КультураСериалы

На НВО состоялась премьера сериала «Сцены из супружеской жизни» - ремейк фильма Ингмара Бергмана

15:00 16 сен 2021.  3007Читайте на: УКРРУС

Джессика Честейн играет в нем отлично.

Несмотря на то, что снятый шведским режиссером в 1973-м году фильм получил в 1975-м «Золотой глобус» и сразу четыре главные премии Национального общества кинокритиков США, он не относится к числу шедевров Бергмана. Как известно, несмотря на то, что Бергман уже при жизни занимал первое место в истории кино, болезнью собственной гениальности он не страдал и работал он много, снимая  почти по фильму в год и ставя в театре по спектаклю (иногда больше, иногда меньше). Естественно, что в таких условиях, да еще в Швеции, иногда, но не всегда, снимать приходилось быстро и дешево. Вот и в «Сценах» на экране по большей части только два актера, Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, а камера статична. В общем, всё, как принято сейчас говорить «бюджетно». (Если, конечно, не считать того, что Ульман – великая актриса).

Лив Ульман и Эрланд Юзефсон. Фото: Twitter

В американском ремейке (действие происходит в наше время в США), который представляет собой сериал из пяти частей (по продолжительности он в полтора раз длиннее, чем оригинал, который идет 161 минуту), всё иначе. Тут богатые (насколько американская семья из среднего класса сегодня богаче шведской семьи из среднего класса образца 1973-го года) интерьеры, в которых ведут умные разговоры. Причем ведут на самые новейшие темы.

У Бергмана, например, фильм начинается с того, что у героев Ульман и Юзефсона берет интервью журналистка. О них пишут очерк в женском журнале как об образцовой семье – что и служит «затравкой» к дальнейшему развитию сюжета, когда эта семья начнет разваливаться. В американском же сериале это интервью берет у супружеской пары ученая, занимающаяся гендерными проблемами. И само интервью начинается с вопроса к каждому из супругов, как они себя определяют «он», «она» или как-то иначе.

Это навешивание современных игрушек на старую ёлку продолжается и дальше. У Бергмана завязка начинается с того, что Ульман и Юзефсон обедают с семейной парой, которая давно ненавидит друг друга. Но они продолжают жить вместе (традиционная тема у Бергмана), так как боятся прогадать с разделом имущества при разводе (фабрика в Италии, склад в Швеции, недвижимость и т.д.). В американском же варианте муж и жена, охладев в постели, устраивают эксперимент – разрешают друг другу заводить любовников.

Вообще, глядя первую серию (пока вышла только она), удивляешься, как это всё нынче у американцев запутано. У Бергмана, мастера психологической интриги, герои тем не менее, объясняются кратко и ясно. В сериале же супруги в полном соответствии с сегодняшними правилами политкорректности не могут даже впрямую обсудить вопрос, как поступить, когда выясняется, что героиня Джессики Честейн (она, кстати, играет отлично) беременна. Получается, что главное здесь, а именно - как поступить, уже в данный момент не главное, а главное – как не ранить психологически в этом разговоре друг друга. Правда, аборт (прерывание беременности с помощью таблеток) потом всё равно решают делать.

Так что, казалось бы, и бюджет у сериала больше, и продолжительность, и съемки круче (камера работает намного изобретательнее, чем у Бергмана, хотя у того снимал сам гений операторского дела Свен Нюквист), а жизни больше у героев Бергмана. Но с точки зрения изучения того, какие, как модно говорить, нарративы появились в современной американской семье, смотреть интересно.   

Заставочное фото: Twitter      

Сергей Семенов

Самое читаемое