ПолитикаВласть

Донбасс и ныне там: когда вопрос войны с Россией вернется в повестку дня

14:35 13 апр 2020.  6108Читайте на: УКРРУС

О том, почему президент Владимир Зеленский поехал на Донбасс, проблемах на фронте, эпидемии коронавируса и активизации боевых действий, читайте в Lenta.UA.

13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) санкционировал АТО – антитеррористическую операцию на юго-востоке страны. Такое решение было принято ввиду неспособности силовых органов Донецкой и Луганской областей самостоятельно контролировать ситуацию в регионе и сдерживать масштабные атаки закамуфлированных российских боевиков и прочих сторонников «народных республик». С тех пор минуло шесть лет. АТО сменилась на ООС (Операцию объединенных сил), но никаких ощутимых изменений на оккупированном Донбассе так и не произошло. А сейчас, в виду того, что буквально весь мир занят борьбой с коронавирусным злом, тема войны на Донбассе отошла на задний план…

На минувших выходных президент Владимир Зеленский впервые с момента введения общегосударственного карантина, посетил зону проведения Операции объединенных сил (ООС). На Донбасс глава государства прибыл в защитной маске и бронежилете, а на правом рукаве его куртки красовался шеврон с черепом и надписью: «Украина или смерть» (официальный символ 72-й отдельной механизированной бригады «черных запорожцев» - Ред.).

Читайте также: 63 священника заразились коронавирусом в Киево-Печерской лавре

«Сейчас наши военные живут в так называемом красном режиме: ограничено передвижение между городами и командировки. Они пользуются средствами защиты, постоянно измеряют температуру. Приехал подбодрить, показать нашу поддержку и убедиться, что военно-мобильные госпитали в зоне боевых действий готовы оказать всю необходимую помощь», - написал у себя в Facebook по итогам визита на восток страны глава государства, особо подчеркнув при этом отсутствие подтвержденных методом ПЦР (полимеразная цепная реакция, - Ред.) тестирования случаев коронавируса среди украинских военных в зоне ООС.

Действительно, с недавних пор в сводках ООС наряду с сообщениями о потерях украинской армии начали добавлять информацию и о случаях коронавируса среди военных. Если верить этим данным, то по состоянию на утро 13 апреля ни одного больного Covid-19 среди украинских бойцов на Донбассе нет.

Находясь на участке разведения №3 «Петровское», Зеленский заявил, что разведение сил помогло уменьшить количество обстрелов. Между тем, если глава государства имел в виду обстрелы в целом в зоне ООС, то это утверждение полностью диссонирует с отчетами, которые регулярно предоставляют ОБСЕ и, собственно, штаб ООС. Не исключено, впрочем, что президент имел в виду обстрелы именно на участках разведения. Но в таком случае тут следует отметить, что площадь каждого из участков составляет лишь около 2 квадратных километров, что учитывая сотни километров фронта, является каплей в море.

По данным штаба ООС, в марте российские боевики обстреляли украинские позиции 294 раза, что на 80 больше, чем в 2019-м. Несмотря на это Владимир Зеленский говорит о каком-то прогрессе и необходимости обозначения новых точек разведения. «Рад, что разведение сил помогло уменьшить обстрелы. Мы видим результат. Военные видят результат. Мы работаем над тем, чтобы согласовать новые участки и чтобы на земле Донбасса воцарился мир», - отметил он.

Полной картины за апрель, понятное дело, еще нет, а вот мартовская статистика стала антирекордной по количеству пострадавших мирных жителей. В период с 1 по 31 марта в Донецкой области зафиксировано две смерти среди гражданского населения, а также 17 раненых. «Управление верховного комиссара ООН по правам человека зафиксировало 19 случаев гибели или ранения гражданских лиц, связанных с конфликтом, что на 280 процентов больше, чем в феврале 2020 года. Это также больше, чем потери среди гражданских лиц за январь и февраль 2020 вместе взятые, и наивысшее количество месячных потерь с сентября 2019 года», - говорится в отчете Организации объединенных наций. То есть, о каких успехах говорит президент Зеленский, если никаких просветов нет вообще, мягко говоря, непонятно. Похоже, в данном конкретном случае, желаемое выдается за действительное…

Пребывая на выходных в зоне ООС, Владимир Зеленский также рассказал, что в целом на территории Операций объединенных сил все готово к выявлению и борьбе с коронавирусом, а в той части, куда он наведался с визитом, есть своя мобильная ПЦР-лаборатория, передвижной рентген-комплекс и даже мобильный стоматологический кабинет. Понятное дело, верховного главнокомандующего никто бы не повез в какую-то рядовую «забитую» часть, однако даже публичные заявления высшего военного руководства страны свидетельствуют о том, что в зоне ООС не все так безоблачно в плане реализации антивирусной тактики. О проблемах, связанных с Covid-19 рассказал на днях в одном из интервью министр обороны Андрей Таран. На вопрос журналиста, хватает ли защитных средств для военнослужащих и военных медиков, министр без купюр ответил: «Откровенно говоря, нет. Не хватает. Для того, чтобы всех обеспечить индивидуальными средствами в необходимом количестве... не хватает ничего».

Тем не менее, по информации открытых источников, сейчас на всех блокпостах размещены подразделения РХБ-защиты (радиационной, химической, биологической). Они дезинфицируют всю технику, которая проезжает через посты – и военную, и гражданскую – специальными растворами с хлором. На блокпостах на Донбассе дезинфицируют и проверяют также гражданские машины, на передовой обрабатывают блиндажи, а военным по возможности выдают индивидуальные средства защиты и бутилированную воду. Пользуются бойцы одноразовой посудой, которую специально доставляют на фронт. А вот маски на передовой носят не все и не всегда – в условиях снайперских обстрелов маски все же нарушают камуфляж.

В целом, как уверяет руководство ВСУ, армия готова выполнять задачи даже в условиях пандемии. Поэтому военным отменили отпуска, а тех, кто ушел туда раньше, медики проверяют после возвращения. У кого обнаруживают симптомы – изолируют и вывозят в госпитали. Сейчас среди военных ВСУ зафиксировано10 случаев (все – за пределами Донбасса) заболевания Covid-19, в том числе один летальный. 118 военных находятся на изоляции или самоизоляции.

На фоне общемировой борьбы с распространением эпидемии коронавируса на второй, если не на десятый план отошли вопросы военного конфликта на востоке Украины и его урегулирования. Запланированная на апрель встреча лидеров «нормандской четверки», где ключевым вопросом является война на Донбассе, перенесена на неопределенный срок, а заседания так называемой минской трехсторонней контактной группы (ТКГ) проходят в режиме онлайн и не приносят каких-либо значимых переговорных подвижек.

Еще на 25 марта была запланирована «живая» встреча в белорусской столице, где стороны должны были подписать решение о создании Консультативного совета, который из-за прямого участия в нем представителей «ДНР/ЛНР» вызвал критические отзывы как среди парламентариев-оппозиционеров, так и среди представителей общественности. В Раде, к слову, зарегистрировано постановление, цель которого – признать незаконными решения о консультсовете, согласованные во время встречи ТКГ в Минске 11 марта при участии Андрея Ермака и его российского визави Дмитрия Козака. А на сайте президента находится петиция, в которой содержится требование поручить Ермаку и представителю Украины в ТКГ Кучме отозвать свои подписи под протоколом о создании консультативного совета с представителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республик».

Президент Зеленский периодически называет подписанный Ермаком и Козаком документ декларативным, не имеющим правовых последствий и никоим образом не легитимизирующим субъектность ОРДЛО.  В свою очередь, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба на днях во время международной онлайн-встречи в рамках Atlantic Council заверил, что, как глава МИД, он никогда не воспримет идею непрямых переговоров между Украиной и Россией. Представители «Слуги народа» в неформальных беседах также констатируют, что нет никакого смысла вести диалог с марионетками Кремля: мол, говорить об окончании войны можно только с тем, кто ее начал и может завершить – с Российской Федерацией.

«Проблема коронавируса полностью сместила акценты мировой повестки дня и любые попытки актуализировать тему Донбасса сегодня напоминают движение против течения с использованием вилок вместо весел», - отмечает с беседе с Lenta.UA один из лидеров пропрезидентской фракции и прогнозирует, что каких-либо ощутимых сдвигов в вопросе прекращения войны на Донбассе раньше осени ждать не приходится. Задача-максимум, которую ставят сейчас на Банковой – всячески минимизировать обострения ситуации в зоне ООС. Впрочем, даже минимизировать получается не всегда, поскольку представители незаконных вооруженных формирований РФ периодически игнорируют режим прекращения огня. Только в течении воскресенья, 12 апреля боевики дважды нарушили режим тишины, используя запрещенные «Минском» противотанковые гранатометы и пулеметы крупного калибра. В результате обстрелов один украинский военный погиб, еще один был ранен…

Наталия Ромашова

Читайте также: Иммунологи объяснили, почему необходимо бывать на солнце во время эпидемии

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое