ПолитикаПравосудие

Люстрационный нокаут: почему в Европе решили, что чиновников времен Януковича увольняли незаконно

12:44 26 фев 2020.  4558Читайте на: УКРРУС

Ответственность за очередной провал Украины в Страсбурге лежит в равной степени как на старой власти во главе с Петром Порошенко, так и на команде Владимира Зеленского. О том, как теперь решить вопрос с обиженной «армией» экс-чиновников времен президентства Януковича, разбиралась Lenta.UA.

Люстрировали, люстрировали и долюстрировались: Украина проиграла апелляцию в деле, в котором объединены жалобы пятерых бывших чиновников, уволенных в 2014 году по закону об очищении власти. Вчера решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое в октябре прошлого года, вступило в силу. Большая палата ЕСПЧ отклонила апелляцию украинского правительства и констатировала, что люстрационный закон нарушает права человека. Решение ЕСПЧ является окончательным и обжалованию не подлежит.

Напомним, 17 октября 2019 года ЕСПЧ признал нарушение прав пяти бывших украинских чиновников, уволенных по закону о люстрации. В заключении суда сказано, что украинское государство нарушило статью Конвенции по правам человека о праве на справедливый суд. Под занавес прошлого года Кабмин подал апелляцию, но ее, как видим, отклонили.

Соответствующий иск в ЕСПЧ был в свое время подан от экс-замначальника следственного управления финансовых расследований Главного управления Миндоходов в Николаевской области Дмитрия Басалаева, бывшего замначальника кадрового управления Генпрокуратуры Вячеслава Поляха, экс-зампрокурора Черниговской области Александра Яся, экс-начальника налоговой инспекции Яремчи ГУ Миндходов в Ивано-Франковской области Романа Якубовского и экс-замначальника управления АПК Александровской райадминистрации Донецкой области Сергея Бондаренко. Иски перечисленных экс-чиновников объединили в один, который известен как «дело Поляха».

Закон о люстрации вступил в действие в октябре 2014 года. Он предусматривал, увольнение лиц, которые не менее года занимали властные должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, а также ряд госчиновников и судей, которые были при власти в период Революции Достоинства и не подали в отставку по собственному желанию.

Данный закон сразу же поддали обструкции в Европейской комиссии «За демократию через право», более известной как Венецианская комиссия (ВК). Еще в декабре 2014 года там заявили, что закон необходимо радикально переработать, чтобы привести его в соответствие с «европейскими стандартами». 

Основные требования ВК – персональная, а не массовая ответственность при применении люстрации, а также проведение люстрации судей на основании отдельного, а не общего закона. В Венецианской комиссии говорили, что закон может рассматриваться национальными и международными судами как нарушающий права человека. Однако замечания комиссии были проигнорированы, а проект изменений в закон за все эти годы так и не был наработан... 

В январе 2015 года 47 нардепов, в основном из «Оппоблока», которые сейчас «осели» в ОПЗЖ, подали в КСУ представление о проверке закона на соответствие Конституции. Позже еще два аналогичных по содержанию представления подал Верховный суд Украины. Впоследствии все три представления были объединены в одно конституционное производство.

В период президентства Петра Порошенко КСУ несколько раз откладывал рассмотрение «люстрационного» дела, а, вернувшись к вопросу в сентябре 2019 уже при Зеленском, в КСУ не находилось достаточного количества голосов служителей Фемиды для вынесения решения- голосовали лишь восемь судей при необходимом минимуме 10 человек. Таким образом, так и не дождавшись вердикта Конституционного суда Украины по этому вопросу, решение ЕСПЧ получило статус окончательного.

Детальная статистика в отношении тех, кто подпал под люстрационную «косу» отсутствует, а имеющиеся в открытых источниках данные весьма противоречивы. Так, в августе 2015 года министр юстиции Павел Петренко утверждал, что из центральных органов исполнительной власти в рамках люстрации уволены более 2 тысяч человек, из которых 700 – чиновники высшего уровня.

Уже в 2016 году в Минюсте привели следующие цифры: за два года из 5 тысяч чиновников, которых следовало проверить в первую очередь (госслужащие высшего ранга, работавшие при Януковиче), люстрировали 934 человека. Среди них больше всего работников Госфискальной службы (258), прокуратуры (206) и МВД (190).

На момент подготовки данного материала в официальном реестре люстрированных лиц находится 893 человека.

Согласно решению Большой палаты ЕСПЧ, теперь Украина обязана выплатить компенсацию за моральный ущерб, прежде всего, пяти заявителям по «делу Поляха» в размере 5 тысяч евро. Но, понятное дело, вслед за ними «подтянутся» и сотни других люстрированных экс-чиновников, которые, апеллируя к решению ЕСПЧ, будут иметь абсолютно законные основания для сатисфакции, выраженной в денежном эквиваленте. К тому же, они, вероятнее всего, воспользуются правом и попытаются восстановиться на былых должностях. 

Люстрация после Революции Достоинства была обоснована, но ее реализация привела к нарушению прав чиновников, - так решение европейской Фемиды прокомментировал замминистра юстиции и уполномоченный в делах ЕСПЧ Иван Лещина. По его словам, ЕСПЧ установил, что ситуация в Украине в 2014 году давала основания для люстрации в отношении чиновников, работавших при прежнем правительстве, «чтобы защитить граждан от тех, кто создавал риски для молодой демократии и принимал участие в масштабной коррупции». Лещина также подчеркивает, что ранее ЕСПЧ признавал наличие оснований для люстрации только в случае бархатных революций в Восточной Европе осенью 1989 года, «то есть Евромайдан стал единственным исключением».

Однако в данном конкретном случае, очевидно, целесообразно искать ответ на вопрос не о том, кто, лоббируя люстрационный закон, был прав или виноват (и виноват ли), а о том, что делать дальше. Глава Минюста Денис Малюська заявляет, что для выполнения решения ЕСПЧ возглавляемое им ведомство разработает законопроект о создании комиссии, которая рассмотрит жалобы граждан на их люстрацию, возможность их возобновления в должности и выплаты компенсации. Малюська подчеркнул, что этот механизм не будет применяться к тем, чья люстрация была обоснованной. Он не уточнил, что вкладывает в понятие «обоснованности», но очевидно, что речь идет о чиновниках, чьи коррупционные и прочие антизаконные действия были доказаны в судебном порядке.

Отметим, что в Раде сейчас пылится сразу несколько законов о полном упразднении люстрационного закона. Автором одного из них является скандальный нардеп от «Слуги народа» Максим Бужанский. Аккурат после обнародования решения ЕСПЧ он радостно заявил: «Коллеги, нужно принимать мой законопроект 2287 об отмене закона о люстрации. Каких еще сигналов нам не хватает?». А уже после того, как в Минюсте рассказали о своих дальнейших шагах, Бужанский разразился гневной тирадой: «Министр юстиции заявил, что на ЕСПЧ ему наплевать, отменять закон о люстрации не нужно, зато можно создать комиссию, куда жаловаться на несправедливую люстрацию, требовать восстановления в должности и компенсации невыплаты зарплаты. Малюска немного перестоял на голове и так и не понял, что ЕСПЧ признал люстрацию несправедливой в целом. Тут нет никаких отдельных случаев, закон этого не предусматривает. Он также не понял, что речь идет не только об уже уволенных, но и о тех, кого незаконная люстрация отсекает от госслужбы сейчас, при попытке устроиться на работу».

Впрочем, многие эксперты в корне не согласны с Бужанским, имеющим реноме пророссийского политика. «Закон о люстрации ни в коем случае нельзя отменять. Если мы его сейчас отменим, то начнется такое… Все чиновники, которые были по нему люстрированы, включая, кстати, последнюю аттестацию офиса Генеральной прокуратуры имени Рябошапки, - они будут иметь полное право не просто восстановиться на работе, а еще и получить из госбюджета компенсацию за так называемые вынужденные прогулы. Это же миллиарды гривен и это не смешно на самом деле», - отмечает политолог Виктор Таран. 

По мнению эксперта, закон о люстрации требует пересмотра: «Необходимо «уже вчера» начинать консультации с Европейским судом по правам человека и вносить изменения в закон. И эти изменения должны действительно учесть все интересы. Но при этом мы должны честно признать, что, да, часть людей, которые были люстрированы, вернутся на должности и получат компенсацию. Но часть должна остаться люстрированными и здесь возникает вопрос: что должно стать критерием? Ранее предлагали решение суда или другие документы, подтверждающие преступные деяния того или иного госчиновника. Словом, механизмы не просто можно – нужно искать в срочном порядке с тем, чтобы изменить закон. Подчеркиваю: изменить, а не отменить».

Ключевой вывод из всей этой люстрационной истории можно сделать следующий: в том, что Украину признали страной, откровенно нарушающей права человека, виновата в равной степени и вчерашняя власть, и нынешняя.

Перед тем как поставить свой автограф под законом «Об очищении власти», в октябре 2014 года президент Петр Порошенко заявлял: «Закон не является совершенным. Более того, он – очень проблемный. Значительная часть людей просто без вины вынуждена уволиться и пройти иногда унизительную процедуру... Я не в восторге от этого закона. Я хотел бы видеть другой закон. Но в условиях люстрации, этот закон мною будет подписан».

То есть, получается, подписав «проблемный» закон, имея свое большинство в парламенте и лояльное правительство, Петр Порошенко за последующие четыре года не сделал ничего для коррекции документа во избежание дальнейших проблем, связанных с его практической реализацией. Проблем, контуры которых были видны невооруженным глазом вчера и проявились во всей «красе» сейчас – после окончательного решения ЕСПЧ.

С другой стороны, а что в этом направлении, спрашивается, сделала Зе-команда? В июле прошлого года президент Зеленский предложил расширить действие люстрации на чиновников, которые занимали свои должности при президентстве Порошенко.

«Нами наработан законопроект о расширении норм закона «Об очищении власти». Предлагаю в перечень должностей, подпадающих под люстрацию, добавить: президента, всех народных депутатов, председателя Верховной Рады, членов правительства, генерального прокурора, главу СБУ, глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества, глав Государственной фискальной службы и таможни, секретаря СНБО, руководство оборонных предприятий, которые занимали должности с 23 февраля 2014 года по 19 мая 2019 года», - заявил тогда Зеленский.

Он также задался вопросом, зачем нужна армия чиновников, которые «демонстрируют бурную деятельность только в Facebook, держат семьи в США и других странах, обвиняют украинцев в том, что те слишком много едят, и гробят здоровье нации, рассказывая о вреде вишневых косточек».

«Я каждый день ломаю голову, что с ними сделать? Может, обменять их всех на наших пленных? А может, одеть в бракованные бронежилеты, которые они закупили, и отправить на передовую? Думаю, наименьшее, что можно сделать сейчас – навсегда лишить их всех возможности участвовать в управлении государством», - резюмировал «Зе».

Эти безусловно красиво упакованные месседжи прозвучали в разгар парламентской избирательной кампании. Впоследствии никакого продолжения данные инициативы не имели. Да и не могли иметь в принципе, хотя бы потому, что люстрация депутатов, которую «продавал» электорату Владимир Зеленский, априори невозможна, так как данная должность является выборной. Да и в целом, воплощение люстрационной формулы «Зе» могло обернуться прогрессирующим коллапсом системы госуправления.

Как бы там ни было, но после выборов в Раду, несомненную и бесспорную победу на которых получила «Слуга народа», к вопросу люстрации больше никто не возвращался. И тут даже речь не о пафосных заявлениях Зеленского, которые были явным предвыборным пиаром, а о том, что, имея всю полноту власти и нужные законодательные механизмы, ни у кого из участников «турбопроцесса» не хватило ума, желания и времени исправить уже существующие изъяны в законе о люстрации во избежание дальнейших неприятностей, которые были абсолютно очевидными.

В итоге имеем типичную картину: проблемы решаются постфактум, когда поле для какого-либо маневра фактически отсутствует.

«Демократия, реформы, технократы, антикоррупционеры, люстрация... Что объединяет эти слова? Их объединяет то, что все они полностью девальвированы украинскими политиками», - убежден известный политтехнолог Сергей Гайдай. С ним сложно не согласиться, можно лишь добавить, что эта девальвационная деятельность и вчерашних, и сегодняшних власть предержащих часто слишком дорого обходится украинским налогоплательщикам. Дорого, как в прямом, так и в переносном смысле…

Наталия Ромашова

Елена Коваль

Самое читаемое