ПолитикаВласть

Не «какая разница»: зачем Кремль обостряет ситуацию на Донбассе

16:51 19 фев 2020.  3163Читайте на: УКРРУС

Эскалация боевых действий на Донбассе – следствие «пластилиновой» позиции официального Киева, который не может внятно объяснить, кто же ответственен за провокации. О том, к чему это может привести, читайте в материале Lenta.UA.

Утро вторника, 18 февраля, взорвала новость о новых мощных боях на Донбассе с применением запрещенной Минскими соглашениями крупнокалиберной артиллерии. Это произошло вблизи Золотого, где не так давно Владимир Зеленский проводил разведение войск.

Президент собрал СНБО, после чего выступил с официальным комментарием. Зеленский называет обстрелы провокацией, но курс на установление мира, по его словам, остается неизменным. Несколько диссонирует с заявлением главы государства версия руководителя Генштаба Руслана Хомчака: «Это была не провокация. Сегодня пятая годовщина Дебальцевских событий. Противник для своей «аудитории» показывает, что это была их победа. Они хотели захватить наблюдательные посты, чтобы показать, что могут атаковать и продвигаться вперед, но у них ничего не вышло».

Читайте также: Россия превратила оккупированный Крым в правозащитное гетто

В Генштабе утверждают, что враг начал обстрел, а затем сам призвал к тишине, чтобы забрать четверых своих убитых. Потери есть и у ВСУ: один погибший, четверо раненых. В так называемой «ЛНР» заявили, что именно украинская армия вела обстрелы из крупнокалиберной артиллерии и минометов.

Там также отмечают, что «украинская диверсионная группа» пыталась подойти к позициям «народной милиции ЛНР» в районе села Голубовское неподалеку Золотого. «Группа» якобы подорвалась на минах и, чтобы прикрыть эвакуацию тел, украинская армия начала обстрел.

В штабе ООС отреагировали на подобные заявления боевиков следующим образом: «Проиграв на поле боя, враг решил скрыть свое поражение и выдал наспех подготовленное заявление, обвинив украинскую сторону в попытке нападения. Все содержание вражеских заявлений свидетельствует о растерянности и потере контроля над ситуацией».

В экспертной среде доминирующим является мнение, что обострение в районе Золотого – традиционная тактика Кремля, которая сводится к принуждению к миру с помощью активизации боевых действий. А слова президента о провокации – продолжение примиренческой логики Зеленского. Кстати, Россия данный инструмент очень активно использовала в 2015 году как раз во время переговоров в Минске и ожесточенных боев под Дебальцево. Позже тоже были подобные ситуации, но гораздо меньшего масштаба.

Очевидно, что одной из ключевых опасностей обострения возле Золотого является дискредитация разведения войск как таковая. Помимо этого, вчерашние события девальвируют идею, которую озвучивал на днях Зеленский о совместном патрулировании границы с представителями ОРДЛО и ОБСЕ.

«Тактическая цель Кремля сегодня выглядит абсолютно прозрачной. На все новые предложения президента Владимира Зеленского и его окружения президент Владимир Путин, его пресс-секретарь Дмитрий Песков, министр иностранных дел Сергей Лавров, другие российские чиновники повторяют одно и то же: Украина должна наладить прямые контакты с руководством «народных республик» Донбасса», - констатирует известный журналист-международник Виталий Портников. 
«И вот теперь, когда никакого согласия с прямыми переговорами с руководством «народных республик» не наблюдается, в Москве явно потеряли интерес к подготовке нового саммита в нормандском формате. Зато не потерян интерес к тому, в чем Путин всегда знал толк – военному давлению на противника. И вот обострение на фронте наступило. Вопрос только в том, какие выводы сделает Владимир Зеленский после этого нового витка войны: поймет, что единственная возможность противостоять Путину – это обороняться от России и работать над усилением совместных действий с Западом, или продолжит еще более настойчиво искать мир в глазах российского президента», - резюмирует Портников.

Эскалация военных действий на Донбассе – ответ России на мирную инициативу Зеленского о совместном патрулировании на линии разграничения и демонстрация того, что Кремль не допустит украинских военных и ОБСЕ к границе с Украиной с РФ, убежден военный эксперт Олег Жданов. «Путин быстро нашел выход. Вместо того, чтобы давать объяснения на инициативы Зеленского о совместном патрулировании, ударили по украинским позициям из всех стволов. Показали, что Россия будто не участник конфликта. Главная политическая цель обстрелов – заставить Украину к прямым переговорам с оккупационными властями ОРДЛО», - отмечает эксперт. По его мнению, какие бы решения сейчас не принимались в Украине, пока Россия не будет официально признана стороной конфликта, мы не сдвинемся с мертвой точки.

«Таковы законы войны – если ты выполняешь прихоти агрессора, то поощряешь его к агрессии. Это аксиома, которую должны знать все, кто берется за такие сложные вопросы. Почему произошло обострение? Потому 18 февраля, начало расстрелов на Майдане, а в Кремле сидят символисты и этого не обходят. Пока Зеленский не убедится в том, что ему морочат голову, мы будем иметь такие дряблые оценки событий на Донбассе», - считает экс-участник переговорной контактной группы в Минске Роман Бессмертный.

Реакция властей и вправду вышла невнятной и неконсолидированной. С одной стороны, президент гневным тоном говорит о неизвестных провокаторах, не называя конкретного адресата. С другой стороны, МИД бьет в набат, призывая международное сообщество жестко осудить эскалацию в районе Золотого. А осуждать, спрашивается, кого? Если Украина не называет вслух имя своего врага, должны ли это делать лидеры других государств? Вопрос риторический…

Тем не менее, несмотря на «пластилиновую» позицию официального Киева, нельзя сказать, что вчерашнее обострение на Донбассе осталось вовсе не замеченным. Более того, месседжи некоторых лидеров выглядят куда внятнее и адекватнее, чем заявления украинских властей.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс одним из первых отреагировал на ситуацию. Он, выразив обеспокоенность своей страны «наступательными попытками пророссийских сил вблизи Золотого», призвал их прекратить огонь. Эстафету подхватила президент Эстонии. Керсти Кальюлайд призвала все мировое сообщество отреагировать на атаку пророссийских боевиков и поддержать Киев.

«Украина ведет горячую войну в центре Европы. Войну ценностей и принципов. Мы должны быть едины с Украиной», - подчеркнула она.

Представитель Евросоюза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозел Боррель, обвинив подконтрольных России боевиков в нарушении режима тишины на Донбассе, подчеркнул: «Применение оружия, запрещенного минскими соглашениями, что привело к жертвам, вызывает чрезвычайную обеспокоенность. Эти наступательные попытки вооруженных формирований, поддерживаемых Россией, полностью противоречат условленному прекращению огня. Мы ожидаем, что Россия в полной мере и немедленно использует свое влияние на поддерживаемые ею вооруженные формирования».

В посольстве США в Украине, выразив глубокую обеспокоенность в связи с обострением на Донбассе, констатировали: «Настоятельно призываем Россию соблюдать свои Минские и Нормандские обязательства».

«Мы крайне обеспокоены эскалацией насилия со стороны поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке Украины 18 февраля. Это подрывает минские соглашения и усилия по мирному урегулированию конфликта. НАТО призывает Россию вывести свои силы, прекратить поддержку сепаратистов и сделать настоящие усилия по выполнению минских соглашений», - озвучила позицию НАТО пресс-секретарь Альянса Оана Лунгеску.

Интересно, что в Москве не стали делать однозначной оценки, кто виноват в боевом столкновении 18 февраля на Донбассе. И это очень отличается от предыдущих случаев, когда Кремль очень оперативно «назначал виновной» Украину. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле о бое под Золотым знают, но не имеют информации о том, что к нему привело. Все, конечно, поверили…

Эксперты, с которыми пообщалась Lenta.UA, назвали несколько рецептов того, чему должна следовать Банковая, чтобы успокоить Кремль. Во-первых, Украине нужно максимально использовать все международные площадки для того, чтобы прямо и публично называть Россию агрессором и усиливать давление на нее, требуя расширения санкций. Во-вторых, категорически отказываться от прямых переговоров с «ЛНР»/ «ДНР». Некоторые эксперты считают, что украинской власти, пользуясь обострением на Донбассе следует начать обвинить Россию в срыве выполнения «минских соглашений». И даже, возможно, предупредить о выходе Украины из «Минских соглашений» в случае продолжения эскалации. Это может дать возможность использовать ситуацию для переформатирования «Минска» с выгодой для Украины.

Ну, и, наконец, в-третьих, в режиме 24/7 поддерживать боеготовность ВСУ, дабы в любой момент дать адекватный, асимметричный отпор. А в том, что нас ожидают новые атаки со стороны России, сомневаться не приходится.

Вчера представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявил, что Россия втрое нарастила военный потенциал у границ Украины. «По подсчетам Главного управления разведки, уже в 2022-2023 годах ударные группировки РФ будут способны проводить полноценное стратегическое наступление в Украине без дополнительной мобилизации», - заявил представитель ГУР. Все это лишь подтверждает, что мир, который увидел Зеленский в глазах Путина, явно иллюзорен…

Наталия Ромашова

Читайте также: Россия обвиняет Евросоюз в удушении жителей Донбасса

Крижак Дмитрий

Самое читаемое