ПолитикаВласть

Все меньше иммунитета: что делать Кабмину без программы и когда уйдет Шмыгаль

12:19 07 авг 2020.  1801Читайте на: УКРРУС

На днях министр Кабинета Министров Олег Немчинов заявил в эфире одного из телеканалов, что Кабмин Дениса Шмыгаля продолжит работать по программе деятельности правительства несмотря на то, что парламент не поддержал программу. Каков статус неутвержденной программы правительства? Каково будущее Кабмина, учитывая его ответственность перед высшим законодательным органом? Добавляет ли такая ситуация легитимности власти Владимира Зеленского в целом? В этих вопросах разбиралась Lenta.UA.

Прошло полтора месяца после того, как Верховная Рада бросила в лицо Кабмину программу действий, а у Шмыгаля продолжают оправдываться. Министр без портфеля Немчинов пытается представить провал правительства в парламенте как сущий пустяк, продиктованный желанием не давать Кабмину годичного иммунитета. А на работу правительства, он, дескать, никак не повлияет. «Ничего, к сожалению, это не значит! Потому что мы все равно будем выполнять в соответствии со своим постановлением, эту программу. Она у нас расписана между центральными органами исполнительной власти... Оно фактически не дало какого-то условного иммунитета для правительства. И больше оно ни на что не повлияло», - отметил Немчинов.

Министр еще раз рассказал о приоритетах, заложенных в Программе деятельности правительства и плане его работы. Естественно, главный тактический момент – это борьба с коронавирусной инфекцией. Но главное, считает Немчинов, это продолжение процесса цифровизации и завершения децентрализационных процессов. «Это процессы по реинтеграции временно оккупированных территорий. Это процессы, связанные с упрощением ведения бизнеса, с упрощением получения социальных льгот, необходимых выплат и всего остального. Хотел бы отдельно сказать, что программа принималась в первую очередь для людей и о людях», - подчеркнул министр.

Читайте также: В РФ объявили о начале вакцинации от Covid-19 военных и медиков

Если взять приоритеты правительства, то практически ничего по сравнению с правительством Алексея Гончарука в риторике не изменилось, как, собственно, и с предыдущими правительствами «дозеленской эпохи» - ...зация, …ение. «все для людей». Разве что коронавирус добавился. И даже тот самый «условный иммунитет» более походил на фикцию: программу Гончарука ВР утвердила, но «главное соросятко» через полгода премьерства подало заявление об отставке, несмотря на наличие иммунитета. Причем, не в парламент, как предусматривает закон, а на стол президенту, обладающему реальной властью в государстве.

А вот тезис о том, что провал программы в ВР больше ни на что не повлиял, выглядит очень сомнительно. В политологии принято различать две категории, которые сходны по звучанию, но сильно разнятся по значению. «Легальность», то есть законность, и «легитимность» - общественное признание и авторитет.

Работа правительства согласно отклоненной парламентом программе в Украине – вполне легальна. Провал программы не предусматривает в Украине отставки правительства. Что не запрещено законом, то разрешено. Хотя с точки зрения логики новое правительство с проваленной программой должно было бы выполнять одобренную ВР 5-летнюю программу, подготовленную Кабмином Гончарука. Но это в законодательстве не прописано.

Хотя возникают вопросы и к легальности происходящего: как это все согласуется с ответственностью и подотчетностью правительства перед ВР? Вечный вопрос о соотношении духа и буквы закона.

При всей условности такого сравнения представим себе: исполнительный директор выносит план работы компании на рассмотрение совета акционеров, а тот не утверждает план. Неужели директор наплюет на мнение совета и будет выполнять неутвержденный план? Уволят ведь, моментально.

А вот с точки зрения легитимности правительство Шмыгаля с самого начала оказалось в роли мальчика для общественного битья.

Над первым вариантом программы Шмыгаля, представлявшим собой 9-страничный набор абстрактных тезисов без путей и сроков выполнения, не стебался только ленивый. Например, депутаты «Голоса» назвали его «рефератом плохого школьника», который пытается спасти свою неудовлетворительную работу раскрасками-слайдами.

4 июня «реферат» отправили назад в правительство на доработку. За две недели объем документа в привычном для новой власти турборежиме увеличили до 85 страниц, но к качеству большие вопросы остались даже у депутатов «Слуги народа». По словам нардепа от СН Татьяны Цыбы, для отклонения программы правительства было несколько причин. «Кто-то в комитетах не согласовал программу, поскольку не все из их предложений были учтены. Были другие претензии — у части депутатов относительно «неконкретности» программы. Лозунги — это хорошо, но где цифры», — объяснила Цыба позицию своих коллег по фракции.

Еще один представитель СН, спикер ВР Дмитрий Разумков довольно остроумно объяснял: мол, принимать программу правительства на год не было смысла, потому что из-за коронавируса ситуация, в частности экономическая, меняется очень оперативно и в худшую сторону. Через месяц или три она может быть совершенно иной. Непонятно, правда, почему Разумков не объяснил Шмыгалю, чтобы тот не позорился и не подавал программу в парламент.

Ведь четыре правительства – Юрия Еханурова, Виктора Януковича и два Николая Азарова – не имели собственных программ. Закон не обязывает их подавать.

Что-то подсказывает: если бы парламент утвердил программу Шмыгаля, в которой, кстати, прописаны основные мероприятия, связанные с пандемией, то Разумков нашел бы убедительные аргументы в пользу положительного решения парламента. Но увы…

Еще один аспект истории с программой правительства – это тяжелый удар по легитимности президента Владимира Зеленского. Несмотря на то, что он лично уговаривал фракцию «слуг» проголосовать за документ, 18 июня за поддержку программы Шмыгаля проголосовали всего 206 депутатов. Стало очевидно, что монобольшинства у Зеленского больше нет и собственную фракцию он не контролирует.

К тому же и Шмыгаль, и Немчинов многократно повторяли в СМИ, что их программа основана на предвыборной программе Зеленского. Получается, что депутаты, в том числе, «слуги», прокатили обещания самого президента.

У населения никак не сформируется иммунитет к коронавирусу, статистика по регионам неутешительна. Особенно почему-то в тех западных регионах Украины, где рейтинг Зеленского и «слуг» самый низкий. Пандемия больно бьет по экономике, бизнесу, благосостоянию населения.

И это снижает остатки иммунитета правительства. Президенту Владимиру Зеленскому «не улыбается» нести всю полноту ответственности за сложившуюся ситуацию. И у него практически не остается иного выхода, чем, навешав как можно больше негатива, отправить перед местными выборами Шмыгаля и его правительство в отставку. Юридических препятствий для этого нет, и Шмыгаля не придется уговаривать писать заявление, как Гончарука.

Первый звоночек прозвучал. На совещании с членами правительства Зеленский потребовал информацию от министра МЭРТ Игоря Петрашко об экономических мерах, направленных на защиту Украины от негативного влияния ситуации с распространением коронавируса. И раздраженно отреагировал на оптимистические цифры, названные министром: президент отметил, что сомневается в том, что эти программы правительства предметно помогают большому количеству украинцев.

"Это красиво звучит. Но многие пострадали, потеряли работу, ушли в вынужденный отпуск. В общем люди сегодня получают гораздо меньше. Государство должно давать или возможности делать что-то самому, либо обеспечивать месту работы. Настал тот момент жизни, когда надо создавать огромное количество рабочих мест. И перезапуск государственных предприятий, промышленности должно сыграть в этом стратегическую роль», - подчеркнул президента.

Премьер Денис Шмыгаль, почувствовав неладное, добавил, что сейчас правительство тратит миллиарды на поддержку бизнеса, сохранило сотни тысяч рабочих мест и трудоустроило 240 тыс. человек. Но маховик разборок с правительством по едва ли не самому чувствительному для украинцев вопросу закрутился. И исход выглядит предсказуемым.

Третье правительство Зеленского трудно спрогнозировать. К сожалению, напрашивается аналогия с известным мультиком о псах мушкетеров: сначала для борьбы с ними набирали лучших из лучших котов кардинала, потом лучших из худших, а под конец кого попало. Правда, стадии «лучших из лучших» при Зеленском не было. Для Украины в целом ничего хорошего это развитие событий не сулит.

Как и ситуация с украинским законодательством, позволяющая ситуации, в которых правительство на полуптичьих правах выполняет жестоко раскритикованную и проваленную депутатами программу Кабмина.

Возможно, следовало бы подумать об опыте соседей. В Конституции Польши правительство подает в парламент программу деятельности и должно получить вотум доверия от Сейма. Если Сейм не поддерживает программу правительства, то может самостоятельно сформировать Совет министров.

А в Конституции Литвы указано, что правительство может приступить к работе только в случае, если парламент утвердит его программу. Иначе новоизбранное правительство могут немедленно отправить в отставку.

Александр Качура (не депутат)

Читайте также: На Киевщине в два раза выросло количество новых случаев COVID-19

Крижак Дмитрий

Самое читаемое