Война и мирВойна

Еще не перелом: как изменит архитектуру войны контрнаступление ВСУ

17:08 12 сен 2022.  561Читайте на: УКРРУС

Украинские военные в последние дни уверенно продвигаются вперед на Харьковском направлении, освобождая оккупированные территории и оттесняя захватчиков к границе с РФ. Путинские «освободители», напуганные контрнаступлением, стремительно убегают, бросая технику. Некоторые оккупанты сдаются в плен, а многие «двухсотятся». На успехи ВСУ рашисты в воскресенье вечером ответили ракетными ударами по инфраструктуре, обесточив ряд населенных пунктов нашей страны. Какую тактику на реальном и дипломатическом фронтах будут предпринимать в ближайшее время Киев и Москва, разбиралась Lenta.UA.

С начала сентября более трех тысяч квадратных километров возвращено под контроль Украины, сообщил накануне главнокомандующий ВСУ в своем телеграмм-канале. «На Харьковском направлении мы начали продвигаться не только к югу и востоку, но и к северу. До выхода на государственную границу остается 50 км», - подчеркнул Валерий Залужный. Также он опубликовал фотографии, на которых изображены освобожденные от россиян села Харьковщины – Байрак, Новая Гусаровка, Щуровка и Ольховатка... «Захват мощных укрепрайонов российских войск, которые они гордо назвали «Москва», «Омск» и «Питер», позволил развернуть контрнаступление на Балаклею, Изюм и Купянск», - написал Залужный.

Командующий Сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский, управляющий всей Балаклейской операцией, который принял участие в поднятии флага Украины в деоккупированном городе Балаклея, отметил, что это только начало контрнаступления. «Мы сегодня завершаем освобождение Балаклеи – первого большого города во время нашего наступления. И я уверен в том, что это не последний город. У нас впереди Купянск, уже наполовину взятый нашими войсками, впереди Изюм и многие другие», — сказал Сырский.

Читайте также: Путин в курсе панического бегства войск РФ в Украине - Песков

Уже скоро появилась информация о том, что ВСУ сумели освободить практически всю территорию Харьковской области. Более того, успешное наступление продолжается. 

В России свое поражение признавать отказываются. Штатный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что все идет по плану: «Проведена операция по сворачиванию и опрокидыванию войск на территорию «ДНР», проведен ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением реальных действий войск», - подчеркнул он.

Таким образом, объяснил российский генерал, ВС РФ не убегали от наступления украинцев, а «перегруппировались» для наращивания своих сил в Донецкой области.  Он также подтвердил вывод войск из Балаклеи – для «наращивания сил»» на донецком фронте.

Глава созданной Россией так называемой «администрации» Харьковской области Виталий Ганчев рекомендовал местным жителям немедленно эвакуироваться в Россию «для спасения жизней». На публикуемых в соцсетях кадрах видны длинные очереди транспорта, собираемые на пограничных переходах.

Судя по всему, скорость контратаки застала россиян врасплох, и чеченский лидер Рамзан Кадыров – решительный сторонник Путина – заявил, что если ситуация для РФ не изменится, он будет вынужден спросить у руководства страны объяснения ситуации. С подобными «предъявами», что для тоталитарной России, нонсенс, к главному обитателю Кремля выступил целый ряд депутатов из различных горсоветов РФ.

Нынешнее украинское продвижение – если оно будет продолжаться – станет самым значительным изменением на линии фронта после того, как Россия отошла из районов вокруг Киева в начале апреля. Деоккупированный Купянск являлся главным восточным узлом снабжения России, а потеря Изюма, который «освободители» больше месяца пытались взять в начале войны, по мнению военных экспертов, воспринимается в России как большое унижение для Путина.

В то же время надо понимать, рашисты до сих пор удерживают примерно пятую часть Украины, и мало кто представляет себе скорое окончание войны. При этом, очевидно, что свежие и более чем ощутимые успехи – это четкий сигнал о том, что украинская армия способна вернуть оккупированные территории. Это крайне важный, если не сказать решающий, посыл, поскольку Киев продолжает обращаться к западным союзникам за военной поддержкой. Так, комментируя последние события на фронте глава МИДа Дмитрий Кулеба недвусмысленно заявил, что «украинские силы могут скорее завершить войну, имея больше западного оружия».

Впрочем, ключевые наши союзники, в частности, США, не спешат комментировать успехи ВСУ на фронте, хотя, как рассказывают в частных беседах аккредитованные при Белом доме коллеги-журналисты, Джо Байден якобы поручил в режиме 24/7 докладывать персонально ему о том, как меняется ситуация на украинских фронтовых полях.

А пока стратегические партнеры воюющей вот уже 201-й день к ряду Украины заняли выжидательную позицию, рашисты активно применяют не единожды апробированную ранее тактику террора.

В частности, в воскресенье, 11 сентября, оккупанты нанесли серию ракетных ударов по объектам инфраструктуры, вследствие чего в десятках городов на востоке Украины пропал свет. Полностью были обесточены Харьковская и Донецкая области. Частично – Запорожская, Днепропетровская и Сумская обл.

«Даже сквозь непроглядную тьму Украина и цивилизованный мир отчетливо видят эти террористические акты. Умышленные и циничные ракетные удары по гражданской критической инфраструктуре, где нет никаких военных объектов. Однако холод, голод, тьма и жажда – для нас не так страшны и смертельны, как ваши «дружба и братство».  История все расставит по местам, и мы будем с газом, светом, водой, едой и без вас», - так прокомментировал ракетные «приветы» Кремля президент Владимир Зеленский.

«Ракетные удары по украинским электростанциям – это попытка перекрыть шок во всем мире от масштабов разгрома российской армии на Харьковщине. Путин хочет добиться массового бегства мирных жителей из крупных городов Украины. И ракетные удары по электросети заставляют Украину нанести россиянам ответный удар. Это позволило бы нанести существенные потери управлению российскими войсками. Дело в том, что практически все русское оперативное управление осуществляется по мобильным телефонам. В российской армии нет Starlink, они не могут развернуть спутниковую автономную мобильную связь с вайфаем, их каналы связи очень ограничены, количество средств связи недостаточно, у них нет возможности передавать большие массивы данных. Телефон для россиян незаменим в военном управлении. Теперь Украина вынуждена нанести ответные удары по энергоинфраструктуре на оккупированных территориях и на территории РФ. Выключение электросети лишит российскую армию основного канала оперативной связи и управления. При таком обмене ударами враг пострадает прежде всего из-за провалов в системе управления войсками», - отмечает известный журналист Юрий Бутусов.

Напомним, что за последние две недели рашисты дважды повреждали ЛЭП вблизи ЗАЭС, нарушая энергоснабжение и самой электростанции, и близлежащих районов. Очевидно, что на этом участке цель одна – ядерный шантаж не только Украины, но и в первую очередь наших западных партнеров, чтобы они «убедили» Зеленского сесть за стол переговоров с кремлевским диктатором.

Пока что на фоне происходящего от Украины, напротив, усилились сигналы о том, что переговоры с Россией теперь-то уж точно невозможны – раз ВСУ показали свои возможности наступать и побеждать. Об этом вполне однозначно высказались президент Зеленский и министр обороны Резников на прошедшем давеча в закрытом режиме форуме YES («Ялтинская стратегия» - ред.).

Зе назвал условием переговоров полный выход россиян с территории Украины, а до этого «общество не готово говорить с террористами».

В свою очередь Резников уточнил, что РФ должна покинуть и Крым, и территории «ЛДНР». Либо же должна быть одержана полная военная победа над Россией. «Вариантов возвращения на линию «на 24 февраля» уже не существует. На 1 декабря 1991 года. Go out», - добавил глава МОУ.

Четкость, недвусмысленность и категоричность украинского руководства растворяется в пока что не ясной до конца позиции западных союзников. К примеру, в кулуарах поговаривают, что посетивший на днях Киев глава американского Госдепа Энтони Блинкен  якобы обсуждал с президентом Зеленским возможность начала переговоров о мире с Кремлем, который может стать куда более сговорчивее на фоне ощутимых фронтовых провалов. По слухам, речь шла о «добре» Киева вернуться на границы до 24 февраля – дня старта путинской «спецоперации». Впрочем, судя по свежим заявлениям и действующего гаранта, и военного руководства страны, этот поезд ушел. Сомнительно и то, что после ударов по Харькову исчезнет тема признания России страной-террористом. Похоже, что в Вашингтоне вынуждены будут пересмотреть свою позицию по данному вопросу. Как и в Европе …

Весьма показательно, что в минувший уикенд открыто переговоров Киева и Москвы потребовал президент Франции Макрон. Он позвонил Путину, «осудил продолжение российских военных операций в Украине и напомнил о своем требовании их скорейшего прекращения». Также хозяин Елисейского дворца призвал бункерного обитателя к переговорам по восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины. То есть, как видим, Запад на фоне триумфа под Харьковом активно пытается убедить страну-агрессор прекратить войну и вернуть нам захваченные территории, в том числе – начав переговоры. Но вместо этого российские ракеты полетели на Харьков.

Режиссеры «спецоперации» нынче занимают двоякую позицию. Глава российского МИДа Сергей Лавров накануне заявил, что Москва открыта к переговорам, но готова воевать дальше: «Мы открыты к диалогу, но они уже заявляют, что переговоры могут быть только после победы Украины. И потом, когда Россия уйдет с украинских земель, они будут готовы уже разговаривать, навязывая нам свои условия. И в этом их активно поддерживают, даже потакают им Лондон, Вашингтон, Брюссель. Поэтому, если это их выбор, то мы знаем, как нам достигать целей, которые были поставлены президентом в рамках специальной военной операции».

Таким образом, несмотря на очевидные фронтовые фиаско, у Путина пока что формально от целей «спецоперации» не отказываются. По мнению военных экспертов, в сложившейся ситуации у рашистов есть задача-минимум (удержать захваченные территории военным путем) и цель-максимум, состоящая в переходе к активному и масштабному наступлению на каком-то из участков. При этом, совершенно понятно, что при любых раскладах в Кремле будут дожидаться, пока цены на энергию этой зимой не поменяют отношения рядовых европейцев к российско-украинской войне. У Путина надеются, что именно этот фактор вынудит Запад учитывать интересы РФ при дальнейшем урегулировании ситуации.

Сегодня невооруженным глазом видно, что именно газовую карту в Москве считают козырной и такой, которая позволит с одной стороны избежать позорной капитуляции, а с другой — предотвратить внутриполитический и социальный кризис внутри самой России. Сработает ли энергетическая путинская ставка — покажет время и, безусловно, дальнейшее изменение погоды на фронте.

«Не стоит рассчитывать на немедленную деоккупацию Луганской и Донецкой областей. Победная эйфория здесь совершенно недопустима. И уж тем более неуместны некие дилетантские огорчения, если наше наступление замедлит свой темп. Напомню, что на Донецком направлении идут тяжелейшие бои, враг пытается достичь там успехов, чтобы как-то компенсировать поражения на других участках. При этом, Украина выиграла первый этап войны, не допустив блицкрига. Украина выиграла и второй этап – сражение за Донбасс, не допустив захвата Луганской и Донецкой областей в их территориальных границах. Можно констатировать, что мы выиграли и третий этап – сражение за инициативу, и теперь именно Украина диктует ход событий на фронте. Но надо понимать, что война завершится не завтра. Настоящий мир придет только тогда, когда мы нанесем агрессору такое поражение, которое вызовет масштабный кризис и смену власти в недоимперии. Я считаю, что это произойдет не раньше, чем мы приступим к освобождению Крыма, не важно, чисто военным или военно-дипломатическим путем. С Крыма началось, им и закончится», - говорит политолог Александр Кочетков. По его убеждению, война неизбежно продолжится в 2023 году «с качелями как в ходе боевых действий, так и в международной поддержке Украины».

«Поэтому повторяю снова и снова: нам необходимо срочно разворачивать производство отдельных видов вооружения. На одном лендлизе не победить, а воевать придется долго», - резюмирует политэксперт.

Отметим, что о необходимости «восстановления и отладки собственного проектирования и производства образцов высокотехнологичного вооружения в Украине» акцентировал в своей аналитической статье и главком ВСУ. Но понимая, что этот процесс требует немалого времени, Валерий Залужный особо подчеркнул, что с тем, чтобы лишить противника «существенного преимущества», Украине кране необходимы системы вооружения или определенные наименования боеприпасов с соответствующей дальностью действия: в первую очередь ракеты ATACMS для систем «Хаймарс».  «Получение дальнобойного оружия положит конец чувству безнаказанности, которое испытывают российские власти. В этом состоит действительный центр тяготения противника. И мы не имеем права оставлять его без должного внимания. Только при условии выравнивания баланса по досягаемости средств поражения и, таким образом, расшатывании «центра тяжести» в тылу противника можно говорить о серьезнейшем переломе в ходе войны», - резюмировал главнокомандующий Вооруженными силами Украины.

Ранее официальный Киев не единожды просил эти ракеты у Вашингтона, но слышал отказ. Изменит ли позицию Соединенных Штатов нынешний деоккупационный успех ВСУ на Харьковщине — узнаем в ближайшее время.

Читайте также: ВСУ освободили от оккупантов пять населенных пунктов Херсонщины

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое