ЭкономикаЖКХ

Государство полностью потеряло контроль над политикой в тарифной сфере – экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко

16:06 13 янв 2021.  12783Читайте на: УКРРУС

О потере контроля государства над процессом тарифообразования, а также о проблемах, связанных с привязкой цены нашего газа к импортным ценами, Lenta.UA пообщалась с нардепом, бывшим профильным министром Алексеем Кучеренко.

Волна стихийных акций прокатилась на днях в разных уголках Украины. Люди вышли на улицы, протестуя против роста цен на коммунальные услуги, который начался аккурат с 1 января. Так, в Жмеринке, Гайсине, Тульчине и Брацлаве Винницкой области местные жители в знак протеста блокировали автодороги. Протесты также состоялись в Лубнах Ровенской области, Одессе, Харькове, Львове, Полтаве, Николаеве, Херсоне и Черновцах. Народное неудовольствие не осталось не замеченным на Печерских холмах: в Офисе президента провели экстренное совещание по вопросам тарифов с участием Владимира Зеленского, премьера Дениса Шмыгаля, временно исполняющего обязанности министра энергетики Юрия Витренко, министра финансов Сергея Марченко и руководителя  Минсоцполитики Марины Лазебной.

По итогам на Банковой сообщили, что господин Витренко представил «предварительный план по существенному снижению тарифов на газ и установлению цены, которая была бы справедливой с точки зрения потребителя». В чем конкретно состоит этот план — неизвестно.  Президент в свою очередь, подчеркнув, что цена на газ растет на рынке «в силу погодных условий и других причин, которые сложились в Европе», добавил: «Мы не можем позволить рост цены для наших граждан».

Читайте также: Кабмин будет регулировать цену на газ во время карантина

В результате, 13 января на заседании Кабмина премьер-министр Денис Шмыгаль заявил о том, что правительство может ввести государственную регуляцию цены на газ для бытовых потребителей на период карантина или до завершения отопительного сезона из-за роста биржевых цен. По словам Шмыгаля, предлагаемая цена, которая будет установлена на период регуляции, составит 6,99 гривны за кубический метр для всех бытовых потребителей. Премьер добавил, что такая цена сейчас является самой низкой на украинской бирже, а с учетом того, что некоторые облгазы продают газ по 10 гривен и выше, уменьшение стоимости составит около 30%. Впрочем, пока что соответствующего решения Кабмина о введении нового размера тарифов нет.

О том, реально ли сгладить тарифные остро-социальные углы и как это можно сделать, Lenta.UA поговорила с нардепом от «Батькивщины» и экс-министром по вопросам ЖКХ Алексеем Кучеренко.

- Насколько вы разделяете мнение своих парламентских коллег из других фракций ВР о том, что со стартом 2021 года в Украине начался тарифный геноцид?

- Геноцид — это несколько эмоциональное определение, хотя с другой стороны… Знаете, на самом деле мы имеем дело с полной потерей контроля государства над процессом тарифообразования, а каким уже определением это обозначать — вопрос десятый. Лично я считаю, что все происходящее нынче в сфере тарифной политики — это следствие бездумных реформ. По сути, не создав рынка, газ, извиняюсь за выражение, юзали кто как хотел. В результате монополизм только усугубился, а государство фактически ушло из этого процесса. Ко всему этому, добавили полномочий местным властям, что позволяет им довольно неплохо «погулять» по тарифному полю при отсутствии государственного   контроля и защиты прав потребителей. И сегодня люди, кстати, возмущены не только ростом тарифов, но и низким качеством услуг, не зная при этом куда обратиться. Полнейший «разброд и шатание». 

- Как известно, основополагающей тарифообразования является газ, повышение стоимости которого вызывает цепную реакцию. Как в эту логику вписывается небезызвестная мантра о том, что на нужды населения нам должно хватать с лихвой голубого топлива собственной добычи?

- Буквально на днях появились свежие данные о том, что в Украине за прошлый год в целом на 2% сократилась добыча газа. При этом, обратите внимание: частный сектор добычи вырос на семь процентов, а вот государственный на 5% упал. Но даже несмотря на это, на сегодняшний день украинского газа государственной добычи компании «Укргаздобыча» полностью хватает для нужд населения и «Тепллокоммунэнерго». Поэтому я считаю огромным преступлением против украинского народа привязку стоимости на украинский газ к каким-то импортным ценам на амстердамских или дюссельдорфских биржах. Идеологами этого всего (привязке цен к внешним рынкам — ред.) были господа Коболев и Витренко, а правительства Яценюка, а затем Гройсмана зафиксировали это в своих формулах. Кстати, этот формульный подход продолжается и сейчас. И вот эта привязка к импортным хабам привела к тому, что сегодня хранилища полные газа (на 25% больше, чем в прошлом году), а стоимость из-за привязки к каким-то европейским ценам, взлетает. А поскольку по всей цепочке состоялась полная потеря логики, выросли также тарифы на тепло, на воду — в полтора раза за 2020 год, на содержание домов, распределение газа и т.п.

Тарифные протесты стартовали в Лубнах, где установили тариф 3 гривны за метр кубический. И это только распределение, то есть — доставка газа! А к этому добавляется цена «Нафтогаза», которая пока что составляет 7,22 грн, а в феврале будет, думаю, где-то 8,50 гривен. Вот, давайте и посчитаем, где людям брать такие деньги за все это коммунальное «счастье».

- А в чем наша специфическая уникальность, что в условиях коронавируса и, соответственно, непростых экономических условий, мы являемся единственной страной, где повышаются тарифы?

- Я действительно не знаю другой страны, кроме Украины, где бы в столь непростой период повышалась стоимость коммунальных услуг. Напротив, принимаются законы о (как минимум) моратории на повышения во избежание толкания людей в долговую пропасть. А у нас, что? Разорванный процесс… С одной стороны, локдауны, падение ВВП, а с другой - «серенады» о каких-то мифичных рыночных тарифах. Поверьте мне, я отвечаю за свои слова: у нас нет никакого рынка и, соответственно, не может быть рыночных тарифов ни на газ, ни на электроэнергию, ни на воду, ни на тепло, ни даже на мусор. Все разговоры о рынке – демагогия.

- Фракция, которую вы представляете, поддержала бюджет-2021, в котором предусмотрено уменьшение средств на субсидирование. При этом вы говорите о необходимости защиты потребителей. Где логика?  

- На самом деле уменьшением потенциальных субсидиантов сейчас пугают зря. Субсидии — это как раз наименьший риск, поскольку если в этом плане что-то пойдет не так, их не будет хватать и т. п., в парламенте максимум за неделю будет проголосован законопроект, который устранит эти пробелы. Поэтому я призываю людей не нервничать по этому поводу. Если по существующим критериям человек подпадает под программу субсидирования, никто его этого права не лишит. Кстати, на днях в эфире одного из телеканалов я дискутировал с господином Гетманцевым (нардеп от Слуги народа — ред.), где он как мантру повторял, мол, мы полностью защитили субсидиантов.

У нас на сегодня 3,1 миллионов домохозяйств, находящихся на субсидиях. Это очень много, но скажите мне, пожалуйста, а у людей, которые не подпадают под субсидии есть много лишних денег и их не нужно защищать от этих, простите, идиотских тарифов? Почему мы думаем только про субсидиантов? Что касается субсидиантов, то еще раз повторю: все они получат свои субсидии, однако в это же время у остальных людей вынут из карманов очень немаленькие деньги. А по голосованию. Когда сокращали расходы на субсидии, никто ведь не знал, что начнется такая агрессивно-наступательная тарифная атака!

Никто и подумать не мог, что, начиная с января, независимый регулятор начнет стремительно поднимать цены на воду, тепло, да на все… Это лишний раз подтверждает, что правительство полностью потеряло контроль над государственной политикой в тарифной сфере.

- Сейчас мы наблюдаем малочисленные акции протеста против повышения тарифов на местах. А может ли эта тема стать фундаментом масштабного общегосударственного протеста с учетом того, что украинцы, в отличие от большинства европейцев, зачастую в массовом порыве отстаивают идеологические, а не материальные ценности?

- Да, у нас, как правило, выходят на улицу за высшие материи: армия, вера, язык, томос и так далее. Я — обеими руками «за». Но вместе с тем, нельзя же молча наблюдать за тем, как тебе сели на голову и свесили ноги? Сейчас идет колоссальное повышение тарифов, так? Так. Но ведь еще год назад нам прямо со спортивной беговой дорожки президент сказал, что власть знает, как можно снизить тарифы едва ли не вдвое.  В свою очередь, премьер три месяца назад хвастался, что в стране установлены самые низкие тарифы за последние пять лет. Это – свидетельство полного разрыва власти и реалий, но когда мы возьмем свежую социологию «Рейтинга», мы увидим, что и глава государства, и его политсила занимают первые места в шкале электоральных симпатий. И вот тут мне уже совсем непонятно, и я задаюсь вопросом: «А, может быть, людям нравятся всевозможные социальные и тарифные эксперименты?». Я к тому, что молчание — это согласие, которое может породить вседозволенность власти.

Когда НАК «Нафтогаз» вынимает львиную долю из счета, понятно, что всем остальным субъектам никогда не будет хватать.  Есть себестоимость услуги и государство должно как-то это регулировать и контролировать. Не может одна структура грабить всех. А теперь уже и Витренко, придя в Кабмин, не знает, что с этим всем делать. Говорит, дескать, цена на электроэнергию далеко не самая высокая в Европе, а до этого твердили, что самая. Словом, они сами там запутались и эта беда — это намного больше, чем просто тарифный кризис. Она приведет к очень мощным процессам и я хотел бы, чтобы люди научились отличать псевдо-рыночную болтовню от профессионального подхода.

- Если едва ли не во всех тарифных неурядицах ключевую роль играет «Нафтогаз», почему за все эти годы в парламенте не может набраться голосов для его ликвидации?

- По моему глубокому убеждению, первое, что сегодня следует сделать — это проведение публичного аудита «Нафтогаза», его дальнейшая ликвидация и привлечение к ответственности Наблюдательных советов и правления. «Укргаздобыча» - это компания, которая реально добывает газ, тогда как НАК- это всего лишь пустая болтовня, не более. Кстати, знаете, сколько там работает людей? 1050 человек. И если общество знает разве что о космических выплатах Коболеву, то я вам скажу, во сколько обходится вся эта братия — 3 миллиарда гривен. Средняя зарплата в «Нафтогазе» составляет 277 тысяч гривен, то есть один человек ежемесячно получает $10 тыс. Поэтому, гнать их надо пинком под зад на допросы в соответствующие органы и спасать от них «Укргаздобычу».

- Так а что все-таки мешает сейчас и мешало раньше сделать этот пинок? Почему Верховная Рада не может уволить того же Коболева, к которому вопросов скопилось в три короба?

- Потому что у него есть мощные лоббисты и защитники как в европейских странах, так и в одной заокеанской. При этом, я убежден, что они либо введены в заблуждение, либо сами хотят находиться в таких условиях, поскольку любой здоровый человек, прочтя о многочисленных «подвигах» Коболева, вряд ли отстаивал бы его позиции. Еще одна причина состоит в том, что наши с вами деньги, которые пропадают в «Нафтогазе», вполне вероятно используются на содержание фракции «Слуга народа» и ОП. Ну, а где они еще могут взять внезапно 30 миллионов на покупку дома и сразу после этого ехать отдыхать в Дубай (речь идет о замглавы Офиса президента Кирилле Тимошенко — ред.)?

Я не лезу в их карманы, но откуда у них такие деньги? На 99% убежден, что именно «Нафтогаз» есть источником содержания этой властной команды. Другого объяснения попросту нет, потому что глаза закрываются на очевидно-кричащие вещи, творимые НАКом.

Но есть и другая сторона медали. Из 200 с лишним мажоритарщиков, более 120-ти — это «слуги народа». Скажите, а что мешает украинцам найти своего мажоритарщика и в ультимативной форме ему сказать: «Либо мы разнесем в пух и прах твою приемную, либо ты в Верховной Раде проголосуешь за ликвидацию «Нафтогаза» и его, а также персонально Коболева публичный аудит».

Мне бы лично очень-очень хотелось, чтобы люди действовали адресно и конкретно. В Киеве, например, есть 13 мажоритарщиков от «Слуги народа». Киевляне, найдите, пожалуйста, каждого и задайте один вопрос: «Почему вы нас грабите через газ, через Дарницкую ТЭЦ, Киевэнерго?». Аналогичным способом нужно действовать и в других городах — находить приемные «слуг» и выдвигать требования. Только так лед может тронуться, а я еще раз подчеркиваю: как оппозиционный парламентарий, вместе с другими адекватными депутатами, которые есть и в «Слуге народа», готов максимально помогать людям.

- А олигархи, у которых свои интересы в энергетической и газовой сферах, будут, стало быть, сидеть, сложа руки…

- Олигархи, несмотря на то, что являются хищниками — ребята прагматичные. Так вот, имея тут активы в виде генераций, электростанций и так далее, они также ходят по земле и должны понимать, что ситуация является взрывоопасной и что их — олигархические — аппетиты настолько огромные, что население их просто не потянет в виде тех же платежек. Поэтому, я бы предложил им собраться с правительством и обсудить некий меморандум, так как сейчас каждый воюет исключительно в своем сегменте. Олигархам и членам Кабмина необходимо внимательно посмотреть на этот пирог и как-то справедливо его разделить.

Наталия Ромашова

Читайте также: Шмыгаль рассказал, как правительство планирует выполнять «газовый приказ» Зеленского

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое