ПолитикаРезонанс

Убийцы в законе: какая точка поставлена в резонансном «деле Гандзюк»

08:20 29 июн 2023.  1357Читайте на: УКРРУС

В понедельник, 26 июня, Днепровский райсуд столицы вынес приговор заказчикам по одному из наиболее резонансных дел последних лет – делу об убийстве известной активистки Екатерины Гандзюк. Детальнее о том, как прошло судебное слушание и как восприняли вердикт Фемиды все стороны процесса, читайте в материале Lenta.UA.

Полномасштабная война с путинской Россией, и, как одно из ее следствий – систематически разрывающий Киев вой сирен, оповещающих о воздушной тревоге, не останавливают, между тем, общественную жизнь столицы и процессы, ей свойственные. Работает в привычном режиме и третья — судебная — ветвь власти, к которой, как у сознательных украинцев, так и у международных партнеров и, надо сказать, небезосновательно, скопилось немало вопросов претензиционного толка. Однако судебное заседание по нашумевшему «делу Гандзюк» дает надежду на то, что украинская Фемида может-таки судить как и положено в цивилизованных государствах: с закрытыми глазами…

Напомним, в 2018 году жестокое и дерзкое убийство взбудоражило всю страну. Соратники Гандзюк по общественному антикоррупционному цеху сразу аккурат после кричащего во всех смыслах инцидента начали мощную информационную компанию с требованием привлечь к ответственности и заказчиков, и исполнителей  преступления. Надписи и граффити с портретом активистки и словами «Кто заказал убийство Гандзюк?» стали появляться в разных уголках страны. И вот только в 2023-м, спустя пять лет заказчиками преступления де-юре объявили бывшего главу Херсонского облсовета Владислава Мангера и его экс-помощника – местного криминального авторитета Алексея Левина.

Читайте также: Суд вынес приговор участникам убийства Екатерины Гандзюк

Небольшой штрих к портрету. Уроженка Херсона Екатерина Гандзюк благодаря своей общественной деятельности была известна далеко вне пределов родного ей Херсона и даже страны, участвуя в различных тематических программах ООН. При этом она совмещала общественную активность с работой в структурах городской власти. В частности, до нападения Гандзюк была временным управляющим делами Херсонского горсовета, а также работала советником мэра города. Друзья и коллеги активистки обращали внимание, что у Екатерины Гандзюк было два ключевых кейса, по которым она имела принципиальных оппонентов: это противодействие всевозможных пророссийским движениям в Херсоне, а также борьба с коррупцией в местной полиции. Также Гандзюк систематически и крайне жестко критиковала тогдашнего главу Херсонского облсовета Владислава Мангера и обвиняла его в организации так называемых титушек против противников вырубки лесов в регионе.

Екатерина Гандзюк также входила в группу Itchy Trigger Finger Ukrainians, которая занималась разработкой и размещением наружной рекламы вблизи админграницы с оккупированным Крымом. В этом контексте стоит отметить, что она критиковала областные власти за крайне слабое, на ее взгляд, противодействие информационной агрессии со стороны Российской Федерации.

31 июля 2018 года в Херсоне неизвестный облил Екатерину Гандзюк концентрированной серной кислотой возле ее дома. От полученных ожогов активистка скончалась в одной из столичных больниц 4 ноября, спустя три месяца после нападения, предварительно перенеся 14 операций разной степени сложности.

По «горячим следам», аккурат после нападения полиция задержала безработного жителя Херсона Сергея Новикова. Действующий на тот момент министр внутренних дел Арсен Аваков тогда заявил, что это он – исполнитель нападения на активистку. Однако впоследствии оказалось, что этот человек никак не причастен к преступлению – Новиков был отпущен.

Осенью 2018 года правоохранители задержали новых подозреваемых. Ими оказались пятеро участников АТО. Сергей Торбин, Виктор Горбунов, Владимир Васянович, Никита Грабчук и Вячеслав Вишневский воевали в составе Украинской добровольческой армии и даже получали награды от государства. Через год после нападения на активистку суд вынес приговор для этих пяти подозреваемых. Они все полностью признали свою вину и получили достаточно небольшие сроки заключения – в среднем 6,5 лет.

Между тем, после полномасштабного нападения РФ на Украину в феврале 2022-го осужденные воспользовались правом выйти из-за решетки и присоединились к украинским вооруженным силам. Параллельно проходил поиск и привлечение к ответственности заказчиков убийства Екатерины Гандзюк. В феврале 2019 года был арестован бывший председатель Херсонского облсовета Владислав Мангер. Следствие заподозрило, что именно он заказал нападение на активистку «из-за крайне неприязненного отношения к ней». Другой заказчик – херсонский криминальный авторитет и на тот момент помощник Мангера Алексей Левин по прозвищу «Москал» (несколько ранее у него была красноречивая кличка «Киллер» - ред.) – успел сбежать из Украины, его объявили в розыск.  Левина нашли только год спустя в Болгарии. Он изменил внешность и имя во избежание экстрадиции в Украину. Однако экстрадиция все же состоялась, и Алексей Левин оказался в украинской тюрьме.

Рассмотрение дела в суде против Мангера и Левина длилось почти три года и вот вчера в нем была поставлена точка. Судья Юлия Иванина полностью удовлетворила все требования прокуратуры и приговорила Левина и Мангера к десяти годам тюремного заключения. Их признали виновными в заказе и организации умышленного тяжкого телесного повреждения способом, «имеющим характер особого мучения» и повлекшим смерть потерпевшей. Кроме того, осужденные должны выплатить по 5 млн гривен моральной компенсации отцу, матери и супругу Екатерины Гандзюк. Также залог 2,5 млн гривен, назначаемый ранее Мангеру, передали в пользу Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Собравшиеся в зале суда встретили приговор аплодисментами. Мангер, облаченный в кепку с национальной символикой Украины, в свою очередь начал громко возмущаться и кричать, что «сажают невинного человека». Его адвокат Александр Шадрин, встретивший приговор одним нецензурным словом, наиболее приличным синонимом которого может послужить выражение «капец», назвал решение Фемиды - «признаком глубокого кризиса судебной системы».

Защиту осужденных возмутил тот факт, что судья, воспользовавшись нормами военного времени, сообщила лишь сроки заключения, но не изложила мотивировочную часть, а именно не раскрыла детально обстоятельства дела и какими доказательствами подтверждается вина фигурантов. Господин Шадрин подчеркнул, что «непременно подаст апелляцию на приговор и будет просить о закрытии дела в отношении своего клиента, которое попахивает политическим заказом».

Впрочем, как отметил в комментарии Lenta.UA один из прокуроров Офиса генпрокурора по данному делу Александр Сафарян, сторона обвинения к вероятным апелляционным прениям готова «и имеет всю необходимую базу, чтобы доказать, что обвинительный приговор Днепровского районного суда столицы является справедливым и объективным».  Отметим, что решение суда вступит в силу только после апелляционного разбирательства. До этого времени Мангер и Левин будут находится под стражей в СИЗО.

Когда Левина и Магнера в наручниках выводили из зала суда, последнего обнимала заплаканная дочь. Свою дочь, которой, к слову, 17 июня должно было выполнится 38 лет Виктор Гандзюк уже не обнимет никогда. Комментируя решение суда отец убитой активистки отметил: «Испытываю неоднозначные чувства. С одной стороны, всегда казалось где-то в глубине души, что мы ждали этого дня. Этот день настал. Но, собственно, все равно Кати нет, ее не вернуть, поэтому опустошение. С другой стороны, я доволен приговором. Наконец завершился судебный процесс. Благодаря кропотливой работе прокуратуры, благодаря работе суда, который очень справедливо, на мой взгляд, отнесся ко всем фактам, благодаря большому количеству неравнодушных людей, очевидно, впервые заказчики получили реальные сроки».

Читайте также: Ситуация в оккупированных Олешках близка к катастрофической - мэр города

Ромашова Наталия

Самое читаемое