ИсторияПерсона

Пани хорунжая. Во Львове увековечили память первой в мире женщины-офицера

06:30 09 июл 2019.  3385Читайте на: УКРРУС

Елена Степанив командовала женским взводом Сечевых Стрельцов, занимала должность пресс-секретаря в министерстве иностранных дел сначала ЗУНР, а затем и УНР, получила степень д-ра философии Венского университета, несколько лет провела в ГУЛАГе.

Будущий офицер и взводная Украинской Галицкой армии родилась в 1892 году в семье священника, была членом «Пласта», окончила семинарию Украинского педагогического товарищества во Львове, а в 1912-м стала студенткой Львовского университета, где изучала историю и географию. В те же годы девушка присоединилась к спортивно-патриотическому обществу «Сокіл», а с началом Первой мировой решила наравне с мужчинами сражаться в рядах Украинских сечевых стрельцов. Так подхорунжая Степанив стала командиром женской четы (аналог взвода) УСС в составе Австро-Венгерской армии. 

Сечевик Остап Луцкий вспоминал: «Можете представить себе, что значит изо дня в день идти в полном обмундировании 30-40 километров, каждую ночь копать окопы, наступать и отступать, мерзнуть в поле, голодать, отвечать за каждый шаг, за каждый приказ, за жизнь и смерть доверенных тебе людей, попасть в плен и не сойти с ума? …Представьте, как тяжело все это далось молодой девушке».

Женский взвод принимал участие в боях близ Комарников и горы Маковки, а также под Болеховым. Степанив дослужилась до офицерского звания хорунжей, была награждена медалью «За храбрость». 29 мая 1915 во время ожесточенного боя за село Лисовичи под Стрыем она попала в плен к россиянам — этап до Ташкента длился четыре месяца, а вскоре у Елены открылось легочное кровотечение…

Но и в плену, где ее называли Степановна (это прозвище закрепилось на всю жизнь), хорунжая заслужила уважение. Украинцы-офицеры Русской армии передали Степановне консервы, кроме того, она, как и другие пленные младшие офицеры, получала на питание ежедневные 1 руб.50 коп. и даже не была обделена вниманием прессы.

Заметка в российской газете о «барышне-офицере»   

«Наибольшую сенсацию вызвала барышня-офицер в австрийском мундире... — писала 31 июля 1915 года газета «Дело». — Чисто славянское миловидное личико, совсем детские черты, красивая женская фигурка, быстрая малороссийская речь. Она украинка, 22 лет, курсистка высших курсов во Львове, убежденная сторонница самостоятельности украинской нации. На войну против «москалей» пошла из убеждения и не скрывала перед начальством своего пола».

В ташкентском лагере Степанив посещала курсы, организованные одним из пленных немцев, изучала французский и английский языки, математику. Через два года, через Финляндию и Германию ей удается вернуться во Львов. Здесь, в ноябре 1918-го девушка примет активное участие в боях с поляками, потом как взводній командир Украинской Галицкой армии пройдет боевой путь до Староконстантинова.

В это время Степанив заболевает и лечится от тифа, демобилизуется и некоторое время работает референтом в секретариате иностранных дел ЗУНР, а потом и УНР. В 1919-м она вместе с дипломатической делегацией выехала в Вену, где окончила университет, получив степень доктора философии за написанную по-немецки диссертацию «Развитие общества в старой Руси до середины XIII века». Здесь же, в Вене, она выходит замуж за полковника УГА Романа Дашкевича, и в 1922 году пара возвращается во Львов.

Гимназия Сестёр Василианок во Львове

В столице Галичины женщина преподает географию и историю в гимназии Сестёр Василианок и Львовском тайном украинском университете. Она состоит также в Научном обществе имени Т. Шевченко и инициирует создание его географической комиссии.

В 1926 году на свет появляется сын Ярослав — будущий известный историк и археограф, глава кафедры востоковедения Львовского университета.

После прихода Советов в 1939-м д-р Степанив преподает географию в средних школах Львова и параллельно читает лекции в Институте советской торговли. В годы войны она продолжает учить школьников географии и в 1944-м сознательно остается во Львове, отказавшись от идеи эмиграции на Запад. Поначалу все складывается вполне благополучно — в 1944 — 1948 гг. Елена Ивановна заведует сектором во Львовского отделе Института экономики АН УССР, будучи по совместительству доцентом кафедры экономической географии Львовского университета. В 1948 — 1949 гг. работает научным сотрудником природоведческого музея АН УССР во Львове.

20 декабря 1949 Елену Степанив арестовали, изъяв при обыске «антисоветскую, профашистскую и националистическую» литературу, в том числе «Слово о полку Игореве». Пожилую женщину ждали тюрьма на Лонцкого, ежедневные допросы и приговор Особого совещания при МГБ СССР: «Степанив Елену Ивановну за участие в контрреволюционной банде украинских националистов и пропаганду националистических идей через печать заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет, считая срок с 29 декабря 1949 г. Имущество конфисковать».

Ярослав Дашкевич у портрета матери

В мордовских лагерях она заболела дистрофией, получила инвалидность… Домой вернулась в 1956-м — освободили по состоянию здоровья. Своей квартиры у нее уже не было — снимала. Сын Ярослав, в том же году вернувшийся из ГУЛАГа, поддерживал маму до конца ее дней. В одном из последних ее писем читаем: «...Больше всего жаль мне Славка, он работает и за мной ухаживает...».

Первая в мире женщина-офицер, историк и географ, ученый и общественный деятель, автор более 75 научных работ д-р Елена Степанив скончалась 11 июля 1963 года. Ее похороны на Лычаковском кладбище собрали множество людей — еще при жизни эту женщину многие считали национальной героиней. 

В годы независимости Украины ей отдали должное — в ее честь названы улица и Львовская гуманитарная гимназия, установлены памятные доски на здании бывшей гимназии Сестер Василианок и во дворике географического факультета ЛНУ, мэр города с 2015 года вручает награду ее имени. 

И вот, на днях, памятная доска выдающейся львовянке появилась на стене главного корпуса Львовского торгово-экономического университета, где Елена Степанив преподавала в 1944 — 1946 годах.

В других странах о таких женщинах снимают фильмы и издают биографии, которые сразу становятся бестселлерами. У нас пока ограничиваются мемориальными досками и локальным увековечением памяти. Что ж, с чего-то надо начинать… 

Максим Суханов, Lenta.UA

Михаил Гольд

Новости

Самое читаемое