ПолитикаМеждународные отношения

Ветер перемен: что означают для Украины выборы в Польше

18:35 17 окт 2023.  1941Читайте на: УКРРУС

По итогам выборов в Польше первое место заняла политсила власти - «Право и справедливость». Однако ее результата, даже если приплюсовать к нему баллы ультраправой «Конфедерации», которая считается вероятным коалиционным партнером ПиС, оказалось недостаточно для того, чтобы создать парламентское большинство и, соответственно, назначить свое правительство. О чем говорит такой политический расклад в соседней стране, и как впоследствии могут измениться взаимоотношения официальных Киева и Варшавы, читайте в материале Lenta.UA.

Постизбирательная картина по-польски после подсчета ста процентов голосов выглядит так: правящая партия ПиС набрала 35,38%, тогда как ее соперники – около 54-х процентов. Таким образом, суммарным большинством в следующем Сейме будут обладать три политические силы, которые заняли на выборах второе, третье и четвертое места - «Гражданская коалиция» (30,70%), «Третий путь» (14,40%) и «Левица» (8,61%).

На словах это политическое трио очень даже не против объединиться и сформировать новое правительство. Нужное для этого количество мандатов им обеспечено «железно». Однако на самом деле, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Почему? Право выдвигать кандидатуру премьера по конституции Польши принадлежит президенту. Анджей Дуда, являющийся выходцем из ПиС и не скрывающий своих симпатий к этой партии давеча заявил, что до сих пор мандат на создание правительства получала политическая сила, победившая на выборах, и он не собирается отступать от этой традиции.

Читайте также: В Польше подсчитали все голоса: главной интригой остается формирование правительственной коалиции

То есть, с большой долей вероятности господин Дуда – как и положено по закону, на протяжении 14 дней со дня первого заседания Сейма предложит тамошним депутатам утвердить кандидата от ПиС: скорее всего, действующего премьера Матеуша Моравецкого. Подача же кандидатуры на премьерство лидера оппозиции Дональда Туска станет символическим актом признания властью поражения на выборах, избежать которого, как утверждают польские аналитики, президент будет стремиться всеми правдами-неправдами.

Если Дуда пойдет таким путем, то очевидно, что ПиС будет кровь из носа пытаться сколотить большинство в свою поддержку, пытаясь убедить в этом отдельных депутатов из других фракций. Есть маленький, но важный нюанс: коалиция в польском Сейме не должна оформляться документально, поэтому ПиСу от таких союзников по большому счету нужно будет только одно голосование – за утверждение правительства во главе с премьером Моравецким.

Если же ПиСовцам не удастся собрать большинство в свою поддержку, то инициатива выдвижения претендента на роль главы правительства перейдет в Сейм: на протяжении следующих 14 дней это может сделать группа из 46-ти депутатов. Самым вероятным кандидатом в премьеры от нынешней оппозиции считается 66-летний Дональд Туск – лидер «Гражданской платформы», вокруг которой сформировалось объединение оппозиционеров.

Для утверждения премьером кандидат от оппозиции должен будет собрать в свою поддержку 231 депутатский голос из 460. Если по какой-то причине большинство депутатов не проголосуют за такого кандидата, мяч снова окажется на президентской части поля и глава государства должен будет «на бис» внести на голосование своего кандидата, а в парламенте за него должны будут проголосовать не обязательно большинство депутатов: главное, чтобы их было больше, чем тех, кто нажмет кнопку «против». Если и после этого определить премьера не удастся, президент будет обязан назначить досрочные парламентские выборы.

Впрочем, сценарий с избирательной перезагрузкой считается крайне маловероятным и Польша, скорее всего, получит нового премьера. Между тем, как следует из слов лидера ПиС Ярослава Качиньского, его сторонники не дадут никому ни «предать Польшу», ни перечеркнуть достижения их команды, восемь лет правившей страной. То есть, очевидно, что ПиСовцы будут в принципиальных вопросах вставлять палки в колеса властного велосипеда. А необходимые для этого инструменты, отметим, в законодательном арсенале имеются.

Так, президент Анджей Дуда – как уже говорилось, выходец из ПиС – обладает правом вето, и, очевидно будет активно использовать этот рычаг для того, чтобы «топить» определенные инициативы новой власти. Для преодоления вето коалиции в парламенте нужно будет собрать голоса двух третей депутатов – такого большинства в Сейме пока что не просматривается.

При этом вето – не единственный козырь в руках пока еще действующей де-юре исполнительной власти. В активе ПиС по-прежнему будет Национальный банк, Конституционный суд, другие важные органы государственной власти, которые, вполне вероятно, не будут спешить дышать в такт с новой коалиционно-правительственной сборной. К слову, далеко-далеко не факт, что и в самой коалиции будет царить совет да любовь, поскольку в ее рядах объединятся правоцентристы из команды Туска, представители «Третьего пути», близкие к христианским демократам, и условные социал-демократы из «Левицы». В общем, сказать, что их идеологические установки часто антагонистические – ничего не сказать.

Единственным, пожалуй, объединительным звеном является только то, что все три политсилы в унисон твердили о неудержном желании отобрать властный руль у правящей партии «Право и справедливость». Но после того, как эта цель будет достигнута окончательно, большой вопрос, смогут ли они объединиться вокруг общей для всех экономической, политической, социальной программы. Тем более в условиях, когда избирательные маячки никуда не исчезли с политического горизонта: уже весной в Польше будут избирать местные органы власти, и кампания к этим выборам де-факто стартует уже этой осенью. А сразу за ними – летом следующего года – и выборы в Европарламент.

Стоит ли говорить о том, что близость выборов крайне редко содействует нахождению компромиссов между теми, кто, находясь под одним коалиционным зонтом, по сути являются политконкурентами в избирательном контексте? Перманентные конфликты в рядах потенциально новой власти не без злорадства предсказывают политики ПиС.

«Вы думаете эти три политические силы каждый день сидят, кофеек попивают и обсуждают, как они прекрасно будут править? Там война сейчас только начнется», - заявил давеча один из лидеров ПиС, нынешний министр образования Пшемыслав Чарнек, отметив, что выборы – это далеко не финал большой политигры.

Выборы, между тем были чрезвычайно важны для поляков, что показала более чем высокая явка в 73%. Как свидетельствуют соцопросы, польских избирателей, прежде всего, беспокоит рост инфляции и безопасность границ. В то же время, в Украине за этими выборами внимательно следили на фоне недавнего напряжения в отношениях. Важным для Киева результатом является то, что ультраправая «Конфедерация», которая открыто выступает против продолжения поддержки Украины и один из лидеров которой Гжегож Браун присоединился к кампании «Стоп украинизации Польши», получила меньше голосов, чем прогнозировалось, и не смогла стать третьей политической силой страны (7,16%).

Кстати, весьма показательно, что украинский кейс полностью исчез из лексикона ключевых участников польских выборов аккурат после закрытия избирательных участков, а это – наглядное доказательство того, что гипотетическая смена власти вряд ли приведет к сколь-нибудь кардинальному изменению политики официальной Варшавы относительно нашей с вами страны. Более того, по общераспространенному мнению, с Туском у Киева отношения будут лучше, чем с нынешним правительством ПиС, которое запретило импорт украинской пшеницы и сделало немало резких заявлений в адрес Украины и лично Зеленского.

Что касается отношения к войне в Украине, то, как ожидается, Туск и его партия в большей степени, чем ПиС будут ориентироваться в этом вопросе на позицию Евросоюза. С другой стороны, не все так однозначно. Во-первых, на внешнюю политику и вопросы безопасности в Польше будет и далее продолжать влиять президент Дуда. Во-вторых, если говорить о больной теме – зерне, то господин Туск вряд ли сможет игнорировать требования лоббистов дальнейшего ограничения импорта украинского продовольствия и других подобных шагов. К слову, по списку партии Туска в Сейм проходит лидер профсоюза фермеров «Агроуния» Колодзейчак, который был одним из инициаторов протестов против ввоза зерна из нашей страны. То есть, очевидно, что тот факт, что Польша и Украина на европейском рынке являются ближайшими конкурентами, будет определять политику любого польского правительства.

«Не стоит рассчитывать на то, что в польско-украинских отношениях все сразу станет легким и приятным. Просто не будет так однозначно. Хотя бы потому, что в рядах той же «Гражданской платформы» есть персонажи типа Михала Колодзейчака, которого считают чуть ли не сторонником Путина. То есть, в Украине и Польше все будет также сложно, как до сих пор, - просто уже по другим причинам», - отмечает политолог Алексей Голобуцкий.

В свою очередь, известный журналист-международник Виталий Портников в своем авторском блоге на Youtube констатирует: «После правления партии «Право и справедливость» Польшу нужно буквально лечить. Лечить ее судебную систему, претензии к которой есть у Европейской комиссии и многих других стран Европы, которые хотели бы возвращения Польши на демократические рельсы независимости судебной системы. Лечить ее общественные медиа, за последние восемь лет превратившиеся в настоящий рупор власти вместо того, чтобы быть рупором общества… Придется изменять ситуацию и в отношениях с Украиной. Последние месяцы грязной и аморальной предвыборной кампании поставили под сомнение даже те огромные достижения, в первую очередь из-за кризиса поставок украинской сельскохозяйственной продукции на польский рынок и фактическое пренебрежение правительством Польши во главе с одним из лидеров партии ПиС Матеушем Моравецким этими обязательствами, которые взяло на себя польское правительство по результатам переговоров с Украиной и Еврокомиссией. Сегодня проевропейские силы Польши получили реальный шанс вернуть страну в Европу и вернуть настоящую атмосферу доброжелательности и взаимопонимания в украинско-польских отношениях. Провал польских правых делает невозможным создание антиевропейской оси Варшава – Будапешт – Братислава, в лидеры которой должны войти Качиньский, Орбан и Фицо, который сейчас пытается стать новым премьер-министром Словакии. Позиции Венгрии и Словакии даже если Фицо сможет сформировать стабильное правительство в своей стране, будут подорваны этим проигрышем партии «Право и справедливость». И остается надеяться, что Европейскому союзу удастся справиться с евроскептическим нашествием в нашем регионе Европы. Тем более, когда Украина станет членом ЕС, взаимопонимание Украины и Польши позволит создать сильный центральноевропейский блок новых демократий, который будет играть в Европе свою важную роль».

Читайте также: Дроны на троне: помогут ли беспилотники одержать победу

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое