ПолитикаВыборы-2019

Те, кто развешивал борды «Украина – единая», сейчас сами раскалывают страну – Олесь Доний

11:20 16 апр 2019.  2790Читайте на: УКРРУС

Президентские выборы рассорили украинцев. Удастся ли утихомирить страсти после дня голосований, разбиралась Lenta.UA.

Президентская избирательная кампания-2019 выходит на финишную прямую. Уже через четыре дня украинцы, обладающие правом голоса, предопределят судьбу страны на ближайшие пять лет. Эксперты констатируют: эта кампания, несмотря на отсутствие серьезных «заварушек», была очень грязной и преисполненной всевозможными схемами. Но самый главный контур, проявившийся в ходе нынешних выборов — общественный раскол. Люди ругаются в соцсетях, на работе, на кухнях, потому что одни считают одного из кандидатов «дебилом», другие второго — казнокрадом. Насколько сильна трещина в общественном сознании и как ее устранить, Lenta.UA спросила у известного политолога и общественного деятеля Олеся Дония.

- Ощущаете ли вы накал страстей в обществе накануне второго тура президентских выборов?

Читайте также: Зеленский осадил своего оппонента, отметив, что тот потерял чувство меры (ВИДЕО)

- Прежде всего, следует отметить следующее. Политические нормативы этой избирательной кампании были заданы командой действующего президента, и у него было три варианта собственной агитации. Первое. Рассказывать о будущем, то есть, попытаться перевести соревнование в плоскость идей, планов, перспектив. Как правило, именно в таком ключе происходит большинство кампаний в мире. Но поскольку ему никто не верит, потому что он просто патологически говорит неправду, его команда даже не пыталась соревноваться в вопросе перспектив.

Второй вариант, который на начальной стадии был бы достаточно эффективным — это рассказывать о достижениях. На определенном этапе была попытка, достаточно успешная, монополизировать патриотический электорат вокруг президента. Но в дальнейшем были задействованы различные механизмы (финансовые, спецслужбы) для распыления патриотического электората, что в значительной степени удалось.

Была задействована схема по недопуску Тимошенко во второй тур. Для этого непрямым способом использовалась агитация Гриценко. А для того, чтобы Гриценко не сильно поднялся, использовалась агитация Смешко. Это все легко отследить по телеканалам, на которые власть имеет влияние – кого и в какой момент целенаправленно подвергали пиару, а кого наоборот…

На следующем, третьем этапе на вооружение была взята опасная схема — очернение альтернативного кандидата. То есть, в отношении оппонента использовался негативный пиар.

- Как это все отразилось на общественных настроениях?

- Эта опасная идеологема (кто не за Порошенко, тот за Путина) привела к тому, что 91,5%, а именно столько украинцев не проголосовали за Порошенко, были обвинены в коллаборации с врагом, с агрессором. Но Порошенко сам таким образом попал в электоральную яму, потому что на фоне второго тура оказалось, что неоткуда черпать электоральные ресурсы.

К тому же тот электорат, который проголосовал за Порошенко, стал крайне агрессивным. Это не только доля семей госслужащих, судьба которых зависит от перспектив Порошенко. Это и часть патриотической,  дружественной мне среды, которой вбили в голову, что все, кто не за Порошенко, тот за Путина. Таким образом они оправдывали свое голосование за Порошенко, которого раньше часто критиковали за коррупцию и странное поведение на фронте. И этот посыл штаба Порошенко только усиливается.

В итоге, журналисты, общественные деятели начинают делить граждан Украины на граждан и население, на граждан и «вату». В категорию «ваты» попадает большинство украинцев. Это общественный раскол, который будет длиться и после выборов президента. Это самое опасное, что сейчас происходит, и в чем заинтересован Кремль и лично Путин. Внутренний раскол вместо единства. Теперь все эти борды, которые развешивались несколько лет назад (Украина — единая и т.д.) теперь можно выбросить в мусорник, потому что те, кто эти борды развешивал, сейчас раскалывает страну.

- Раскол общества — страшный диагноз для страны. Где брать «лекарство» и в чем оно может состоять?

- Беда в том, что это не одноразовое действие. То, что произошло, теперь не залечится ни 22 апреля (на следующий день после второго тура, - Ред), ни через месяц, и я боюсь, что даже через годы. Сейчас рассорилось очень много друзей, единомышленников, которые вместе стояли на «языковом» Майдане, других общественных акциях, против Кучмы, против Януковича. Сейчас эти люди удаляют друг друга в соцсетях из друзей и пишут в адрес друг друга гадости. Так просто это нельзя изменить за один день после фиаско или победы того или иного кандидата.

Боюсь, что этот разлом будет лечиться очень долго, поэтому нам крайне важно думать о ценностях, которые объединяют нацию. Я не устаю говорить о необходимости общественной реформации и модернизации украинской национальной идеи.

Говорить о языке, который должен оправдать казнокрадство и мародерство? Очевидно, что для большей части нации это не подходит. И самое худшее, чтобы таким образом не была дискредитирована вообще украинская национальная идея, которая всегда шла плечом к плечу со справедливостью. Поэтому, не дай Бог, чтобы украинский язык теперь не ассоциировался с несправедливостью, фальсификациями, мародерством, казнокрадством. Это может подтолкнуть часть молодежи отказаться от украинского языка. Вот в чем состоит опасность. Поэтому, те, кто сейчас помогает  Порошенко и оправдывают все эти обогащения при власти, дискредитируют украинский язык и культуру.

- А насколько ключевые месседжи топ-игроков на этих выборах соответствуют запросам дня нынешнего?

- Месседжи Порошенко, которые на первом этапе были направлены на монополизацию патриотической среды не совпадают с его моделью поведения. А если нет доверия к фигуранту, к субъекту провозглашения этих идей, обесцениваются сами идеи.

- Если сравнивать нынешние президентские выборы с предыдущими, на каком пике мы сейчас находимся?

- Такого в Украине еще не было… Я в той или иной ипостаси участвую в выборах с 1989 года и скажу, что такого общественного раскола как сейчас, еще не было. Никто и никогда не обвинял большую часть нации в том, что она работает на врага. И даже разделение в 2004 году Украины на три сорта не было столь болезненным, как нынешняя кампания: «Кто не за Порошенко, тот за Путина». То есть, фактически, если ты имеешь другую идею и не голосуешь за действующего президента, ты становишься врагом нации, врагом украинского народа. Такого еще не было... и  я боюсь, этот раскол надолго.

- Повлияют ли вероятные дебаты 19 апреля на постизбирательную картину?

- Сами дебаты не повлияют вообще ни на что, потому что электорат Зеленского голосует за него именно потому, что он – другой. Еще полгода назад, анализируя эту кампанию, я использовал термин «неполитические политики». Как раз, как за неполитического политика и голосуют за Зеленского. Этот электорат мог бы сфокусироваться на Вакарчуке, но тот не решился идти на выборы.

Граждане, безусловно, имеют право требовать дебатов, но команде Зеленского с политологической точки зрения это не выгодно. Поэтому они и заняли позицию троллинга другого кандидата, что у них абсолютно получилось. Если 19 апреля дебаты состоятся, то следующий день — день «тишины», и команда Порошенко попросту не успеет распространить какой-либо негатив.

- Учтет ли в случае победы Зеленский ошибки предшественника?

- Мое личное мнение: Порошенко не имеет морального права больше возглавлять это государство. Кто такой Зеленский, мы с вами еще не представляем. Это пока что телекартинка, а в чем реальность — неизвестно. Если Порошенко — это абсолютное зло, то Зеленский — риск. Я лично выбрал бы риск. Но к чему он приведет и не наделает ли Зеленский ошибок — неизвестно.

Наталия Ромашова

Читайте также: «Конец» Коломойского: назван собственник скандальных билбордов с Порошенко

Крижак Дмитрий

Самое читаемое