КультураКниги

В Британии вышла биографическая книга о премьер-министре страны Борисе Джонсоне

18:30 13 окт 2020.  727Читайте на: УКРРУС

И британский же рецензент ее обстоятельно критикует.

Одна дело – написать книгу-биографию, например, Уинстона Черчилля или Рональда Рейгана. Ее могут раскритиковать или, напротив, расхвалить только почитатели этих политических гигантов, которых одни превозносят до небес, а другие ненавидят. И совсем другое – выпустить биографическую книгу о действующем главе страны, причем таком непростом как Борис Джонсон.

82- летний Том Бауэр, а активе которого уже есть «неавторизованные» книги-биографии политика Гордона Брауна и известного изобретателя и бизнесмена Ричарда Брэнсона (второго сейчас затмил Илон Маск), это сделал. Впрочем, рецензируя его только что вышедшую из печати биографию Джонсона, The Gardian пишет, что привычный читателю «топор Бауэра» опустился в этот раз не на героя книги, а на его отца. 

«Злодей в пьесе, - пишет британское издание, - Стэнли Джонсон». И в это нетрудно поверить, читая, что Джонсон-старший как-то ударил жену так сильно, что сломал ей нос, а засушливым летом 1976-го года сказал двум помощницам по хозяйству, что из-за нехватки воды стирка одежды невозможна, и поэтому им придется ходить голыми. Как можно легко догадаться, с одной из этих женщин он начал спать. (Тут можно вспомнить, что прадед Бориса Джонсона по отцу был родом из Турции, и, следовательно, идея гарема не была для него шокирующей. Министр внутренних дел в правительстве последнего Великого визиря Османской империи, он отдал приказ об аресте Кемаля Ататюрка. После приходя Ататюрка к власти был казнен, а его сын и дед Джонсона Осман Али бежал в Британию, где принял имя Уилфреда Джонсона). 

Впрочем, отец Бориса Джонсона Стэнли таких высот, как сын, в политике не достиг, и в книге Бауэра изображен «профессиональным гостем, всегда ищущим бесплатную постель». Он не интересуется воспитанием своих детей, разве что делится с ними парой жизненных уроков: «Если ты много работаешь, не показывай этого» и «Ничто не имеет большого значения, а большинство вещей вообще не имеет значения». И все это, указывает The Gardian, рассказано Бауэром для того, чтобы представить нынешнего премьер-министра Британии как жертву поведения его отца. Мол, то, как отец Бориса Джонсона жестоко обращался с его матерью, с самого детства зародило в маленьком Джонсоне безудержные карьерные амбиции, чтобы стать недосягаемым для отца. (Типично фрейдистский подход к биографии, но поскольку на Западе фрейдизм давно стал классикой, мы с этим тезисом спорить не станем).

Столь же снисходительно, но мнению рецензента британского издания, Бауэр относится к деятельности Бориса Джонсона в качестве журналиста, когда он был корреспондентом The Telegraph в Брюсселе и писал «комедийные сказки о бюрократах, диктующих правильную форму банана». Коллеги считали его за это шарлатаном, выдумывающим всякую ерунду, но, по замечанию Бауэра, с которым нельзя не согласиться: «В конце концов, кто их помнит? История помнит Бориса». Джонсону даже присваивается честь быть журналистом, который предвосхитил будущий дух эпохи постправды. Как говорил в то время исполнительный директор The Telegraph, возможно, их корреспондент что-то преувеличивал, но всё это было слишком хорошо написано, чтобы проверить, верно ли по деталям.

Такую же снисходительность, по мнению рецензента, Бауэр проявляет в двух больших главах своей книги, которые посвящены деятельности премьер-министра Джонсона в связи с пандемией коронавируса. Мол, Бауэр придерживается известной позиции, согласно которой Великобританией управляют не политики, а неквалифицированные государственные служащие и бюрократы, и это они, а не Джонсон, которому правительственные советники по науке давали неверные рекомендации по преодолению пандемии, во всем виноваты. «На каком основании политик может ставить под сомнение кажущееся единодушие экспертов?» - спрашивает Бауэр. 

Но ведь, пишет автор рецензии в The Gardian, даже если виновато министерство здравоохранения Великобритании, разве это не работа премьер-министра – взять под контроль что-то, что не работает должным образом? Трудно представить себе являющегося для Джонсона образцом Уинстона Черчилля, который не может ничего сделать, кроме как следовать указаниям своих подчиненных.

Впрочем, хотя Бауэр, по мнению автора рецензии, и пытается приукрасить портрет Джонсона, он все-таки пишет о том, что есть много доказательств того, что «Джонсон почти ни во что не верит». После ссоры по поводу образования первая жена премьер-министра с ужасом понимает: «У него… нет  идеалов». Достоинством Джонсона во время его работы журналистом было то, что он никогда не разносил сплетни – но, по мнению коллеги из The Telegraph, он этого не делал потому, что Джонсон – «нарцисс», и его интересует в первую очередь он сам, а не другие люди.

К достоинствам книги, по мнению автора рецензии, относится портрет «уголка британской элиты». (Тут надо знать, что Джонсон – из родовитой семьи не только по отцу, но и по матери. Его прабабка по матери, баронесса, была правнучкой герцога и внучатой племянницей великой княгини). Мол, когда Джонсон руководил изданием The Spectator, «заявления о приеме на работу, лишенные кумовства или покровительства, автоматически отбрасывались». И - занимательная деталь: когда вторая жена Джонсона юрист Марина Уилер выгнала мужа из дома из-за его романа с Петронеллой Вятт, дочерью приятеля Тэтчер лорда Вятта, он поселился у своего старого друга Баллиола, чья жена оказалась дочерью бывшего секретаря кабинета министров Робина Батлера. «Это маленький мир», - констатирует автор рецензии. 

Фото: Twitter

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое