КультураКлиматический активизм

В Германии экологические активисты побоялись нанести ущерб картине стоимостью 110 миллионов долларов

08:30 24 окт 2022.  220Читайте на: УКРРУС

Подобные акции скоро начнут вызывать скуку.

Сразу объяснимся. В своем заголовке мы не призываем кого-нибудь нанести реальный ущерб шедевру мирового искусства, а просто констатируем факт, что всё, что казалось раньше новым, быстро приедается. Возьмем пример, что называется. "из жизни" - первый купальник "бикини" когда-то шокировал публику, а сейчас это общеупотребительная пляжная одежда.

Неизбежно так произойдет и с "климатическими протестами" или, выражаясь языком современного искусства, "климатическими перформансами" в музеях, которые вроде бы ширятся по миру (сейчас новый прошел уже не в Британии, как все привыкли. а в Германии), но скоро будут вызвать только скуку. Итак, как сообщает The Guardian. в немецком городе Потсдам в музее Барберини члены немецкой экологической группы Letzte Generation  забросали картофельным пюре картину Клода Моне "Стог сена" стоимостью $110 млн., а затем традиционно "приклеились" и начали выкрикивать экологические лозунги.

Как пишет издание, протестующие заявили, что это было задумано как сигнал тревоги перед лицом климатической катастрофы. "Люди голодают, люди мерзнут, люди умирают, - продекларировал один из активистов на видео инцидента, опубликованном Letzte Generation в Twitter. - У нас климатическая катастрофе, а вы боитесь только томатного супа (отсылка к акции аналогичного британского движения) или картофельного пюре на картине. Знаете, чего я боюсь? Я боюсь того, что наука говорит нам, что мы не сможем прокормить свои семьи в 2050 году. Нужно ли картофельное пюре на картине, чтобы заставить вас слушать? Эта картина ничего не будет стоить, если нам придется драться из-за еды. Когда вы, наконец, начнете слушать? Когда вы, наконец, начнете слушать и перестанете вести свои дела, как обычно?"

Группа заявила, что решила сделать картину Моне "сценой, а публику — аудиторией", чтобы попытаться донести свое послание. "Если требуется забросать картину картофельным пюре или томатным супом, чтобы напомнить обществу, что курс на использование ископаемого топлива убивает нас всех, тогда мы сделаем это", - добавил он. Представитель музея сказал, что картина была защищена стеклом, а музей позже заявил, что она не была повреждена. Пресс-секретарь также сообщил, что полиция прибыла быстро и что руки протестующих были "отклеены" "относительно легко".

Что тут можно добавить? Во-первых, удивляет, что в Германии с ее давними традициями политического активизма, климатические активисты действуют столь дилетантски. Трудно было выбрать для акции протеста против ископаемого топлива более неподходящий момент, чем сейчас, когда в результате вооруженной агрессии России в Украине немцы, как и остальные европейцы, не знают, как (и за какие деньги) будут отапливать свои квартиры и дома этой зимой. 

И уж совсем нелепо было упоминать в качестве ориентира, когда, по словам активистов, "наука (кстати, какая конкретно наука?) говорит нам, что мы не сможем прокормить свои семьи" далекий 2050-й год, когда, например, в Британии, СМИ уже несколько месяцев пишут о том, что некоторым семьям придется выбирать между отоплением и едой в 2023-м году. Так что, скорее всего, оторваны от реальных проблем не те, к кому обращаются климатические активисты, а они сами.

И, наконец (опять предупредим, что мы не даем советов полиции тех городов, где проходят акции, а просто выдвигаем гипотезу), что будут делать климатические активисты, когда их перестанут тут же арестовывать? Представьте себе такую картину: некая знаменитая (без тавтологии тут не обойтись) картина, залитая томатным или картофельным пюре, два активиста или активистки, приклеивавшие себя к стене и полу - и реакция властей в виде того, что полиция прибыла, но не вмешивается. Ведь все уже поняли, что активисты не меньше, чем сотрудники музея, боятся нанести картине реальный ущерб в миллионы долларов, за что можно "присесть" на полжизни.

Проходит час, другой, полиция просто присутствует, телекамеры новостей, отсняв сюжет, давно уехали, в музее новые посетители, которые, мельком взглянув на итоги перформанса, о котором они узнали по новостям, идут дальше - и активисты оказываются в ситуации актеров в театральном зале, из которого в середине спектакля ушел последний зритель. Что делать дальше? Доигрывать пьесу до конца - но для кого? Заканчивать представление прямо сейчас - и расписываться в своем поражении? В любом случае из репертуара ее, эту пьесу, придется убрать. 

Фото: Yahoo!

    

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое