Война и мирВойна

Нагорный Карабах: что подогрело «замороженный» конфликт

17:20 29 сен 2020.  8634Читайте на: УКРРУС

По-прежнему накаленной остается ситуация в Нагорном Карабахе. Бои, начавшиеся тут в минувшее воскресенье, 27 сентября, между армянскими и азербайджанскими военнослужащими, стали наиболее масштабными и ожесточенными с момента заключения перемирия в 1994 году. Баку и Ереван, как и всегда в предыдущие годы, обвинили друг друга в провокациях и начале боевых действий. В обоих государствах введен режим военного положения, в Армении, к тому же, объявлена мобилизация. Чем закончится эскалация конфликта, разбиралась Lenta.UA.

Как известно, противостояние из-за Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном тянется уже более 30 лет. Все началось еще во времена Советского Союза – в 1987 году, когда начались первые противостояния. В 1991 году Карабах, где живут преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана. С 1992 по 1994 год в Карабахе разгорелась война – Азербайджан пытался вернуть контроль над территорией, но в итоге страны договорились прекратить огонь.

Баку не признает Нагорно-Карабахскую Республику и на границе периодически возникают конфликты. Между тем, нынешняя конфронтация – самая серьезная с 1992–1994 годов. ЕС, НАТО, а также другие международные организации и отдельно взятые государства, как традиционно бывает в подобного рода ситуациях, призвали стороны конфликта сесть за стол переговоров. Президент России Путин вообще «блеснул» оригинальностью, предложив в качестве переговорной площадки оккупированный Крым. Впрочем, все закономерно: безнаказанность порождает вседозволенность…

Читайте также: Боевиков из Сирии завербовали для охраны границы Азербайджана

По состоянию на вторник какого-либо просвета в карабахском направлении нет — участники конфликта даже не намекают на готовность к диалогу. Что же касается «разговора» языком силы, то тут дела обстоят следующим образом. Сейчас, по данным шведского Международного института стратегических исследований (IISS), количественное военное преимущество на стороне Азербайджана, численность вооруженных сил которого составляет 67 тысяч человек, что на две тысячи больше чем у Армении. Вот еще некоторые цифры, наглядно демонстрирующие существенный перевес Баку, военный бюджет которого составляет $2,24 млрд в год против 0,625 миллиардов армянского. В наличии у Азербайджана на сегодня 35 самолетов (у Еревана - 16), 440 танков (109) и 600 единиц артиллерии против 230-ти. 

Профильные эксперты обращают внимание на то, что нынешние боевые действия заметно отличаются от предыдущих военных обострений вдоль линии соприкосновения, и вот почему.

Напомним, вследствие армяно-азербайджанской войны 1988-1994 годов Армения взяла под контроль, кроме Нагорного Карабаха, территорию семи азербайджанских районов вокруг него. Вместе с Карабахом они составляют 20% территории Азербайджана в рамках его международно-признанных границ. То есть, для Баку – это история о собственной территориальной целостности, тогда как на кону у Еревана стоит узаконивание территорий, где на данный момент проживает исключительно армянское население.

Еще в 1993 году ООН приняла сразу четыре резолюции, в которых признала оккупацией Арменией семи упомянутых районов.

Все эти годы Нагорный Карабах прожил в непризнанном статусе. Официальный Ереван также не признал его независимость, акцентируя, что статус этой территории должны определить в рамках международных переговоров. Такие переговоры, как и дискуссии по Донбассу, проходили долгие годы в Минске, где предварительно была создана посредническая группа в лице США, России и Франции. Постоянные требования Армении – определение статуса Нагорного Карабаха и гарантии безопасности. Под статусом подразумеваются или независимость, или вхождение в состав Армении. Под безопасностью – существование буферной зоны вокруг Карабаха. Десятилетиями эта буферная зона, состоящая из семи вышеупомянутых районов, сохранялась. Контролировали ее армянские военные. Сейчас же, по мнению специалистов, Азербайджан решился изменить расстановку сил посредством отвоевывания захваченных Арменией территорий вокруг Карабаха. Ведущие мировые СМИ выказывают предположения, что Ильхам Алиев напрямую связывает с этой масштабной операцией непосредственно свое политическое будущее, поэтому будет «идти до конца».

В Ереване тем временем отмечают важную роль Турции в конфликте. Реджеп Тайип Эрдоган действительно публично заявил о том, что его страна полностью поддерживает Азербайджан. Минобороны Армении заявляет о присутствии в «горячей точке» турецких инструкторов, наемников, беспилотников и даже истребителей F-16. Правда, официально подтвержденной информации по этому поводу нет, а Баку все категорически опровергает, подчеркивая, что сотрудничает в военном плане со многими странами, в том числе, с Турцией, а также с  Россией.

Эксперты, комментируя нынешнее обострение в регионе, отмечают, что после прихода к власти в Армении Никола Пашиняна Азербайджан ожидал каких-то реальных шагов навстречу в вопросе урегулирования конфликта, однако новая власть осталась в этом плане на прежних позициях и ее вполне устраивал статус-кво.

Очевидно, что дальнейший «маршрут» развития существенно обострившегося армяно-азербайджанского конфликта, будет во многом зависеть и от России, которая считается одним из главных стейкхолдеров безопасности на Южном Кавказе. Сейчас Кремль оказался на растяжке. С одной стороны РФ и Армению связывает Общий договор о коллективной безопасности (ОДКБ), а также немало военно-технических и экономических соглашений. С другой стороны, Баку и Москва – это, помимо прочего, крупнейшие газовые и финансовые потоки, где цена вопроса – сотни и сотни миллиардов долларов.

Пока Кремль просто призывает прекратить боевые действия. По словам спикера Путина Дмитрия Пескова, «не время разбираться по существу, кто прав, а кто виноват». Иными словами, Белокаменная, по понятным причинам, хочет и впредь сохранять конфликт в «замороженном» состоянии.

Тем временем в министерстве иностранных дел Украины никак не могут определиться, поддерживать ли Азербайджан в конфликте с Арменией в Нагорном Карабахе, хотя совсем недавно его объявили страной-стратегическим партнером. В главном внешнеполитическом ведомстве нашей страны лишь призывают стороны «вернуться к диалогу ради мирного урегулирования конфликта». В переводе на человеческий язык это означает небезызвестную позицию: «Наша хата з краю». Тут следует отметить, что в Баку всегда твердо поддерживали территориальную целостность Украины, никогда не признавали оккупацию Крыма и крайне негативно относились к агрессии России на Донбассе. В ООН и международных организациях Азербайджан неизменно поддерживал резолюции в поддержку Украины. Об Армении ничего подобного сказать нельзя даже близко. Армянские делегации всегда голосуют синхронно  с российскими на всех международных площадках и всегда – против нашей страны. В силу этих обстоятельств Киев, рано или поздно, должен занять четкую позицию в отношении событий на Южном Кавказе, поскольку длительное время лавировать, оставаясь «над схваткой» априори не получится: водораздел слишком уж очевидный и не оставляющий поля для долгоиграющих маневров…

Наталия  Ромашова

Читайте также: Армения и Нагорный Карабах создадут военно-политический союз

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое