ПолитикаВласть

Зе-замки из песка: почему прожекты власти о «воскрешении» сел и культурного наследия закончатся пшиком

13:14 11 мар 2021.  4821Читайте на: УКРРУС

Несмотря на то, что госбюджет на текущий год предусматривает дефицит 246 миллиардов гривен, в Офисе президента строят грандиозные планы. Не превратятся ли в итоге большие проекты Банковой в не менее большой мыльный пузырь, разбиралась Lenta.UA.

Согласно официальным данным, на сегодня в Украине насчитывается 28 тысяч 376 сел. Но далеко не все из них в обозримом будущем попадут под госпрограмму развития «Новое село», а только лишь те, которые географически расположены на Донбассе. «Мы сейчас готовим 1,6 тыс. инфраструктурных проектов в каждое село. Программа пока рассчитана на 9-10 лет. Половину, 500-600, мы сделаем в ближайшие три с половиной-четыре года», - заявляет Владимир Зеленский, который на днях рассказал об идее власти, касающейся возрождения сельской местности. Полноценный концепт весьма амбициозной с точки зрения государственного строительства программы у Зеленского не презентовали. Впрочем, даже озвученные детали вызывают немало вопросов…

Итак, «Новое село» предполагает создание больше тысячи так называемых «центров притяжения» в сельских районах подконтрольной части Донецкой и Луганской областей, находящихся непосредственно вблизи линии разграничения. По задумке Офиса президента, «магниты» будут сформированы на базе качественной социальной, административной и образовательной инфраструктуры.

Читайте также: В Офисе президента подготовили для Украины «большую реставрацию»

«Это современные пространства с Центрами предоставления административных услуг, отделения почты, аптеки с программой «Доступные лекарства», опорные отделения полиции, магазины, сервисные центры, пожарный пункт, медицинский центр и т.п. Вокруг должна быть облагороженная территория со спортивным комплексом, детскими площадками, кинотеатром или концертным залом, сельским клубами, современным освещением, отремонтированным дорожным покрытием, вело- и беговыми дорожками», - описывают параметры в пресс-службе главы государства. Кроме того, предполагается реализация дополнительных образовательных программ, например, по оснащению школ современной компьютерной техникой.

За каждым проектом будет закреплен некий модератор, который будет контролировать и отвечать за его реализацию. Также планируется создать специальный координационный совет, в который войдут представители Кабмина и ОП, отвечающие за воплощение «сельской» спецпрограммы.

Первые проекты программы НС, как мы уже отмечали выше, должны быть реализованы на прифронтовых территориях, с дальнейшей перспективой обустройства сельских «центров притяжения» по всей стране.

С учетом того, что одной лишь инфраструктурой село жить априори не может, к программе готовится некий интегрированный план по секторальному развитию агропромышленного комплекса, в частности животноводства. В плане модернизации АПК планируется уменьшить объемы импорта продуктов животноводства, увеличить насыщение внутреннего рынка и «обеспечить доступные цены для населения». Уже сейчас, уверяет Зеленский, для реализации перечисленных целей разрабатывается экономический пакет мер по поддержке малых фермерских хозяйств. Понятно, что для практической реализации данных планов необходим серьезный финансовый базис, поэтому возникает закономерный вопрос о том, на основе чего государство пытается его сформировать с учетом дефицита госбюджета и не достающих средств даже на коронавирусные вызовы?

Судя по месседжам, которые прозвучали из Офиса президента, планируется создать государственно-частное партнерство, чтобы... «не тратить бюджетные средства». Из этой формулировки вытекает, что в госпрограмму ее авторы-вдохновители из высоких властных кабинетов не намерены «вливать» серьезные капиталовложения. Роль государства, судя по заявлениям президента и других представителей Зе-власти, сведется к информационной поддержке заинтересованных инвесторов.

По мнению профильных специалистов, это – фундаментальная ошибка и старые грабли, на которых плясали многие предшественники действующего правящего класса. Потому что в реализации подобного рода социально-экономических проектов роль бюрократической системы управления и государственных капиталовложений должна быть определяющей. В противном случае, любые инициативы будут заканчиваться пустыми с точки зрения KPI и преисполненными пиар-компонентой совещаниями.

«Нужно не клубы и кинотеатры строить, а современные предприятия с минимальным влиянием человеческого фактора на качество продукции, которые будут перерабатывать сырую сельхозпродукцию до готовых сертифицированных в Европе товаров. Не создав этого инструментария, в магазины и центры административных услуг в селах попросту некому будет ходить», - отмечает в разговоре с Lenta.UA один из министров правительства времен Порошенко.

Бывший член Кабмина считает саму идею «Новое село» довольно рациональной и разумной, однако, отмечает он, «данное блюдо уйдет в мусорную корзину, если его изначально не «удобрить» важными ингредиентами». К числу таких специй экс-министр относит точечные инструменты стимулирования: безналоговые льготные кредиты под 1-1,5% для новых фермерских хозяйств, которые будут выдавать госбанки в рамках специальной программы КМУ по гарантированию кредитов на 3-5 лет, введение акционно-скидочных программ для приобретения сельскохозтехники и оборудования отечественного производства, горюче-смазочных материалов, удобрений и так далее.

Очевидно, что государство вполне могло бы предоставлять весь спектр льготных программ, например, при условии вхождения в структуру собственности новых фермерских хозяйств, однако о таких планах представители власти сегодня не говорят. Во всяком случае, пока что. Вместо этого у Зеленского уповают на «социально ответственный бизнес» и так называемых инвестиционных нянь. Кстати, о них. Буквально на днях Верховная Рада помогла президенту реализовать одно из его обещаний, приняв три предложенные им законы, которые должны реализовать идею «инвестнянь». Это, собственно, сам закон о порядке и условиях содействия крупным иностранным инвесторам, а также изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, определяющие льготы для инвесторов.

Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями»  предусматривает, что уполномоченный государственный орган будет помогать внедрять такие проекты, в частности будет преодолевать бюрократические препоны.
Офис UkraineInvest уже стал государственным учреждением. Теперь закон регламентирует его работу. Кабинет министров уполномочит специальных менеджеров сопровождения инвесторов. В частности, государство будет помогать, если размер инвестиций – 700 млн. грн., и выше, а срок реализации проекта – не более 5 лет.
Кроме того, инвестор должен обеспечить не менее 80 новых рабочих мест, а уровень зарплаты сотрудников должен быть на 15% выше средней по выбранному виду деятельности в регионе инвестирования. При этом государство будет помогать только в реализации тех проектов, которые предусматривают строительство, модернизацию, техническое или технологическое переоснащение производственных объектов и проходить в сферах: перерабатывающей промышленности (кроме деятельности по производству и обороту табачных изделий, спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков), инфраструктуры и логистики, обращения с бытовыми отходами, туризма, здравоохранения, образования и спорта.

Между тем, весь этот законодательный «пакет», говорят эксперты, не возымеет абсолютно никакого влияния на улучшение инвестиционного климата ни в селе, ни в городе без полноценного и независимого функционирования третьей — судебной — ветви власти. А с судреформой у нас, как известно, наблюдаются те еще кульбиты…

Впрочем, несмотря на очевидные концептуальные прорехи, касающиеся перспектив «Нового села», у Зеленского, не доведя, кстати, до логического окончания скандальный проект «Большая стройка», с помпой презентовали новый кейс, касающийся реставрации исторически значимых объектов на карте Украины. Ответственным за «Большую реставрацию» стал замглавы ОП Кирилл Тимошенко. Чиновник уверяет: в течение ближайших трех лет планируется восстановить 150 «точек», имеющих значение культурного наследия страны. «На 2021 год уже выделено 2 миллиарда гривен – сумма, которая никогда раньше за времена независимости на культурное наследие не выделялась», - не без пафоса заявляет Кирилл Тимошенко. А вот что говорила не так давно замглавы пропрезидентской фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук: «В бюджет-2021 мы планируем заложить на эти цели («Большую реставрацию» - ред.) 12 млрд грн». То есть, цифры, как видим, прыгают от потолка к плинтусу, что является наглядным свидетельством отсутствия выверенной «от» и «до» концепции.

В целом же, о новых реставрационных инициативах власти можно было бы говорить без иронии, если бы не сухие факты. Приведем лишь один из них: на сегодня в Украине, по словам директора объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО заповедника «София Киевская» Нели Куковальской, одних только памятников насчитывается 130  тысяч и 80% из них находятся в плохом или даже критическом состоянии. И на их реставрацию, говорят специалисты, потребуется не трехлетка, о которой заявляет Кирилл Тимошенко, а минимум десятилетие. 

Кстати, в этом случае уже видно, что кейс турборежима не работает. Почему? Потому что президентский указ о «Большой реставрации» был подписан еще 18 августа прошлого года. То есть, спустя более чем полгода в Зе-команде лишь заговорили вслух о данном проекте. А когда дойдут руки хотя бы к каким-то практическим действиям — неизвестно. Так что в этом плане Украина по-прежнему остается страной «вечно будущего счастья»… 

Наталия Ромашова

Читайте также: В Офисе президента объявили борьбу с бедностью

Крижак Дмитрий

Самое читаемое