За рубежомНедвижимость

Война за недвижимость может испортить германо-российские отношения

20:56 25 ноя 2019.  2383Читайте на: УКРРУС

Нисанов – специалист по выполнению деликатных заданий Кремля.

Ссора между двумя выходцами из Азербайджана, которые владеют огромными активами на рынке московской недвижимости – один из которых является отчасти резидентом Германии, а другой постоянно проживает в России – грозит перерасти в новый источник раздоров в отношениях между двумя странами. 

Об этом пишет немецко-еврейское издание Jüdische Welt. 

Жесткое противостояние началось после того, как базирующийся в Москве миллиардер Год Нисанов незаконно отнял активы и объекты недвижимости в российской столице на сотни миллионов долларов у проживающего в Германии Ильгара Гаджиева, который в то время разделил своё время между Германией и Россией. Причем многие считали 46-летнего Гаджиева и Нисанова партнерами. 

Год Нисанов неизвестный широкой публике бизнесмен, хотя и возглавляет рейтинг рантье Forbes с доходом более $1 млрд. Его управляющая компания «Киевская площадь» является владельцем крупнейших в Москве вещевых рынков «Садовод», «Москва», «Южные ворота», а также ТЦ «Европейский», гостиницы «Украина», комплекса торговли продовольствием – «Фуд Сити». Но в узких кругах о Нисанове говорят, что он партнер семьи Ротенбергов и имеет серьезное влияние на войну в Донбассе. Причем не меньшее, чем у министра обороны России Сергея Шойгу. Нисанов – специалист по выполнению деликатных заданий Кремля. За что имеет политическое покровительство и финансовые ресурсы братьев Ротенбергов. Последнее он с успехом конвертирует в новые активы, отобранные с помощью рейдерских рейдов по Москве. 

Другой выходец из Азербайджана, проживающий в Германии, Зия Газиев, стал частью конфликта после того, как приобрел 80% акций SDI Group у Гаджиева, одного из крупнейших застройщиков, ориентированного на Россию, чьи активы и захватил Нисанов. Причём оба «немецких» азербайджанцев – Гаджиев и Газиев являются давними партнерами. 

Ильгар Гаджиев – далеко не единственная жертва разгорающегося конфликта. Из-за рейдерской атаки пострадали тысячи российских семей, оплатившие квартиры в трех строящихся жилых комплексах в Москве и Подмосковье. К тому же, после того, как Год Нисанов захватил собственность, кто-то вывел часть авансовых платежей со счетов SDI Group, утверждает Гаджиев в судебных документах, которые он подал в России, чтобы попытаться вернуть свой бизнес и комплексы обратно. 

Российское правительство до последнего предпочитало держаться в стороне от противостояния бизнесменов. Даже перед тем, как конфликт стал публичным, российская федеральная полиция провела рейд по московским рынкам, которые контролирует семья Нисанова, по делу о нелегальной торговле, теневом обороте наличных, «сером» импорте санкционных европейских товаров в Россию. МВД тогда подтвердило, что полицейские проверяли соблюдение миграционного законодательства и теневой оборот наличных и товаров на российских рынках. Поручение Владимира Путина стало ответом на письмо председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной о том, что ЦБ выявил схему оплаты и легализации «серого» импорта на крупных рынках на сумму не менее 10 млрд рублей в месяц. Согласно официальному заявлению ЦБ, опубликованному агентством «Интерфакс», «отправление средств осуществлялось из точек неподалеку от рынков, а получателями являлись торговые склады в Киргизии и Казахстане, куда, в свою очередь, приходят товары из Китая и Вьетнама». 

В январе 2018 года Год Нисанов был включен в так называемый «кремлевский доклад», подготовленный Минфином США. Попадание в список не означало автоматического введения санкций – это решение принимается Конгрессом. Тем не менее, попадание в «кремлевский доклад» стало маркером его токсичности для всех американских компаний, в том числе банков. 

Но не так давно репутация Нисанова настигла его и на Ближнем Востоке – в Израиле. Израильская иммиграционная служба не пустила его в страну, когда тот прибыл на свадьбу сына бывшего министра обороны, министра иностранных дел и депутата кнессета Израиля Авигдора Либермана. Сейчас выходец из СССР Либерман – лидер политической партии «Наш дом Израиль». 

Конфликт уже приобретает статус международного и вынесен на высший политический уровень в Германии. В частности, помимо обращения в суд в РФ, попытку вернуть свою московскую собственность Гаджиев и Газиев предприняли через Российско-Германскую Внешнеторговую палату (АНК) и Федеральное собрание Германии – Бундестаг. Статус видных постоянных жителей Германии обязывает парламентариев вмешаться от их имени в конфликт. К тому же, ранее Газиев был помощником члена Бундестага Петры Меркель. 

«Я бы остался в России, чтобы бороться с захватом, – говорит Гаджиев, который инвестировал в российскую экономику $50 млн собственных средств, – но я начал получать смертельные угрозы». 

В результате, он вынужден находиться между Германией и Швейцарией, где он также инвестирует свои средства. 

Но если имущественный спор перерастет в международный конфликт, он может снова испортить отношения между Германией и Россией. Которые только начали улучшаться после отказа Германии уступить требованиям США относительно продолжения строительства трубопровода Nord Stream-2, который будет доставлять газ из России в Германию и другие европейские страны, начиная с 2020 года. Отношения между странами и сейчас остаются напряженными из-за поддержки Германией США в вопросе сохранения международных санкций против России; ложных историй о России и истории о том, как немецкие иммигранты изнасиловали 14-летнего россиянина, и рядом других проблем. 

История с отжимом российского бизнеса у Газиева и Гаджиева – для немцев и европейцев это как история Дикого Запада. Земля была получена в 2018 году, когда Нисанову дали разрешение на строительство трёх высотных комплексов, и Гаджиев начал их строительство.

В конце 2018 года Нисанов потребовал, чтобы Гаджиев перепланировал жилые комплексы, которые он возводил, в более прибыльные коммерческие объекты. О чем сообщало российское издание «Новая газета». 

Гаджиев отказался, отметив, что сотни семей уже подписали контракты на покупку квартир. Кульминацией конфликта стал захват объектов в середине января 2019 года, когда группа вооруженных людей ворвалась на площадки и взяла под контроль все жилые комплексы, которые возводились: VernadSKY на проспекте Вернадского, ЖК «Пироговская Ривьера» в Мытищинском районе Москвы и Akkord Smart Kvartal в Одинцовском районе. 

Другая группа рейдеров 24 января 2019 года ворвалась в офис SDI Group на Кутузовском проспекте в центре Москвы и потребовала ключи от здания. Часть нападавших были в гражданской одежде, часть – в форме частной охранной фирмы «Витязь», которая работает на объектах и с имуществом Года Нисанова и находится под управлением его доверенного лица – Максима Котова. Тогда же Ильгар Гаджиев получил ряд угроз убийством, что побудило его бежать в Германию. 

«Новая газета» сообщила, что партнер, неожиданно превратившийся в соперника, экспроприировал значительную часть активов Гаджиева, применив бандитский способ решения вопроса без диалога и компенсации. Нисанов никак не комментировал ситуацию. Потеря в одночасье трех основных проектов в сфере недвижимости стала разрушительным ударом для Гаджиева, чья история о богатстве стала легендарной в Азербайджане. 

Ильгар Гаджиев уехал из дома в поисках счастья в 15 лет, оказавшись в конце 1980-х годов, во время заката Советского Союза, в России. Однажды он заметил толпы горячих потных рабочих, покидающих фабрику после смены. «Что в первую очередь хочет усталый работник после долгого рабочего дня?», – спросил он себя. Ответ был – пива. Они могли утолить жажду дома, но Гаджиев решил иначе. Он покупает ящики с пивом, и размещает точки его продажи у нескольких заводов. Он был гением торговли. До 19 лет он уже заработал свой первый миллион, после чего занялся продажей спортивных товаров и других торговых линий. 

Когда ему исполнилось 20, Гаджиев вернулся на Родину в Азербайджан, где основал свое первое производство «на миллиард долларов» – строительную компанию Akkord. Он строил крупные инфраструктурные проекты – дороги, мосты и аэропорты. Причём сфера интересов не ограничивалась Азербайджаном. Строительство велось также в Казахстане, Узбекистане, Грузии, а затем в Восточной Европе и даже в Нигерии. 

В течение двух лет компания каждый месяц открывала один крупный инфраструктурный проект, привлекая ещё больше иностранных инвестиций в страны, где они открывались. Президент Азербайджана Ильхам Алиев всегда принимал участие в открытии революционных проектов, а имя Гаджиева стало нарицательным в Азербайджане. 

Успех Akkord побудил Гаджиева в 2012 году вернуться в Россию в качестве главы его новой компании по развитию недвижимости и бизнеса – SDI Group. Несмотря на то, что компания задумывалась под российский рынок, очень быстро она получила заказы на строительство объектов в Центральной Азии, на Кавказе и на Ближнем Востоке. Три года спустя он переехал в Германию для разработки проектов в Западной Европе. 

Во время своего «российского периода» Ильгар Гаджиев познакомился и установил партнерские отношения с Годом Нисановым, который стал миллиардером в России, благодаря проектам в розничной торговле и девелопменте. На первых этапах партнёрство было выгодно обоим... До конфликта в 2018 году относительно комплексов, которые начал строить Гаджиев.  

Российские инвестиции не единственный проект Гаджиева. Последний имеет ряд успешных бизнесов в Европе. Но как утверждает сам Гаджиев – $50 млн. это много для любого бизнеса.  

Весной 2019 года, когда Гаджиев работал над тем, как окупить свои московские инвестиции и вернуться в российский деловой мир, его партнёр, находящийся в Берлине, Зия Газиев дал ему поддержку, купив 80% SDI Group. Последний заявил, что Гаджиев согласился продать ему контрольный пакет акций SDI до решения конфликта с Нисановым. «Я решил, что ни в коем случае не брошу старого друга в такое трудное время», – сказал Газиев. Добавив, что в связи с быстро растущим рынком недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России, это может быть отличной сферой для инвестиций. 

Гаджиев продолжает надеяться на то, что конфликт с Нисановым будет решен либо путем переговоров со своим бывшим партнером, либо с помощью судебных исков, либо с помощью Германии, которая уже оказалась втянутой в спор с РФ, чтобы не допустить потери инвестиций гражданами ФРГ.  

По словам Гаджиева, помимо его собственного бизнеса в конфликт оказались втянутыми и сотни других жертв, чьи вопросы и требования остаются неурегулированными. И это его беспокоит ещё больше. «Многие люди, которые работали у меня – платили налоги российскому правительству – сейчас могут потерять работу. А как быть с более тысячью семей, которые дали SDI Group авансовые платежи за квартиры? Вернут ли они свои деньги и увидят ли когда-нибудь свои квартиры?». Последние сообщения, полученные им из Москвы, свидетельствуют о том, что строительство всех трех комплексов приостановлено. 

«Никто не понимает, что будет дальше, – говорит Гаджиев. – Мы очень надеемся, что справедливость восторжествует, и мы сможем вернуться к нашей работе в Москве, завершить все объекты и закрыть все обязательства перед людьми». 

Фото: GoTown.ru.
 

Евгений Медведев

Самое читаемое