Закон и правоРасследование

Расследователи выяснили, как создают офшорную монополию в судах

18:54 23 апр 2020.  773Читайте на: УКРРУС

Леонида Богданова подозревают в завладении государственными деньгами в закупках системы видеоконференцсвязи.

Осенью 2017 года с поезда, который направлялся в Москву, правоохранители сняли мужчину. Задержанным оказался Леонид Богданов, который много лет проработал в системе Государственной судебной администрации (ГСА). Официальное следствие подозревает его в завладении государственными деньгами в закупках системы видеоконференцсвязи. 
В этом году Богданов вернулся в судебную администрацию и продолжил реализовывать свои инициативы. Вследствие распространения коронавирус и введение карантина — сейчас в судах вводятся отдаленные заседания с помощью видеоконференций. В связи с этим фигура Богданова представляет общественный интерес. Ведь для видеозаседаний планируют применить сервис Easycon, инициатором создания которй он является. Программу выбрали без конкурса и прописали ее в официальном приказе, что в профессиональных кругах вызвало немало критики. 

Сам Леонид Богданов уверяет, что сейчас не имеет к ней никакого отношения. Впрочем, “Следствие.Инфо” нашло его связь с новым видеосервисом. Выяснилось, что государство заплатило за него почти два миллиона гривен. И, как узнали журналисты, расходы могут быть еще большими. А должностных лиц, которые ответственные за реализацию видеозаседаний, с Богдановым тесно связывает прошлое, в частности, совместное уголовное производство.  

Выходец из системы 
В связи с распространением коронавируса в Украине Верховная Рада внесла законодательные изменения, в которых определила возможность удаленного участия в судебных заседаниях во время карантина. Это сделали для того, чтобы работа судов не остановилась через распространение COVID-19. 
Реализовывать решение парламента взялась Государственная судебная администрация — орган, который отвечает за обеспечение судов всем необходимым: от зарплат до технического оборудования. Этот орган существует почти два десятка лет. И за это время на его работу было немало нареканий. В частности, на сайте президента Украины около двух месяцев назад опубликовали петицию с требованием ликвидировать государственное ведомство из-за его неэффективности. Сейчас ее подписало более тысячи человек. Также ГСА и его территориальные подразделения фигурируют в ряде уголовных производств относительно присвоения бюджетных денег при закупках. 

Заседание Верховного Суда Украины во время карантина/официальное ФОТО 
В начале апреля, через неделю после того, как законодательные изменения начали действовать, председатель судебной администрации издал приказ, которым утвердил порядок работы в режиме видеоконференции во время заседаний. В документе четко прописали, что использовать для этих нужд нужно именно систему Easycon. Это — электронное приложение, через который можно подключиться к видеоконференцсвязи, осуществив авторизацию с помощью цифровой подписи. 
Его планируют использовать в большинстве судебных процессов, кроме уголовных, где уже действует другая система. В то же время некоторые парламентарии усомнился в прозрачности этого процесса. Так, народный депутат Тарас Тарасенко публично заявил, что Государственная судебная администрация устраивает монополию, определив лишь одну программу для использования. Вскоре после этого в администрации заверили, что собираются убрать из приказа название “Easycon” и формально разрешить использование любых других систем. Несмотря на это, представители судебной администрации все же склоняются к тому, что вряд ли какая-то другая программа сможет заменить Easycon. 
Внедрением системы видеоконференцсвязи в ведомстве занимается Леонид Богданов. Собственно, он и заявлял о незаменимости сервиса. Сейчас мужчина является советником главы администрации на общественных началах. Однако в самой системе довольно давно. 
В частности, ранее он занимал должность заместителя председателя Государственной судебной администрации. После этого Богданов возглавлял подконтрольное администрации предприятие, которое занимается технологическим обеспечением реестров и баз данных в судебной системе. С его слов, информационные технологии он внедряет с 98-го года. 
В комментарии “Следствию.Инфо” Леонид Богданов также сообщил, что во всех судах Украины имеется более 3,2 тысяч залов, которые имеют оборудование для видеоконференций. Он предполагает, что после введения нового сервиса, за один месяц смогут рассматривать около 320 тысяч дел. Все их будет обслуживать Easycon. 
Выбор в пользу этого сервиса в ГСА объясняют тем, что эта программа уже давно была в их собственности. Так, по словам Богданова, ее якобы еще в 2016 году получило предприятие, подчиненное судебной администрации.  
“Когда были приняты изменения в процессуальное законодательство и встал вопрос о срочном введении, было принято решение использовать тот программный продукт, который есть сейчас на балансе, в собственности, Государственной судебной администрации”, — пояснил Богданов. 
В то же время, в публичном доступе любой информации, которая бы подтверждала покупку этого программного обеспечения, найти не удалось. Поэтому “Следствие.Инфо” обратилось к предприятию судебной администрации и попросило предоставить данные относительно прав на это программное обеспечение. 
Судя по документу, программой Easycon не владеет государство, как утверждает Богданов. Владельцем сервиса на самом деле является частная фирма под названием “Иволга-2”, которой, в свою очередь, владеет оффшорная компания на Виргинских островах. Предприятие же на самом деле лишь заключило с ней лицензионный договор на использование программы. Лицензия на использование, утверждают в государственной компании, им досталась как плата за предыдущие долги одной частной фирмой. Сумму задолженности, а следовательно — и сам программный продукт оценили в свыше 1,9 миллиона гривен. 
Леонид Богданов также заверил журналистов, что разработчик никоим образом не повлияет на использование приложения в судебной системе и не получать от этого никаких средств. 
Впрочем, по мнению адвоката и члена Общественного совета добропорядочности Олега Яким'яка, это не совсем так. “Автор, то есть разработчик этого продукта, может ограничить лиц, которые будут иметь право на его совершенствование. И, соответственно, может кому-то предоставлять или не предоставлять такое право на разработку. Этот кто-то, кто будет разрабатывать, или сам разработчик может предлагать какие-то сметы, за которые он готов это делать. Соответственно, это оплачиваемая работа и судебная администрация вынуждена будет это оплачивать”, — считает адвокат. 
Также, по мнению Олега Якимьяка, существует технический влияние разработчика на продукт, ведь у него есть соответствующие коды доступа. Кроме того, юрист считает, что видеосервис имеет важное значение для государства, ведь фактически обеспечивает деятельность судебной ветви власти. Соответственно — не каждому разработчику можно его доверить. 
“Разрабатывать стратегические продукты на Виргинских островах есть по крайней мере странно. Оно в один момент как-то все свернется и перестанет работать. И кого спросить?”, — рассуждает он. 
Леонид Богданов признается, что причастен к разработке Easycon. “Я один из авторов продукта Easycon. Я был инициатором разработки этого программного продукта”, — замечает он. Впрочем, по его словам, в компании “Иволга-2” он не имеет никакого отношения, а лишь сотрудничал с ней как консультант.  
“Последние контакты с “Іволгою-2” были в 2016 году”, — добавляет он. Впрочем, мы выяснили, что между Богдановым и этой фирмой прослеживается стройный связь. 

Бенефициары 
Осенью 2017 года следователи управления спецрасследований Генпрокуратуры сняли Леонида Богданова с поезда, когда он пытался выехать в Россию. В тот же день ему сообщили о подозрении в завладении государственными средствами на сумму свыше шести миллионов гривен. По данным следствия, возглавляя одно из госпредприятий, он закупил программное обеспечение для систем видеоконференцсвязи, которого в действительности не было. 

Как рассказал “Следствию.Инфо” бывший глава управления ГПУ Сергей Горбатюк, в дальнейшем средства выводили на офшорные компании, в которых Богданов и его родственники были бенефициарами. Несмотря на подозрение, експосадовця отпустили под домашний арест. А сейчас, как говорит он сам, не имеет никаких ограничений в передвижении. 
По словам Горбатюка, следствие в отношении Богданова завершили еще в августе прошлого года, и с того времени его защита знакомится с материалами. В этом году дело передали в Национального антикоррупционного бюро, поскольку у прокуратуры забрали функцию расследования. 
Тем временем Богданов начал появляться в медиа как советник председателя Государственной судебной администрации. Как правило, он комментирует вопросы, которые касаются внедрения системы видеоконференцсвязи. 
Впрочем, как мы узнали, во время задержания Богданова в 2017 году следователи изъяли у него черновые записи, которые якобы подтверждают контроль последнего над упомянутой компанией “Иволга-2”. Также Богданов имел при себе рекламный буклет Easycon. Журналистам мужчина говорит, что вез его для того, чтобы предлагать кому-то на продажу: “Потому что это — бизнес-проект”. 
В эпизоде, за которым Богданову объявили подозрение, речь идет о том, что государственное предприятие, которое он возглавлял, заключало соглашения с фирмой “Иволга-2”. В одном случае следователи обнаружили завышение цен, а в другом — фиктивный договор. Богданов, по данным правоохранителей, лично подписывал эти соглашения. 
Правоохранители установили, что на то время “Іволгою-2” владела оффшорная фирма и человек по имени Алина Юрескул. Как подтвердил нам Леонид Богданов, Юрескул — это его жена. Зато доверенным лицом оффшорной компании, по данным следствия, был его тесть.  
Сам Леонид Богданов уверяет, что его жена не имеет отношения к фирме “Иволга-2” много лет, а информацию относительно тестя называет ложью. 
Сейчас этой фирмой официально владеет уже другая компания из офшорной зоны. Впрочем, место ее регистрации остается неизменным со времени создания — это дом в селе Летки на Киевщине. Как выяснило “Следствие.Инфо”, собственником этого здания является Алина Юрескул. С 2017 года недвижимость под арестом. 
Кроме того, уже около десяти лет фирму “Иволга-2” возглавляет человек, который сейчас находится в розыске. Ей инкриминируют пособничество Богданову.

Богданов и все остальные 
Внедрение видеоконференцсвязи в заседаниях поручили подчиненному судебной администрации предприятию. Накануне компании утвердили новый устав и назначили руководительницу Елену Нетишенську. С новой руководительницей Богданов ранее работал в судебной системе. Также оба сейчас входят в одной общественной организации. 
Впрочем, как выяснили журналисты, их связывает еще кое-что. Мужчина Нетишинской раньше работал в компании, которой, по данным следствия, владела подконтрольной Богданову оффшоркой. С этой фирмой судебное предприятие даже заключало договора — якобы на разработку программного обеспечения. Как установили правоохранители, они были фиктивными. 
А делал это, по данным следствия, нынешний заместитель Нетишенськой — Виталий Живаев. Он в системе — тоже не новый человек. Когда-то он возглавлял государственную компанию судебной системы. Именно при его руководстве госпредприятие заключило договоры с упомянутой уже “Іволгой-2” на использование Easycon.  
Сергей Горбатюк называет Живаева соучастником Богданова, ведь договоры были фиктивными. Ему также три года назад объявили подозрение в этом деле. 
“Действиями бывших руководителей государственных предприятий и их соучастников причинен ущерб государству на сумму свыше 11 миллионов гривен. На имущество подозреваемых с целью возмещения убытков наложены аресты”, — говорит Горбатюк. 
Пока Богданов внедряет новые судебные сервисы на период карантина, тем временем, как рассказал Сергей Горбатюк, НАБУ расследует еще один эпизод, связанный с ним. В нем тоже речь идет о заключении фиктивного договора на закупку лицензий для видеоконференцсвязи.

Натальи Братусь

Новости

Самое читаемое