Война и мирВоенные преступления

«Закрыть», а не забыть: как наказать путинских оккупантов за совершенные зверства

18:20 12 апр 2022.  6420Читайте на: УКРРУС

Ставшее уже легендарным со знаком минус мародерство российских «освободителей» побудило людей в самых разных уголках мира к импровизированным перформансам возле посольств России. Однако то, что путинские армейцы воруют даже собачьи будки – не самое страшное. Какие еще уголовные следы оставляют после себя в Украине оккупанты, и как их наказывать за содеянное – в материале Lenta.UА.

«Они не могут позволить себе даже самые простые вещи», - отметил в понедельник, 11 апреля, во время своего обращения к парламентариям Южной Кореи президент Владимир Зеленский, рассказывая о тотальной бедности, в которую Россия загнала свой народ. Именно это, по мнению нынешнего хозяина Банковой, побуждает захватчиков вывозить из Украины все, что представляет хоть малейшую ценность.

С тем, чтобы показать миру, за чем охотится российская армия, убивая украинцев, едва ли не ежедневно под посольствами РФ в разных странах на тематические акции собираются активисты. Вчера, к примеру такое мероприятие прошло под московским диппредставительством в Лондоне, куда снесли «подарки» для российских оккупантов: окровавленную одежду, мягкие игрушки, бытовую технику и банки с детским питанием.

Читайте также: Армия мародеров и убийц: какие «подвиги» россиян увидел мир в Украине

«Десятки тысяч российских военных были просто в шоке от нормальной жизни. Они шокированы городами и деревнями, в которых люди жили и не нуждались. Шокированы бытовой техникой в домах. Шокированы тем, что людям хватает нормальной пищи. Шокированы, что у них есть свет, газ, вода...», - констатирует президент Зеленский. В настоящее время украинские власти готовятся передать всем нашим западным партнерам новые санкционные списки, в которые, в частности, попали логистические компании, помогающие россиянам доставлять домой награбленное. Тем временем активисты, создавая в соцсетях специальные коммуникационно-координационные группы, планируют новые акции, чтобы мир не забывал подлинное лицо российского агрессора, поражающее своей жестокостью и цинизмом…

Россия совершает в отношении украинцев акты сознательного геноцида, сознательно причиняя мирным жителям такие страдания, которых они не испытывали со времен Второй мировой войны, - заявил вчера, выступая в ходе очередного заседания Совбеза ООН постоянный представитель Украины в данной организации Сергей Кислица. «На днях Совет Безопасности разоблачал резню, совершенную российскими войсками в городе Буча и других городах, и селах киевского региона. Место преступления посетили ряд иностранных официальных лиц, представителей ООН и иностранных журналистов. И главной реакцией тех, кто видел убитых и замученных, слушавших изнасилованных и ограбленных, были шок и возмущение. Бесполезность попытки России снять с себя ответственность всем понятна. Однако, к сожалению, Россия продолжает добавлять все новые и новые пункты в список своих военных преступлений и преступлений против человечности в Украине», - подчеркнул дипломат.

Отметив, что РФ сегодня проводит политику истребления всего украинского народа, Кислица резюмировал: «Российским солдатам руководство позволило убивать всех, кто считает себя украинцем. Они не жалеют даже детей. Как свидетельствуют данные наших правительственных источников, по меньшей мере 183 ребенка были убиты и 342 ранены. Это – не включая жертв в Мариуполе. Пытаясь скрыть убийства тысяч мирных жителей в этом украинском городе, находящемся в осаде и предотвратить огласку Бучи российские войска разворачивают мобильные крематории для сжигания тел мирных жителей. Исторические ассоциации легко проследить... Нечеловеческая жестокость российских захватчиков превратила жизнь миллионов украинских женщин и детей в ужасный кошмар. Спасаясь от российских «освободителей», Украину покинуло более 4,3 миллионов беженцев. Шесть с половиной миллионов людей стали внутренне перемещенными лицами. Подавляющее большинство из них – женщины и дети. Это самое большое перемещение в Европе с 40-х годов XX века».

Одной из острейших проблем дипломат назвал безопасность женщин-беженок: «Мы должны максимально сосредоточиться на том, как оградить их от сексуального насилия и торговли людьми, а также как обеспечить физическое и психологическое восстановление».

Выработка защитных механизмов – психологических и бытовых для бежавших от ужасов войны украинок в рамках коллективного Запада – дело времени, причем достаточно короткого. Однако проблема состоит еще и в том, что далеко-далеко не всем жертвам «освободителей» удалось покинуть пределы страны. В освобожденных районах и городах журналисты и местные жители ежедневно обнаруживают свидетельства сексуального насилия со стороны российских военнослужащих. Число сообщений об изнасилованиях увеличивается с каждым днем, но понять настоящий масштаб происходившего пока что непросто.

Генпрокурор Ирина Венедиктова давеча рассказала о расследовании только одного случая изнасилования. При этом историю пострадавшей первыми рассказали репортеры британской Times. Издание утверждает, что насилию подверглась 33-летняя Наталья, жительница Броваров. Женщина рассказала иностранным журналистам, что российские военные расстреляли ее мужа и изнасиловали ее саму, когда рядом был четырехлетний сын. Наталья сбежала, когда «освободители» уснули. Ирина Венедиктова говорит, что украинским следователям удалось установить личность одного военнослужащего-насильника – ему уже заочно предъявлено подозрение в совершении преступления.

Один известный и достаточно публичный столичный психолог, который попросил в данном конкретном случае не указывать его имени, рассказал Lenta.UA о том, что его буквально шокировали истории женщин из прилегающих к Киеву, зачищенных на днях от оккупантов  городков: «Одну молодую женщину, а также нескольких ее соседок по подъезду эти звери поддавали многочасовым групповым изнасилованиям в самых извращенных формах. Меня лично поразил один эпизод из ее рассказа, когда после окончания очередного — неизвестного уже какого по счету «сеанса», оккупант обнаружил в ее кармане заколку — маленький аксессуар с гравировкой всемирно известного модного бренда. Он взял заколку, широко-самодовольно улыбнулся и сказал: «Классный подарок подвезу жене – зацелует до полусмерти от радости и благодарности». То есть, понимаете, мы воюем с реально больными людьми, если этих особей вообще можно причислять к представителям человеческого рода».

Из-за большого количества преступлений российских оккупантов к сбору свидетельств подключились правозащитники и волонтеры, которые убеждены, что фиксируемая ими информация может быть полезна Международному уголовному суду, который уже начал расследование возможных преступлений, совершенных россиянами. Они – преступления не возможные, а очевидные, однако скрупулезный юридический язык требует употребления именно таких, увы, формулировок. Как рассказали Lenta.UA несколько волонтеров, которые работают в разных объединениях, сейчас у них нет возможности собирать подробную доказательную базу по каждому случаю- они лишь фиксируют всю поступающую информацию.

Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые территории до сих пор находятся под контролем «освободителей» и волонтеры не могут собирать свидетельства потерпевших. Еще один крайне важный нюанс состоит в том, что потерпевшим и выжившим очень сложно рассказывать о насилии. 

Human Rights Watch – международная организация, занимающаяся защитой прав человека в своем свежем докладе, рассказывает историю жительницы села в Харьковской области. Ольга (имя изменено – ред.) с маленькой дочерью, другими членами семьи и десятками местных жителей спряталась в подвале местной школы, когда в село зашли российские военные. Женщина рассказала правозащитникам, что 13 марта в подвал школы ворвался российский военнослужащий, который велел ей следовать за ним, отвел в класс на втором этаже и, угрожая пистолетом, велел раздеться. HRW констатирует, что военнослужащий несколько раз изнасиловал женщину, постоянно угрожая ей пистолетом, и дважды выстрелил в потолок, «чтобы было больше мотивации к активным действиям». Авторы доклада указывают, что военнослужащий назвал Ольге свое имя и возраст – 20 лет. Имя HRW не указывает. «Он неоднократно повторял, что я очень напоминаю ему девочку, с которой он ходил в школу», - цитирует HRW слова Ольги. Женщина утверждает, что военнослужащий бил ее книгой по лицу и оставил ножом порезы на шее и щеке – фотография, подтверждающая эти слова, есть в распоряжении правозащитников. Ольга смогла выехать из села, добралась до Харькова и обратилась за медицинской помощью.

Об еще одном случае изнасилования российских военных открыто обвинило МОУ. В главном военном ведомстве нашей страны заявили о том, что в Мариуполе одновременно несколько военнослужащих РФ насиловали женщину на глазах у маленького сына. Женщина умерла, а ребенка удалось спасти. Мальчик сейчас под наблюдением медиков.

«Жестокие, извращенные изнасилования – это тоже оружие войны. Хотя мы до сих пор не знаем всех масштабов его применения в Украине, очевидно, что оно было частью российского арсенала», - написала на днях у себя в Twitter посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс. Тем временем путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков назвал информацию об изнасилованиях, совершенных российскими военными на территории Украины ложью, даже не предположив, что подобные сообщения следует тщательно изучить и расследовать…

Расследование случаев военных преступлений, к которым относятся и изнасилования, входит в компетенцию Международного уголовного суда, на который официальный Киев сейчас возлагает большие надежды. Суд, правда, расследует только те дела, по которым можно преследовать конкретных людей и установить их личную уголовную ответственность. Кроме того, на сбор неопровержимых доказательств могут уйти годы: даже если Офис генпрокурора сможет собрать всю доказательную базу, подозреваемый должен лично предстать перед Международным уголовным судом, поскольку заочных приговоров эта Фемида не выносит.

О массовых случаях сексуального насилия сообщали – как женщины, так и мужчины во время войн в Югославии. Международный трибунал ООН, расследовавший военные преступления и преступления против человечества, обвинил в преступлениях более 70-ти человек. Первым осужденным стал боснийский хорват Анто Фурунджия, командир группы спецназначения. Трибунал установил, что он, допрашивая женщину, издевался над ней и подвергал насилию. Благодаря этому громкому делу трибунал подтвердил, что изнасилование можно рассматривать как инструмент геноцида и оно должно преследоваться в судебном порядке как грубое нарушение Женевской конвенции.

На днях, Галина Климович, бывший старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры в эфире общенационального телемарафона отметила следующее: «Ни одно преступление, совершенное россиянами в Украине не должно остаться за рамками учета, и ни один палач или насильник не должен избежать ответственности. Изнасилование – это особая категория преступлений. Например, когда я шла допрашивать насильника, одевала прокурорскую форму, поскольку он всегда смотрел на тебя как на потенциальную жертву. То есть, дела об изнасилованиях — это чрезвычайно сложная и чувствительная работа, которую ни в коем случае нельзя ставить на конвеерный поток. Лично я сейчас создала бы какой-то прокурорский женский батальон, чтобы хотя бы допросы потерпевших проводили следователи-женщины, потому что прокурорам-мужчинам о таком говорить очень тяжело».

Призывая потерпевших от российских злоумышленников украинок не молчать о пережитом, г-жа Климович подчеркнула: «Надо понимать, что обращение в правоохранительные органы – это не сколько спасение себя, сколько других от такого же преступления. Поэтому, как бы сложно ни было, необходимо переступить через себя и идти к следователям, считая, что это есть твое оружие против оккупанта, который сегодня насиловал тебя, а завтра пойдет насиловать кого-то другого в другой стране. Кстати, у меня есть в жизни пример, когда судья, оглашая приговор за убийство маленькой восьмилетней девочки, никак не мог зачитать вердикт о высшей мере наказания. И вот незадолго до заседания его супруга, адвокат, к слову, сказала ему: «Возьми и открой фотографии зверски уничтоженного ребенка с полностью разорванными интимными частями тела и тебе станет намного легче огласить этот приговор». Он огласил и зло, насколько это возможно, было наказано».

Сделать, по меньшей мере, попытку не оставить зло безнаказанным сегодня может каждый, кто, либо пострадал от злодеяний путинских «освободителей», либо стал их свидетелем. На официальном сайте Офиса генпрокурора создана специальная платформа, где указаны координаты, по которым можно уведомить правоохранительные органы о том или ином правонарушении.

В ходе подготовки данного материала мы пообщались с действующим, и скажем так, далеко не рядовым сотрудником Генпрокуратуры и поставили ему следующий вопрос: «С учетом того, что помимо отечественных следственных органов фиксацией преступлений занимаются прокуроры Международного уголовного суда, международная следственная группа при участии Литвы и Польши, волонтеры. независимая комиссия, созданная при ООН, различные правозащитные и общественные организации, насколько высоким является риск того, что все эти многочисленные крупинки зверских преступлений – из-за большого объема и не всегда надлежащей организации работы в последствии не рассыплются, не затеряются и не забудутся?».

Наш собеседник отметил, что в Офисе генпрокурора сейчас буквально в авральном режиме работает так называемый департамент войны, являющийся своеобразным центром координации, куда стекается все информация о преступлениях путинской орды. Далее информация тщательно фильтруется, систематизируется и распределяется по юрисдикциям. То есть, то, что могут рассматривать отечественные суды – идет в одну сторону, а то, что в компетенции международной Фемиды – в другую. Весьма важный момент состоит в том, что такие преступления, как к примеру изнасилования, совершенные в условиях войны, не имеют сроков давности и все заявления жертв «освободителей», многие из которых сегодня покинули страну, будут приняты украинскими правоохранителями в любое время — через день или спустя несколько лет. Главное тут идти на контакт со следствием, поскольку это тот самый случай, когда молчание является ничем иным, как поощрением безнаказанности и, соответственно, новых преступлений.

Читайте также: Лукашенко назвал резню в Буче, которую устроили российские оккупанты, «спецоперацией англичан»

Ромашова Наталия

Самое читаемое