ПолитикаМеждународные отношения

Траектория трансформации: как и почему менялись отношения Украины с НАТО

14:55 11 июл 2023.  1209Читайте на: УКРРУС

Начиная с сегодняшнего дня и вплоть до окончания среды, 12 июля, литовский Вильнюс будет эпицентром глобальной политики, ведь именно сюда на очередной саммит НАТО съехались лидеры из более чем тридцати государств. Впервые в истории данное мероприятие проходит под украинским флагом, при том, что Украина де-юре не является членом этого военно-политического блока. Детальнее о том, почему так происходит, как менялись отношения Киева с Альянсом десятилетиями и на какой они стадии сейчас – в разгар полномасштабной войны нашей страны с путинской Россией, читайте в материале Lenta.UA.

Прежде всего следует отметить, что Вильнюс для украинской политики – довольно знаковое место. Десять лет назад, в 2013-м, именно здесь, напомним, проходил саммит «Восточного партнерства», интрига которого сохранялась до последнего дня: подпишет ли занимавший тогда пост президента Янукович соглашение об ассоциации с Европейским союзом или же нет. Этот шаг, отмечали тогда эксперты, станет моментом цивилизационного выбора для нашей с вами страны, оторвет ее от пресловутого «русского мира» и откроет дорогу на Запад. Однако не так случилось, как ожидалось... Янукович, и, как поговаривают в политкулуарах, после звонка из Кремля, так и не поставил свой автограф под евросоглашением, а в ночь после закрытия саммита бойцы «Беркута» жестко разогнали демонстрацию сторонников евроинтеграции на Майдане. Именно тогда начались события, которые мы сейчас знаем под названием «Революция достоинства». Дальше был расстрел протестующих, бегство Януковича, аннексия Крыма, начало АТО на Донбассе и, наконец, полномасштабное вторжение России. И вот, спустя десять лет, судьба Украины вновь решается в столице дружественной Литвы. Весьма лаконично, но при этом предельно емко и метко сформулировал главную мысль по поводу открывшегося во вторник, 11 июля Вильнюсского саммита НАТО министр иностранных дел Литвы Габиэлюс Ландсбергис, отметивший, что данный саммит в любом случае станет историческим: либо из-за его достижений, либо из-за упущенных на нем возможностей. 

Владимир Зеленский, который, пребывая непосредственно в Вильнюсе выступит на дебютном заседании новосозданного Совета «Украина-НАТО», накануне традиционно обратился к украинцам и, среди прочего, отметил: «Чрезвычайно активно работаем в эти дни! Еще активнее, чем когда-либо. И хотя эта работа почти на сто процентов сейчас проводится за кулисами, ее значение не менее значимое за любую публичную работу. Все всё понимают. Каждый лидер, каждое государство. Даже если озвучиваются разные позиции, все же очевидно, что Украина заслуживает быть в Альянсе. Не сейчас, сейчас война, но нам нужен четкий сигнал. И сигнал нужен именно сейчас. Большинство Альянса- четко «за» нас, поскольку подвиг украинских героев напомнил все ценности, ради защиты которых и было создано НАТО. Именно от Украины зависит безопасность на восточном фланге НАТО и де-факто Украина уже в Альянсе. Наше оружие - это оружие Альянса. Наши ценности -это то, во что верит Альянс. Наша защита - это именно тот элемент формулы Европы, который делает его объединенным, свободным и в мире. Вильнюс должен все это подтвердить. И это большая честь для меня - представлять таких людей и такую Украину!».

Читайте также: Зеленский раскритиковал НАТО за кулуарные разговоры партнеров по Украине

«Такие люди» на сегодняшний день в вопросе евроатлантического будущего демонстрируют небывалое единство. Проведенный недавно опрос Киевским международным институтом социологии (КМИС) показал, что абсолютное большинство украинцев (89%) хотят видеть нашу страну в составе НАТО. Причем во всех регионах более чем убедительное большинство поддерживает членство в Альянсе: от 79% на востоке до 93% на западе страны. При этом всего для 18% опрошенных приемлемым будет отказаться от вступления в НАТО ради установления мира, а для 76% такая цена априори недопустима.

Совершенно очевидно, что на протяжении двух ближайших дней новости из «натовского» Вильнюса будут сыпаться как из рога изобилия. Впрочем, предметные итоги саммита, где ключевой темой является будущее Украины в Альянсе, целесообразно проводить по его окончанию, когда будет обнародовано итоговое коммюнике. И Lenta.UA это непременно сделает. Сейчас же остановимся на том, каким был евроатлантический путь нашей страны в разные годы и с чем мы подошли к Вильнюсу-2023. 

Зимой далекого уже 1992 года Киев посетил тогдашний генсек НАТО Манфред Вернер и пригласил Украину к участию в Совете североатлантического сотрудничества. Собственно, с этого и началась история взаимоотношений нашей страны с НАТО. Синхронно с другими членами СНГ Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества в марте 1992-го. Однако официальным стартом наших отношений с Альянсом считается 1994 год, когда Украина присоединилась к программе военного сотрудничества «Партнерство ради мира». Данный тематически-программный кейс был создан именно для взаимодействия со странами постсоветского пространства и некоторыми европейскими государствами, не являющимися членами Альянса.

В первой половине 2000-х тогдашний президент Леонид Кучма начал постепенно приближать Украину в сторону НАТО: в отчетах отечественной власти появились ежегодные планы сотрудничества с блоком, также был одобрен план действий «Украина-НАТО», а евроатлантическая интеграция, конечной целью которой является вступление в НАТО, была вписана в Военную доктрину Украины. То есть, казалось бы, все складывается как нельзя лучше, но на евроатлантическом маршруте Украины в 2004-м возникли серьезные преграды. Дело в том, что аккурат после саммита НАТО в Стамбуле, где Кучме недвусмысленно намекнули, что без демократических выборов президента о вступлении в Альянс можно и не мечтать, он вычеркнул слова о НАТО-курсе из Военной доктрины нашей страны.

Это, впрочем, не помогло ему еще на один срок сохранить в руках властный руль и после Оранжевой революции на Банковую пришел Виктор Ющенко. Во времена его президентства намерение вступить в НАТО стало официальным желанием государства Украина. Однако отчаянное сопротивление, щедро подкрепленное кремлевскими деньгами этому курсу, оказывали путинский кум Медведчук и его партия СДПУ(о). Эсдеки тогда, в числе которых, к слову, был нынешний действующий парламентарий и глава (!) комитета ВР по вопросам свободы слова и информации Шуфрич, в здании под стеклянным куполом на Грушевского систематически устраивали шоу с воздушными шариками, на которых было написано: «НАТО-нет!». Более того, Медведчук и сотоварищи решили инициировать референдум, на котором граждан спросили бы, куда они хотят: в Североатлантический Альянс и ЕС или в единое экономическое пространство с Россией? Эсдеки активно раскачивали эту тему несколько лет к ряду. Параллельно с этим прогрессивные социалисты во главе с Наталией Витренко устраивали по всей стране постановочные акции с лейтмотивом «не дадим натовскому сапогу топтать украинскую землю». К огромному сожалению, все эти шоу пророссийских политсил, имели вполне конкретный - глобально проигрышный для Украины результат. Так, соцопрос 2007 года фонда «Демократические инициативы» показал: вступление в НАТО поддерживают только 19,2%, против – 55% украинцев. В результате саммит НАТО в Бухаресте в 2008-м для Украины запомнился лишь абстрактным обещанием о том, что двери Альянса открыты. Украина тогда так и не получила плана действий по членству в НАТО, то есть ПДЧ, который должен стать началом процедуры вступления в Альянс. Сегодня же, когда Финляндия недавно уже стала полноправным членом Альянса и без ПДЧ, этот барьер на интеграционном пути союзники готовы убрать и для Украины. Об этом публично аккурат перед стартом нынешнего саммита НАТО в Вильнюсе заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.  Но это о будущем – а пока вернемся в день вчерашний, не менее важный для понимания общей картины.

Итак, в 2010-м, когда президентом стал Виктор Янукович был взят курс на внеблоковый статус Украины. Бывший обитатель Межигорья своими указами ликвидировал межведомственную комиссию по подготовке Украины к вступлению в НАТО и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. В том же году экс-президент беглец подписал пресловутые Харьковские соглашения, подтвердив, что вступления в Альянс не желает, потому что обустраивает дальнейшее пребывание в Украине российской военной базы. Речь, напомним, шла о разрешении российскому флоту оставаться в Крыму до 2042 года в обмен на газовые скидки. Как и чем в итоге это решение аукнулось тогдашней власти – известно...

Отношение рядовых украинцев к НАТО резко изменилось после Революции достоинства, аннексии Крыма и оккупации части Донбасса. Опрос Центра Разумкова летом 2014-го показал, что 54 % наших с вами соотечественников поддерживают вступление в Североатлантический Альянс. АТО на Донбассе существенно ускорила процессы в отношениях Киева с НАТО. Сначала Верховная Рада отменила внеблоковый статус Украины, затем началось активное участие в различных программах блока, включая военные учения и внедрение стандартов НАТО в украинскую государственную архитектуру. В мае 2015-го тогдашний президент Петр Порошенко ввел новую стратегию национальной безопасности, одной из главных задач которой стало формирование условий для вступления в НАТО. В марте 2018 года НАТО признало по Украине статус страны-аспиранта на пути присоединения к Альянсу. Впоследствии украинские нардепы конституционным большинством в 334 голоса «за» утвердили поправки в Основной закон, закрепившие евроатлантический и европейский курс Украины на наивысшем уровне.

Затем был февраль 2022-го… На старте полномасштабного вторжения России многие страны НАТО оставались в стороне и молча наблюдали за происходящим театром боевых действий. Даже Польша тогда, отметим, отказывалась предоставлять Украине какие-либо истребители, чтобы не спровоцировать Россию вторгнуться на свою территорию и не заставлять НАТО применять 5 статью договора, когда все члены Альянса должны вступиться за страну-члена, на которую совершено нападение. В последствии же решительное сопротивление ВСУ, да и всего украинского народа российской агрессии изменило политику НАТО, державы-члены которого медленно, но уверенно, стали оказывать Киеву военную поддержку.

В сентябре прошлого года президент Зеленский, спикер Стефанчук и премьер Шмыгаль министр подписали заявку на ускоренное вступление в НАТО.

Важно понимать, что полноправное членство в Североатлантическом Альянсе, как и в Евросоюзе, позволяет стране не только модернизироваться, но и ощутимо повысить безопасность и уровень жизни людей. Но прежде чем стать членом организации, страна должна выполнить ряд требований, в частности в сфере антикоррупционного и оборонного законодательства. По словам министра обороны Алексея Резникова, на сегодняшний день почти 18% стандартов НАТО уже введены, а до конца года Украина сможет имплементировать 30-35% критериев Альянса. Что касается украинской армии, то она по критериям и стандартам, что публично признают иностранные военные эксперты и политические лидеры, на сегодня, благодаря полученному опыту преобладает большинство армий стран-членов Североатлантического Альянса. Кстати, свежий тематический рейтинг Global Firepower показал, что если Украина вступит в НАТО в ближайшие годы, то станет шестой по мощи армией в рядах Альянса и единственным членом, имеющим боевой опыт противостояния общепризнанному агрессору в лице России. В общем с армейским кейсом у нас все, скажем мягко-аккуратно – довольно неплохо. А вот пробелы, причем, увы, достаточно серьезные, пока что остаются в сфере антикоррупционного законодательства и вот тут Зе-власть как раз должна проявлять и применять апробированный ранее турборежим.

Читайте также: Украина получит дальнобойные ракеты SCALP

Ромашова Наталия

Самое читаемое