Война и мирВойна

Турецкие «финты»: какую игру ведет Анкара по отношению к Украине

15:47 09 авг 2022.  552Читайте на: УКРРУС

Во время полномасштабной войны России против Украины Турция заняла позицию, которая получила очень разные оценки. Кто-то с пониманием относится к тому, что Анкара в первую очередь отстаивает свои позиции. Другие, наоборот, обвиняют страну в подыгрывании России и желании сохранить с ней экономические связи. В том, какова на самом деле роль Турции в нашем противостоянии с рашистами, разбиралась Lenta.UA.

Турецкая компания Baykar – производитель широко известных ударных беспилотных аппаратов «Байрактар» – уже зарегистрировалась в Украине и приобрела земельный участок для строительства, - заявил давеча посол Украины в Турции Василий Боднарь. По словам дипломата, владельцы компании «серьезно намерены реализовать проект до конца». Важно отметить, что в значительную часть моделей, которые будут производиться на этом заводе, «зашьют» комплектующие именно украинского производства — двигатели, колеса и т.д.  Буквально неделю назад правительство Дениса Шмыгаля утвердило двустороннее соглашение о строительстве завода и направило его в Верховную Раду на ратификацию. То есть, процесс запущен по колее практической реализации и это не может не вызывать одобрения.

К слову, не только официальный Киев сотрудничает с производителем турецких беспилотников. На днях, гендиректор Baykar Халук Байрактар и руководитель известного благотворительного фонда «Повернись живим» Тарас Чмут подписали в Стамбуле меморандум о дальнейшем партнерстве. «С мая этого года мы без лишней огласки реализовывали закупку беспилотного ударного комплекса Bayraktar TB2 в составе трех самолетов, наземной станции управления, нескольких десятков корректированных боеприпасов и сопутствующего базового оборудования. На сегодняшний день это крупнейшая разовая сделка фонда - $16,5 млн, собранных тысячами неравнодушных украинцев. Успешная реализация первого соглашения позволяет планировать дальнейшее сотрудничество. Осмотрев производственные мощности Baykar, ознакомившись с разрабатываемыми сейчас перспективными проектами, можно с уверенностью говорить - перевооружение Украины должно происходить в тесном взаимодействии с турецкими коллегами - им есть что предлагать нам как сегодня, так и в будущем», - написал Чмут у себя в Facebook.

Читайте также: Сколько военной техники уже потеряла РФ в Украине, подсчитали аналитики

Кстати, на днях стало известно о том, что коммуникационные пути с производителем «Байрактаров» ищет и Путин. Об этом, как передает CNN, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил на съезде Партии справедливости и развития, которую он возглавляет.  В частности, турецкий лидер отметил, что бункерный обитатель «проявляет большой интерес к соглашению и даже строительству завода по изготовлению беспилотников».

Весьма примечательно, что производителей легендарных беспилотников связывают с Эрдоганом родственные связи. Вышеупомянутый гендиректор Baykar Халук Байрактар основал компанию вместе со своим братом Сельчуком Байрактаром, являющимся инженером и техническим директором компании, а также зятем президента Турции.

Но если Эрдоган в российско-украинской войне пытается, как говорил покойный президент Кравчук, ходить между капелек, то высшее руководство Baykar не единожды подчеркивало, что даже поставлять свою продукцию в РФ не намерено и уж тем более строить какие-то совместные проекты. Так что «байрактарные» путинские мечты, вероятнее всего, так и останутся мечтами.

«Байрактары», к слову, были на вооружении у украинской армии еще до 24 февраля – дня полномасштабного вторжения РФ. Украинцы так полюбили эти турецкие беспилотники, что даже начали сочинять о них песни, называть так детей и воссоздавать их изображение на вышиванках – две таких подарили братьям-основателям компании. Летом в Украине инициировали масштабный сбор на покупку трех таких беспилотников, которые компания Baykar в итоге решила отдать нам бесплатно. Деньги на «народные байрактары» собрали также в Польше и Литве.

В продолжающейся с конца февраля большой войне с путинской Россией в Украине используются тысячи беспилотников – для выявления позиций врага, запуска ракет и наведения артиллерийского огня. Основным военным беспилотником нашей с вами страны является именно «Байрактар». Он размером приблизительно с небольшой самолет, имеет камеры на борту и может быть вооружен бомбами с лазерной наводкой. Военные дроны очень дорогие – один «Байрактар» TB2 стоит в районе $2 миллионов. Так что чаще всего ВСУ используют небольшие коммерческие модели, такие как, скажем DJI Mavic-3, который стоит около двух тысяч долларов. Коммерческие дроны могут быть снабжены небольшими бомбами, однако преимущественно их используют для обнаружения вражеских войск. Эти «птицы» гораздо менее мощны, чем военные. К примеру, радиус действия DJI Mavic составляет всего 30 км, и он может летать всего 46 минут.

Стоит лишь отметить, что Украина начала войну с «флотом» БПЛА из менее 50 дронов. Сейчас же речь идет о нескольких тысячах. Рашисты же в основном используют меньший, более базовый «Орлан-10». На старте «спецоперации» их у россиян было несколько тысяч, а сейчас, как говорят западные военные эксперты, осталось пару сотен, не более того.

Иметь «глаза в небе» для выявления целей и наведения артиллерийского огня для нас крайне важно, но действительно ли в условиях войны в Украине можно создавать турецкие «Байрактары»? Посол нашей страны в Турции Василий Бондарь на этот вопрос во вчерашнем эфире общенационального телемарафона ответил следующим образом: «Прагматический интерес компании Bаykar связан с тем, что Украина является высокотехнологичным государством и производит много оборудования, приборов и двигателей, которые крайне важны для такого производства. Война же ускоряет определенные процессы, потому что мы нуждаемся в чем-то для обороны, что нам крайне необходимо и это нужно делать быстрее, чем всегда. Это стимул, которым нужно правильно оперировать, и мы всячески стараемся это делать».

«В целом, Турция как была для нас стратегическим партнером, так и остается. Но даже до начала войны мы прекрасно понимали, что у Турции есть свои интересы и эти интересы никуда не делись в связи с нападением России на Украину. Конечно, посреднические услуги, закрытие проливов через Босфор и Дарданеллы для российских военных кораблей, гуманитарка, политическая поддержка – это положительные вещи, но есть и нюансы, которые нам не нравятся. Сейчас этот параллельный российско-турецкий трек стал более чувствительным, мы на него реагируем более жестко, но это не значит, что мы испортим отношения только потому, что мы на что-то обижены. Можно сказать, что определенным образом Эрдоган оказывает влияние на Путина и имеет рычаги влияния для того, чтобы стимулировать его к выполнению определенных договоренностей», - подытожил Василий Бондарь.

Отметим, что под занавес прошлой недели, а конкретно в пятницу, 5 августа Эрдоган прилетел в Сочи на переговоры с Путиным. Ключевой публично озвученной темой стало выполнение «зернового соглашения», однако по факту четырехчасовых переговоров стало известно и то, что Анкара готова производить частичную оплату за российский газ рублями. После того, как этот переговорный итог стал общедоступным, некоторые украинцы в соцсетях начали разгонять «зраду». Но справедливо ли сегодня бросать камки в турецкий огород или все-таки следует просто принять тот факт, что Турция - это та страна, которая, прежде всего, отстаивает свои интересы и реализует их таким способом, каким может?

Надо понимать, что Турция является одним из крупнейших потребителей российского газа и, мягко говоря, очень зависит от него. Сколько бы официальная Анкара потеряла бы экономически, если бы полностью отказалась сотрудничать с Россией? За полгода объем общей торговли между Турцией и РФ составляет около $31 млрд. Большинство в «пакете» товарооборота составляют газ и нефть, которые идут с территории России в Турцию. Соотношение – 1:10. Но и 3 млрд долларов турецкого экспорта в Россию в условиях, когда инфляция в стране составляет 80%, а цены растут фактически каждый день, играет, согласитесь, очень серьезную роль.

Кроме того, чтобы хотя бы попытаться понять, скажем так, лавирующую позицию Эрдогана, нельзя сбрасывать со счетов и политическую составляющую. А уже в следующем году в Турции, напомним, состоятся президентские выборы. Очевидно, что, учитывая общественные настроения и падение уровня жизни, все элементы экономического взаимодействия, которые могут помочь экономике, будут поддерживаться в Турции любым правительством. Тем более именно эти действия Эрдогана всячески поддерживаются в обществе. Вместе с тем, считается, что он прилагает много усилий к тому, чтобы стимулировать Путина к возможному прекращению военных действий и возвращению мира на территории Украины. Во всяком случае, риторика турецкой прессы именно такова. А социология, приводимая в тамошних СМИ, свидетельствует о том, что подавляющее большинство рядовых турков в российско-украинской войне стоят на стороне нашей с вами страны, чтобы там не кричали на матче «Фенербахче» против «Динамо» явно финансово стимулируемые Кремлем местные фанаты…

«Крупнейшим бенефициаром этой войны стала Турция вообще и Эрдоган, в частности. Турки заняли идеальную для себя позицию: они и посредники, и те, кто торгует на две стороны, и главное: их нельзя будет прижать вторичными санкциями. Проще говоря, они будут заходить в серый экспорт из РФ настолько далеко, насколько это возможно. Турки выбили скидку на газ и теперь будут брать российский газ по максимуму. Для их экономики – это дополнительный плюс (на пике они берут около 26 млрд кубов, на минимуме 16). Россияне сейчас вынуждены давать скидки.  Вариантов надавить на Турцию ни у нас, ни у Запада почти нет. К сожалению, нужно искать и найти. Но самое важное, что мы должны делать: следить не только за краденым зерном, но, возможно, важнее, за серым экспортом военных технологий и электроники. Проще говоря: именно это альфа и омега наших усилий. Нельзя распылять свои способности. Нам необходимо в разы увеличить наше посольство в Турции и наши аналитические усилия в этом направлении», - комментирует погоду в украинско-турецких отношениях экс-нардеп, журналист, а ныне советник главы МВД Вадим Денисенко.

«У Турции и России остается серьезная болевая точка – Сирия. Это та карта, которой нужно играть (мы должны давить на наших партнеров в этой игре). Россияне сегодня – не просто младшие партнеры турков в этой истории. Россияне удобны для Китая, Ирана, Турции и других. Они являются тараном в создании антизападной коалиции. Эта коалиция не создастся в среднесрочной перспективе. Может быть, никогда не создастся. Можно с большой долей вероятности говорить, что нынешняя ситуация взорвет Россию в перспективе 5-10 лет. Но, исходя из старой истории «Польша упала и нас завалила», нам нужно выйти живыми из этого кошмара. Поэтому уже сейчас нужно занимать более активную международную позицию именно Украины. И еще... Мы любим жить в черно-белых позициях. Турки – не плохие, и не хорошие. Они зарабатывают деньги. Но выигрывает тот, кто умеет считать заранее и не боится идти против правил. Нам просто нужно быть умнее», - резюмирует Денисенко.

В целом, если вынести за скобки эмоциональную составляющую, то, как ни крути, Турция нам полезнее, чем мы можем это воспринимать.  Если говорить об украинском национальном интересе, то для нас в первую очередь важен оборонно-промышленный комплекс (снова-таки «привет» «Байрактарам», а также беспилотнику «Акинджи» с украинскими двигателями).

Помимо «военки» есть еще и экономика. Напомним, что незадолго до начала полномасштабного вторжения РФ, а именно третьего февраля Киев и Анкара подписали Соглашение о свободной торговле. И не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать очевидное: даже во время войны Украине необходима реализация готовых продуктов, которые мы производим. Турция является одной из самых закрытых экономик в мире и подписание такого соглашения позволяет нашим товарам зайти на этот рынок. И уже сегодня мы создали такие условия, чтобы порядка 95% товарных групп зашли по нулевой ставке на турецкий рынок. Хорошо это или плохо- вопрос риторический.

Ну, и еще одно немаловажное направление - сфера восстановления. Десятки тысяч турецких компаний имеют опыт строительства в зонах, на территории которых происходили раньше или происходят в момент строительства военные действия. То есть, турки не боятся брать контракты/субконтракты по реализации тех или иных проектов. И сейчас немалая часть турецкого бизнеса заинтересована Украиной именно в процессе восстановления, а официальная Анкара уже заявила о желании «шефствовать» в финансовом плане в процессе возрождения безбожно разбитого путинскими «освободителями» Харькова и области. Так что, несмотря на, скажем так, «скользкую» позицию Эрдогана, на чаше преимуществ и недостатков наших отношений с турками, как ни крути, доминируют все-таки плюсы.

Читайте также: Российские захватчики понесли новые потери на юге Украины

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое