КультураКинопремьеры

В украинский кинопрокат вышел голливудский фильм "Матрица: Воскрешение"

10:50 23 дек 2021.  1683Читайте на: УКРРУС

Возможно, что сестры Вачовски вложили в знаменитую тетралогию часть своих собственных ощущений.

Мировые СМИ уже начали анализировать новую "Матрицу" (в некоторых странах премьера была еще во вторник плюс пресс-показы), однако рецензии обычно сводятся к одному и тому же - пересказу сюжета, который Лана Вачовски (бывший или бывшая, тут уже начинаешь запутываться, Ларри Вачовски) выстроила как коридор зеркал, вглядываясь в которые, уже не понимаешь, где первое отражение, а где десятое и где вообще не отражение, а отражаемый. Всё это, конечно, интересно, но напоминает по способу построения сюжета не столько фильм, сколько компьютерную игру.

Собственно говоря, четвертая "Матрица" с того и начинается, что от Томаса Андерсона, успешного, хотя и "с приветом", гейм-дизайнера, создавшего компьютерную игру "Матрица", хотят ее продолжения. И вот тут первые полчаса фильма Лана Вачовски вволю издевается над зрителями и толкованием своих первых трех "Матриц" - но в виде бреймсторминга гейм-дизайнеров, обсуждающих "Матрицы" компьютерные. (При этом пародируются еще и рабочие офисы нынешних передовых компаний, где можно во время обсуждения играть в настольный теннис и пр.)

Всё то, что они говорят о компьютерной "Матрице", вполне можно отнести к фильмам. Например: "Матрица" взрывает мозг. Люди хотят неопределенности, чтобы их нейроны забегали, пытаясь понять, что это, на фиг, происходит?" Или - альтернативные: "Терпеть не могу игры, которые заставляют тебя сидеть с ручкой и блокнотом. Игры должны быть яркими и тупыми". 

Что касается яркости, то это условие в "Матрице-4" выполняется почти с самого начала - узнаваемые пробежки героев по стенам, поток пуль, крошащиеся от попаданий пуль осколки и пр. Вопрос в другом - стоит ли смотреть новую "Матрицу" "с блокнотом и ручкой" или просто расслабиться и получить удовольствие? Иначе говоря, пользуясь терминологией "Матрицы" - какую принять таблетку - красную или синюю? 

Кому-то может показаться более интересным первый путь - но он должен понимать, что его весь фильм будут водить за нос. Но есть и второй способ - понять, что личного вложила в фильм Лана Вачовски? Сегодня уже известно то, что было неизвестно (и не могло быть известно) тем, кто писал рецензии в годы выхода первой "Матрицы" в 1999 году - Ларри Вачовски, по виду - брутальный мужчина, да еще и женатый, давно ощущал себя женщиной, ненавидел свое мужское тело и из-за этого не раз был близок к самоубийству. Наконец-то в 2003-м году он (или уже она?) в этом признался, развелся, сменил пол - а потом снова женился, причем на содержательнице БДСМ-клуба доминатрикс Карин Уинслоу.

Энди Вачовски, испытывавший такие же проблемы, как и брат, продержался с каминг-аутом еще десять лет - и сделал его только под угрозой журналистов, что они это сделают за него. В итоге он стал Лилли Вачовски - и,кстати, как писали в этом году некоторые западные СМИ, с новой самоидентификацией у него, в отличие от Ланы, проблемы. Есть даже версия, что именно поэтому (мол, у Лилли депрессия) Лана снимала "Матрицу: Воскрешение" в одиночку.                   

 А теперь задумаемся - разве могли Ларри и Энди (впоследствии Лана и Лилли), будучи еще мужчинами. воспринимать свою собственную жизнь в телах, которые они ненавидели, как реальность? Разве не могло им показаться, что они живут в этих мужских телах как в "Матрице", из которой им надо вырваться в реальный мир? Ведь недаром в "Матрице-4" психотерапевт Пола Андерсона, который (психотерапевт, а не Пол) впоследствии окажется архитектором матрицы, скажет гейм-дизайнеру, что, мол, его мечтой было создать игру, неотличимую от реальности, и для этого он вложил в нее часть своей жизни. И даже своего бизнес-партнера, которого недолюбливал, сделал "мистером Смитом".

Вот для этого "братья-сестры", как их одно время называли, Вачовски, пытавшиеся понять, кто они, Ларри и Энди или Лана и Лилли, и создали своего хакера, он же гейм-дизайнер, Пола Андерсона, который точно так же пытается понять, Пол он или все же Нео. Причем, надо сказать, что в "Матрице: Воскрешении" Лана, похоже, относится к этому уже с юмором - когда Морфеус (уже не Лоренс Фишборн) в очередной раз предлагает Киану Ривзу сделать выбор между синей и красной таблетками, тот вздыхает: "Что, опять"?        

Фото: Twitter

Сергей Семенов

Самое читаемое