Наука и технологииЭволюция

Атавизмы и рудименты: ученые рассказали, зачем людям хвост, а курам — зубы

03:20 22 май 2020.  2050Читайте на: УКРРУС

Пример рудиментарного органа, который есть у человека — копчик.

Любое живущее ныне сложное существо — результат длительной эволюции, которая совсем не похожа на конструирование чего-то по заранее составленной схеме. Эволюция — это пробы и ошибки, которые сопровождают процесс случайных мутаций в геноме, а также естественный отбор, который может приводить не только к развитию, но и к вымиранию. Для того, чтобы приблизиться к пониманию сути эволюции, нужно изучить атавизмы и рудименты, которых полно у животных и человека.

Простой пример рудиментарного органа, который есть у человека — копчик. Это все, что осталось от хвоста, который был у наших далеких предков. Иногда вместо копчика у младенцев обнаруживается настоящий хвост, и тогда это уже не рудимент, а настоящий атавизм. В общем, следует запомнить, что рудимент — это норма, а атавизм — отклонение от нормы. Хвост людям совсем не нужен, поэтому аномально развитое окончание позвоночника обычно подразумевает хирургическое вмешательство.

Интересные детали эволюции обнаруживаются, если взглянуть на "зубы", которые есть у некоторых птиц (например, у гусей). На самом деле эти "зубы" не гомологичны настоящим зубам — в клюве птиц есть всего лишь выросты, помогающие удерживать, например, скользкую рыбу. Но у предков птиц — хищных ящеров — были зубы. Так куда же они делись?

В 2006 году американские биологи заметили на клюве эмбриона курицы странные выросты, очень похожие на зубы. Эмбрион, у которого обнаружили аномалию, был подвержен серьезной генетической мутации, которая не оставляла ему шансов на вылупление из яйца. При этом, мутация активировала отвечающие за рост зубов гены, которые "дремали" глубоко в курином геноме.