КультураЗнаменитости

Звезде Голливуда 70-х годов Малькольму Макдауэллу, Калигуле и "Счастливчику", исполнилось сегодня 79 лет

13:30 13 июн 2022.  1648Читайте на: УКРРУС

Ярко вспыхнув, его актерская карьера быстро пошла на спад.

Современному кинозрителю, особенно молодому, трудно представить себе, что в начале 70-х годов Малькольм Макдауэлл считался одним из самых многообещающих киноактеров в мире. Началось всё в 1971 году с "Заводного апельсина" (название экранизации одноименного романа Энтони Берджесса переводили еще и как "Механический апельсин"), который стал в Украине и других теперь уже бывших республиках в официальной прессе символом "жестокости и извращенности западного мира".

Романа при этом, естественно, никто не читал (да он и не мог никак попасть сюда в то время), а вот фильм Стенли Кубрика  видели - но только "избранные". Уже никто не помнит, как он попал за "железный занавес", может быть, его привозили на какой-то фестиваль или на какое-нибудь другое событие, но, как водилось в те времена, с него нелегально сняли черно-белую копию (так называемый контратип), которую потом показывали профессионалам кинематографистам в домах кино и просмотровых залах киностудий. Макдауэлл со своими необычными лицом и безумными глазами, игравший в этой антиутопии "идейного садиста", был, что называется, на своем месте - и от него ждали многого.

И - дождались. Через два года вышел фильм "О, счастливчик!" британского кинорежиссера Линдсея Андерсона, который за пять лет до этого снял Макдауэлла в своем фильме "Если" (этапном для британского кино, но не будем отвлекаться). "Счастливчика" видели, наверное, все, так что пересказывать сюжет не будем. Скажем лишь, что Макдауэллу, игравшему начинающего коммивояжера Мика Трэвиса "по жизни" было уже 30 лет, хотя на экране он должен был изображать юного начинающего карьериста в возрасте едва за 20.

 "О, счастливчик!" был такой острой и талантливой сатирой на Британию 70-х годов, что в 1975-м году его даже показали в советском прокате, вырезав, правда, несколько эротических сцен. (Вполне, как выяснилось потом, пуританских). И, конечно, сенсацией было то, что в фильме оставили все песни в исполнении Алана Прайса, по сути, комментирующие сюжет - например, "Будь, счастливчик, о, счастливчик, но об этом не болтай". Мик Трэвис этим советом не воспользовался, за что и поплатился.

Дальше украинский зритель расстался с Макдауэллом почти на 20 лет (на Западе он продолжал сниматься, только фильмы к нам не попадали) - вплоть до "эпохи видео", одним из хитов которой стал "Калигула", где он играл этого римского императора. "Калигула" во многих отношениях - фильм неожиданный. Начнем с того, что его снял Тинто Брасс, ремесленник примитивной "мягкой эротики", который вдруг проявил себя великолепным режиссером масштабного эпического полотна в духе "Жизни 12 цезарей" древнеримского историка Светония. Сценарий был написан живым классиком американской литературы Гором Видалом, а имена актеров говорят сами за себя - Питер О'Тул, Джон Гилгуд, Хелен Миррен (тогда еще не знаменитая - она, кстати, и в "Счастливчике" сыграла).

Натуралистическая жесткость (впрочем, не выдуманная, а "по Светонию") и "эстетика уродливого" поражала зрителя даже поболее, чем эротика, которой, кстати, было не так уж много - дошло до того, что спонсор и продюсер фильма Боб Гуччионе, издатель "Пентхауса", отстранил Брасса от работы и сам доснял шесть минут чистой порнографии. Брасс подал на него в суд, в Видал снял свое имя с титров. Самое же главное для нас то, что Калигулу, который был безумцем, должен был играть актер, который заставит зрителя поверить в это безумие. Естественно, пригласили Макдауэлла, которому в то время было уже 35 лет - при том, что реальный Калигула прожил всего 28, а его историю нам показывают (фильм идет два с полоивной часа) с 25-летнего возраста.

Вот, собственно говоря, и всё. Макдауэлл снимался и дальше, но дальнейшие его роли даже рядом не стояли по общественному резонансу с упомянутыми. Почему - лучше спросить у режиссеров, А актер, за редкими исключениями (говорят, Сталлоне даже диктовал операторам, в каком ракурсе его снимать) - существо подневольное. И правильнее было бы назвать Макдауэлла не звездой, а кометой, которая промелькнула в небе, оставив после взрыва длинной хвост проходных ролей.

Фото: Малькольм Макдауэлл в "Заводном апельсине" Pinterest

   

    

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое