ПолитикаМеждународные отношения

"Отпуск" Климкина: кто виноват в конфликте между МИД и Зеленским

19:50 01 июл 2019.  2785Читайте на: УКРРУС

О последствиях конфликта между главой МИД и президентом, первых шагах Владимира Зеленского на международной арене и формате переговоров с Россией, Lenta.UA рассказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.

Министр иностранных дел Павел Климкин объявил о намерении уйти в отпуск. Об этом он сказал в специальном видеообращении. Прежде всего, Климкин напомнил об ответе МИД на русскую ноту в отношении военнопленных моряков, назвав ее ловушкой России. «Мы все говорим одним голосом, требуя у России немедленного и безусловного освобождения всех наших моряков, всех политических заключенных, всех заложников. Но одновременно понимаем, какую ловушку нам пыталась подстроить Россия: опорочить наших моряков, делать вид, что они совершили какое-то преступление, судить их по российским законам, фундаментально ослабить нашу позицию относительно оккупированного Крыма, по судебным искам, по которым  Россия должна заплатить миллиарды», - сказал министр.

Он добавил, что решил уйти в «политический» отпуск независимо от решения парламента о своей отставке: «Независимо от того, какое решение и когда примет Рада по моей отставке, я принял решение уйти в отпуск. Считаю, что это будет честно и правильно. Но не просто отпуск, а политический отпуск, поскольку в полсилы работать не могу и именно сейчас настало время строить настоящую политическую команду. Всем, кому не нравится современный политический бардак, адресую призыв: присоединяйтесь. Услышимся». 

Читайте также: Зеленский обвинил оккупантов в подлости

Напомним, 27 июня президент Зеленский заявил, что Климкин не согласовывал с ним ответ Украины на ноту России в отношении военнопленных моряков, и обвинил его в том, что такие действия ставят под угрозу возможность возврата пленных домой. Климкин ответил на это, что имеет полномочия отвечать на ноты Кремля без согласования с главой государства.

Стоит отметить, что отношения между главой МИД и новым президентом не заладились с самого начала. Еще 17 мая Павел Климкин заявил, что уходит в отставку. Однако Верховная Рада не поддержала оба постановления с таким решением – от парламентского комитета по иностранным делам и президента.

Накаленные отношения между Офисом президента и МИД проявились во время подготовки визита Зеленского в Канаду. По информации Lenta.UA, на Банковой отказались от помощи министерства.

О том, чем чреват острый открытый конфликт между президентом и главным дипломатом страны Lenta.UA поговорила с Михаилом Пашковым, содиректором программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова.

- Как может отразиться конфликт по линии Зеленский-Климкин на международном имидже Украины?

- Если вы говорите о последнем конфликте вокруг украинских моряков, то, на мой взгляд, этот конфликт – искусственный. С одной стороны, аргументация есть и у министра иностранных дел, с другой — свои резоны присутствуют и у президента страны. Безусловно, в  имиджевом плане это стране не пойдет в плюс. Но еще раз подчеркиваю: этот конфликт носит ситуационный характер, и я не думаю, что из-за него могут возникнуть какие-то серьезные проблемы, которые бы усугубили ситуацию в украинской внешней политике.

Да, проблемы, связанные с украинскими моряками, очень чувствительны и тут переживания президента можно понять. Но я не думаю, что эта проблемная ситуация будет иметь далеко идущие последствия.

- А могут ли до парламентских выборов, формирования новой коалиции и правительства в принципе мирно сосуществовать «президентские» министры — обороны и иностранных дел с Владимиром Зеленским?

- Да, я думаю, сама ситуация к этому обязывает  и призывает. Наверное, поэтому господин Климкин заявил о своем политическом отпуске. Поэтому сегодня нужно уже, скорее, анализировать кандидатуру Вадима Пристайко (кандидатура президента Зеленского на пост главы МИДа — Ред.). С другой стороны, хотя вопрос конкретных персоналий, бесспорно, важен, речь сейчас в большей степени должна идти о пролонгации и утверждении внешнеполитического курса страны в целом. Я имею в виду – о европейской и евроатлантической интеграции, сотрудничестве с США, отпоре российской агрессии и так далее.

- В эти дни проходит визит президента Зеленского в Канаду. До этого он побывал в Брюсселе, Париже и Берлине. Эти вояжи должны как-то очертить контуры внешней политики при руководстве нового главы государства?

- Считаю, что сейчас следует воздержаться от каких-то завышенных ожиданий и чрезмерных претензий к президенту. В большей степени на данный момент проходит, скажем так, адаптационная стадия во внешней политике нового руководителя страны. Поэтому, вполне естественно, что первые визиты носят разведывательный, ознакомительный характер.

Поймите правильно: налаживание доверительных партнерских отношений — это вопрос не одного визита, это достаточно длительный процесс, нарабатываемый годами. Поэтому, говорить сейчас, что Зеленский что-то упустил, не то сделал, не туда поехал, не стоит.

Не нужно преждевременно давать развернутые оценки. Сам факт того, что первый визит был в Брюссель, говорит о том, что курс нового президента более-менее определен. Как, впрочем, и некоторые его кадровые инициативы. Я имею в виду Вадима Пристайко.

- Как вы, кстати, оцениваете его кандидатуру на пост министра иностранных дел?

- На мой взгляд, это достаточно профессиональный дипломат, который долгое время представлял Украину на ключевом направлении — евроатлантической интеграции. Безусловно, в нынешней ситуации опыт и налаженные контакты Пристайко пригодятся стране.

- Прямой диалог с Путиным, о котором регулярно говорят на Банковой, это ошибочный ход или тактическая хитрость?

- Оценивать можно по-разному, но я бы на определенный период сделал бы переговорный процесс в рамках многостороннего формата, потому что тут необходимы и модераторы, и свидетели. На мой взгляд, тут подошел бы нормандский формат, о чем уже есть предварительные договоренности. К прямым переговорам даже не президентов, а МИДов Украины и России стороны пока что не созрели.

По некоторым сведениям, в текущем месяце предполагаются консультации в нормандском формате, по крайней мере, на уровне политических советников. Этот шаг будет достаточно важен, чтобы двигаться вперед. Тем более, что даже Путин говорил о том, что Нормандский формат нужно как-то оживлять и двигать вперед. Кстати говоря, это также в интересах, заявленных Макроном и Меркель. 

- Но они представляют страны, делегации которых на днях проголосовали за возвращение России в ПАСЕ…

- Безусловно, вы правы, и я разделяю ваше беспокойство. Убежден, что мы на сегодня еще не осознаем всей полноты трагизма и последствий такого решения. А это чревато очень серьезными последствиями, начиная от цепной реакции, которая может затронуть целостность санкционного фронта, заканчивая негативным влиянием на уровень европейских симпатий в Украине. Поэтому, ситуацию в ПАСЕ нужно серьезно проанализировать и делать шаги на опережение существующих вызовов…

Наталия Ромашова

Читайте также: Зеленский призвал Гройсмана наказать Климкина

Крижак Дмитрий

Самое читаемое