ПолитикаПрогнозы

Ожидания и реалии: закончится ли война в 2024 году

17:23 02 янв 2024.  2012Читайте на: УКРРУС

Полномасштабная война путинской России против Украины вступила в третий календарный год. Линия фронта, как известно, за последние несколько месяцев почти не двигалась. О том, может ли с учетом этого, а также целого ряда других факторов измениться ход войны в только что начавшемся году, читайте в материале Lenta.UA.

ВСУ начнут оставлять города, если Соединенные Штаты вовремя не выделят помощь. Такое заявление давеча сделал The New York Times зампред комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, нардеп от «Слуги народа» Егор Чернев. «Сейчас мы теряем некоторые территории, но, если помощь США задержится, мы начнем терять города», - констатировал он.

«Недавний прогресс России у села Работино – отрезвляющее событие для Украины на фоне сокращения западной военной помощи», - комментирует NYT. Издание пишет, что армия РФ сейчас выбивает ВСУ с территорий, с трудом захваченных летом в ходе украинского наступления. После его окончания ВСУ перешли к обороне и теперь испытывают проблемы в сдерживании российского наступления. NYT пишет, что самым большим ударом по Украине и ее имиджу стала бы потеря Работино - «единственного трофея» летнего наступления. Отметим, что в ходе этого наступления Украина взяла еще несколько деревень на Времьевском выступе. Но Работино действительно «светилось» в сводках чаще всего – поскольку через это село шло направление главного удара ВСУ. Взять его удалось только на третий месяц контрнаступления – хотя планировалось в первые же дни.

Читайте также: В Кабмине назвали цели ракетного удара РФ

Однако вернемся к вопросу помощи союзников. Помимо объективных трудностей с набором новых бойцов в армию достаточно остро стоит также и финансовая проблема. Ранее о том, что на призыв 500 тысяч человек в армию нет средств, говорили президент Зеленский и министр финансов Марченко. А нардеп от «Голоса» Ярослав Железняк показал эту ситуацию на цифрах. По его словам, бюджет страны на войну на 2024-й – 1,6 трлн грн, что меньше, чем годом ранее. «То есть денег уже не хватает на текущее количество и потребности армии. Если мы хотим увеличить личный состав на 500 тысяч, это будет плюс 580 млрд. Таких денег, к сожалению, мы найти не сможем», - подчеркнул парламентарий.

При этом он напомнил, что военные расходы Украина пока финансирует сама, если не считать небольшого транша от Норвегии. Поэтому не факт, что планы призыва полумиллиона человек останутся в силе. Вполне возможно, что именно с этим и связано то, что в 2024-й год Украина входит уже не с наступательной, а с оборонительной стратегией войны. К слову, тот же главком ВСУ Валерий Залужный в ходе недавней пресс-конференции поставил на будущий год задачу «максимально сохранить людей», что явно соответствует логике оборонительной войны. Оснащение солдата для обороны менее затратно, чем для наступления. Здесь основную роль начинают играть укрепления. Они, как заявляет военно-политическое руководство страны, сейчас активно возводятся.

Об изменении тактики Киева в театре боевых действий пишут и ведущие западные СМИ. 2023 год закончился еще одним горьким напоминанием о том, что международное сообщество могло бы сделать больше, чтобы помочь Украине в ее борьбе с Россией, но решило этого не делать, пишет в своем аналитическом обзоре британская Independent. В этом контексте издание, напомнив о взаимных обвинениях между Киевом и Вашингтоном относительно плана украинского контрнаступления в 2023-м, резюмирует, что все соглашаются, что Украине пришлось вести эту кампанию без преимущества в воздухе, «чего не могла представить ни одна западная армия».

«Теперь же не только авиация, но и другие военные поставки оказались под угрозой из-за внутренней политики в США и Венгрии. В то же время, Европа может в конце концов столкнуться с перспективой сдерживания России без поддержки США, на которую она исторически возлагалась. А Киеву приходится планировать хуже всего, поэтому украинские военные операции уже адаптированы к еще большей нехватке боеприпасов.  Математика войны подсказывала, что существует ограниченная возможность довести ее до скорейшего завершения, но западные сторонники Киева не воспользовались ею. Это означает, что Украина, вероятнее всего, будет оставаться в обороне большую часть 2024 года. Тем временем Россия либо подождет, пока вероятное президентство Трампа еще больше изменит баланс сил в пользу Кремля, либо пойдет ва-банк с новым наступлением, чтобы захватить еще больше украинских земель перед президентскими выборами РФ в марте 2024 года, участие в которых Владимир Путин уже подтвердил», - отмечает Independent.

Аналитики, которых цитирует газета, соглашаются, что продолжающаяся война выгодна России, но указывают, что это не означает, что россияне в Украине непобедимы: «Потрясающие темпы потерь заставляют Москву искать новые силы, которые можно будет «кинуть в мясорубку». А доставка некачественных северокорейских артиллерийских снарядов прямо на фронт свидетельствует о том, что Россия пока не способна удовлетворить свои потребности в боеприпасах за счет внутренних запасов или производства. В то же время, работа морского коридора и постепенное уничтожение Черноморского флота РФ – отличный пример успешных операций Вооруженных сил Украины. Но, тем не менее, все больше политиков признают: если Россию не остановить, то последствия для европейской и глобальной безопасности будут неутешительными. Еще больше западных столиц должны понять, что они находятся в войне, которую нужно выиграть, а не в кризисе, которым можно управлять. Страх США перед последствиями конфронтации с Россией дает Путину шанс выйти сухим из воды, и Россия может продолжать войну, не опасаясь прямых последствий. Украина не капитулирует, даже если международная поддержка еще больше снизится. Украинцы знают, что шансы на то, что Россия выполнит любое соглашение о прекращении огня очень малы: поэтому бороться – единственный рациональный выбор. Но решения, принятые ранее западными сторонниками Киева, и бесконечные задержки исключили успех Украины в 2023 году, и вряд ли его следует ожидать в 2024-м».

На сегодняшний день противник не имеет ресурсов совершать какие-то масштабные действия с целью оперативного прорыва украинской обороны, заявил в эфире телемарафона полковник запаса ВСУ Сергей Грабский. Общая группировка окупантов достигает примерно полумиллиона человек, при этом у врага большое количество артиллерии и танков. Но значительного наращивания нет, отмечает Грабский. И прогнозирует: следующие несколько недель война будет продолжаться как сейчас – изнурительные бои с максимальным применением артиллерии с обеих сторон. «Дальше интенсивность боев может снизиться. У нас есть пример Бахмута. Они замерли где-то на полгода. И только сейчас последние полтора-два месяца интенсифицировали свои боевые действия. Они могут настолько обессилить свой боевой потенциал, что говорить в ближайшее время о дальнейшем активном продвижении противника было бы слишком оптимистично и неуместно. Задача оборонной операции войск состоит в обезвреживании максимального количества сил противника, что мы и делаем сейчас как на Авдеевском, так и на Марьинском направлении. При этом нам необходимо понимать, что действия противника выходят за пределы военного анализа, потому что они выполняют политический заказ, не считаясь с потерями. Валерий Залужный недавно сказал, дескать было предположение, что после такого количества потерь противник вынужден будет остановиться. И с военной точки зрения так и должно было быть. Но еще раз подчеркиваю: здесь речь идет о политическом заказе. Они не считаются с потерями и будут бросать все доступные ресурсы», - резюмирует Сергей Грабский.

В тоже время политолог Алксандр Кочетков проецирует 2024-й не только исключительно с военной точки зрения. «Надеялся, что 2023-й станет годом отрезвления – и общества, и власти. Что все мы вместе воспримем результаты неудачного наступления и внешнеполитические сложности вокруг Украины как неопровержимый аргумент, что мы движемся по губительной траектории. Ведущей не к победе, а к потере значительной части Украины. Была надежда, что наше общество наконец поймет элементарную вещь: недоимперию не преодолеть без убедительной и привлекательной картины украинского будущего, частью которого фактически инструментом достижения и является победа в войне. Иначе за что воюем? Никакие ракеты и истребители не помогут, потому что в этом экзистенциальном противостоянии побеждают не технологии, а идеи и люди – носители этих идей. Подход 2022 «Отбросим врага, а потом со всем разберемся» может работать месяцы, а не годы, на которые растягивается эта проклятая война. Однако нет. У власти, кажется, все идет по плану. Есть, конечно, некоторые проблемки с мобилизацией и наполнением бюджета, но нужно «наехать» на украинцев мощнее, и все заработает. К сожалению, власть в своих решениях выбирает путь не поощрения, а давления. Не свободы, а принуждения. А это еще больше усугубляет несправедливость, которая, как кислота, разъедает веру и готовность сражаться до победы. А наше общество, как гусь перед тем, как стать праздничным блюдом, продолжает глотать то, что ему скармливают. Все эти нелепые новости, что наша промышленность чего-то там запустила в серийное производство или увеличила выпуск в несколько раз... Насколько эти увеличения помогают фронту? Так может лучше дождаться результата, а потом отчитываться о реально достигнутом? Между прочим, об определенном успехе нашего ВПК можно будет говорить только тогда, когда он станет обеспечивать потребности ВСУ хотя бы на 25% (не хочу говорить, на сколько обеспечивает сейчас). Защитники на фронте творят чудеса, но происходящее в тылу готово перечеркнуть этот героизм», - отмечает эксперт.

«Символом и олицетворением года для меня стала депутат Марьяна Безуглая – неумная, невоспитанная, с неадекватной самооценкой, которая доходит до безумной готовности лично заменить хоть главнокомандующего, хоть верховного главнокомандующего. А конкурирует с ней разве что Петр Порошенко, абсолютно искренне поведавший в недавнем эфире, что именно он организовал оборону Киева и, соответственно, спас Украину... Но беда не в том, что в нашем обществе во время войны выныривают неадекваты, а то, что находятся те, кто им верит и даже аплодирует. Такая конструкция долго не продержится, это как новогоднее шампанское, которое взбалтывается и греется одновременно. Поэтому хочу нам всем пожелать, чтобы 2024 стал годом экстремизма. То есть, чтобы и украинское общество, и власть под его давлением наконец-то поставили интересы страны выше собственных шкур. И что же это, если не чисто экстремистское пожелание?», - подытоживает Александр Кочетков.

Читайте также: Польша поднимала истребители из-за ракетной атаки РФ по Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое