел «нагреть» музыканта, сами оказались в дураках. Суд обязал Харрисона купить ту самую звукозаписывающую компанию Bright Tunes, вместе с которой ему стали принадлежать полные права как на My Sweet Lord, так и на Не’s So Fine. И обошлось это всё ему в $587 тыс.

В целом же история с My Sweet Lord тянулась целых 20 лет – от 1971-го года, когда по решению первого суда Харрисону перестали платить прибыль от продажи сингла до 1991-го, когда апелляционный суд окончательно утвердил решение о покупке музыкантом Bright Tunes. 

Фото: Twitter

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое