КультураКинофестивали

Венецианский кинофестиваль начался с ожидаемого скандала

22:25 30 авг 2019.  3628Читайте на: УКРРУС

Связан он, как и можно было ожидать, с кинорежиссером Романом Поланским.

Как сказал бы Курт Воннегут, иногда некоторые вещи происходят потому, что они не могут не произойти. Когда президент начавшегося вчера Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера объяснял присутствие в конкурсной программе этого года фильма Романа Поланского «Дело Дрейфуса», его аргументация изначально выглядела очень уязвимой – мол, «история искусств знает много художников, совершивших то или иное преступление, но мы продолжаем восхищаться их работами». (Напомним, что Роман Полански обвиняется в США в растлении в 1977-м году 13-летней Саманты Геймер, перед оглашением приговора в суде сбежал из страны, и до сих пор находится время от времени под угрозой экстрадиции).

Бенвенуто Челлини был великим скульптором, но это не снимает его вины как человека. Фото: reddit

Упоминание Барбера по этому поводу в одном из объяснений примера Бенвенуто Челлини было, опять же, не к месту. Во-первых, сейчас не 16-й век, в котором жил обвиненный в двух убийствах знаменитый скульптор. Во-вторых, сегодня, благодаря движению #MeToo, изгоняют из профессии даже за подозрения, не говоря уже о деле, разбиравшемся в суде. Так что скандал был практически неминуем – и он произошел. На пресс-конференции, посвященной началу кинофестиваля, председатель его жюри аргентинская кинорежиссер, сценарист и продюсер Лукресия Мартель, отвечая, как пишет El Pais, на вопрос, сможет ли она беспристрастно оценивать фильм Поланского, ответила, что она не отделяет человека от его работы. (То есть, как видим, заявила позицию, прямо противоположную позиции Альберто Барбера).

Далее она уточнила, что изучила то, что могла, об этой истории, знает, что Саманта Геймер через некоторое количество лет попросила закрыть это дело, не отрицая, однако, самого произошедшего факта. Мартель сказала, что она имеет право сочувствовать жертве, и поэтому не пойдет на гала-показ «Дела Дрейфуса», так как она представляет женщин Аргентины, часть которых испытывает те же проблемы, что и Геймер, и не хочет вставать и аплодировать Поланскому. 

Кадр из фильма «Дела Дрейфуса». Фото: Twitter

Тем не менее, Мартель объяснила, что считает участие фильма Поланского в программе фестиваля и то, что по этому вопросу ведется диалог, в котором разные стороны высказывают свое мнение, правильным. Она сказала, что, как председатель жюри, посмотрит на фестивале «Дело Дрейфуса», но сделает это в другой ситуации, а не на гала-показе.  

В любом случае ситуация, как и можно было предугадать заранее, чревата не одним публичным скандалом. Что будет, например, если фильм Поланского окажется настолько хорош, что выиграет в конкурсной программе или получит другой приз? Как будет выглядеть публичная церемония вручения награды, и как себя будет вести в ней женская половина зала? А если, напротив, чтобы не допустить такого поворота событий, «Дело Дрейфуса» обойдут призами, то зачем было включать его в конкурсную программу?

В общем, вопросы есть – но ответы на них явно не удовлетворят либо одну, либо другую сторону.     

Заставочное фото: Лукресия Мартель Twitter

 

Сергей Семенов

Самое читаемое