ПолитикаМеждународные отношения

Саммит «Восточное партнерство»: экономические «плюшки», интеграционная пустота

15:32 16 дек 2021.  4382Читайте на: УКРРУС

В среду, 15 декабря, в бельгийском Брюсселе состоялся долгожданный саммит Восточного партнерства (ВП), который из-за карантинных антиковидных ограничений переносился несколько раз. Какие проблемы, а также механизмы их разрешения обозначили участники мероприятия, в числе которых был и украинский президент — в материале Lenta.UA.

Раз в два года в Брюсселе собираются лидеры Евросоюза и шести стран-участниц «Восточного партнерства»: Украины, Грузии, Молдовы, Армении, Азербайджана и Беларуси. ВП, напомним, берет свое начало с 2009 года. Его создали Польша и Швеция – чтобы приблизить шесть вышеперечисленных стран к Евросоюзу. Впрочем, за 12 лет существования ВП стало очевидно, что никаких сколь-нибудь значимых подвижек эта платформа так и не принесла. Кстати, именно на саммите ВП в 2013 году, президент-беглец Виктор Янукович совершил в угоду Кремлю резкий и неожиданный крен, отказавшись подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, что стало началом Революции достоинства…

Нынешний саммит ВП проходил на фоне громкого скандала из-за блокирования Германией во времена правления фрау Меркель приобретения Украиной 20 винтовок EDM4S-UA литовского производства и 90 крупнокалиберных снайперских винтовок Barrett M82, изготовленных в США.

Читайте также: Зеленский призвал Шольца инициировать саммит с Путиным по Донбассу и «Северному потоку-2»

Причем Киев уже проплатил их через Агентство НАТО по поддержке и поставкам (NSPA – аналог нашей ProZorro - ред.). Несмотря на резонанс, который вызвала эта история, немцы пока что хранят молчание.

Впрочем, на блокадно-оружейной позиции Берлина, который, что показательно, является участником Нормандского формата, призванного выработать действенные механизмы урегулирования ситуации на Донбассе, скандалы не закончились. Вчера, аккурат перед стартом саммита «Восточного партнерства» агентство Bloomberg, ссылаясь на свои инсайды, сообщило, что ряд ведущих стран ЕС (Германия, Франция, Италия и Испания), в отличие от США, предпочитают диалог с Кремлем, нежели немедленную разработку болезненных санкций против России, в случае, если Путин все же решится на широкомасштабную агрессию против Украины.

Для украинской делегации, которую возглавил президент Зеленский, саммит ВП был интересен не столько своим ключевым - евро интеграционным треком (тут ощутимых подвижек на горизонте пока что не наблюдается), сколько открывшимися возможности для высшего руководства страны провести переговоры «с глазу на глаз» с рядом мировых лидеров.

В частности, Владимир Зеленский провел встречу с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, а также премьером Словении, с которым подписал декларацию о поддержке европейской перспективы нашей страны. Почему это важно? Потому что некоторые страны ЕС – кто-то открыто, прочие – исподтишка блокируют движение Украины в ЕС и НАТО, поэтому официальный Киев принялся подписывать декларации о признании нашей европерспективы с каждой страной-членом Евросоюза в отдельности. «15 декабря была подписана уже седьмая по счету евродекларация со Словенией. То есть, менее чем за год нам удалось собрать уже четверть голосов «за» вступление Украины среди членов ЕС», - отметил по этому поводу глава МИДа Дмитрий Кулеба.

Важно также, что вчера в Брюсселе украинский президент встретился отдельно с новым немецким канцлером Олафом Шольцом и президентом Франции Эммануэлем Макроном, а затем провел с ними трехстороннюю встречу в неполном нормандском формате – без РФ, которая, мягко говоря, не горит желанием что-либо обсуждать с официальным Киевом.

Комментируя рандеву, министр иностранных дел Кулеба написал у себя в Twitter: «Эта встреча – важный политический сигнал. Владимир Зеленский четко доказал нашу позицию и подчеркнул, что Украина при любых обстоятельствах будет бороться за свои интересы. Партнеры видят, что именно Россия обостряет ситуацию и блокирует урегулирование. Совместными усилиями возвращаем РФ за стол переговоров».

Действительно, по итогам трехсторонних переговоров Зеленский, Макрон и Шольц призвали Россию к дальнейшей работе в рамках «нормандки».

«Некоторые государства, лидеры, предлагают формат реагирования уже после вероятной эскалации со стороны РФ. Однако нас интересует мощная санкционная политика еще до вероятной эскалации. Тогда эскалации может и не быть. Именно такие отношения, предупреждая столь опасные шаги, могут остановить военный конфликт на востоке нашего государства, который длится восемь лет», - сказал Зеленский на пресс-конференции по итогам саммита ВП.

Нынешний хозяи Банковой также выразил желание, чтобы одну из главных ролей в процессе урегулирования ситуации на Донбассе сыграли Соединенные Штаты, но чтобы этот процесс шел при обязательных консультациях с Киевом и при его участии: «Украина готова к трехсторонним саммитам, но нельзя решать что-то с Украиной без Украины».

«Мы призываем Россию способствовать деэскалации и воздержаться от любых дальнейших агрессивных актов, - заявила по итогам саммита ВП глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. - Ни у кого не должно оставаться сомнений в том, что Евросоюз ответит на любую агрессию в отношении Украины».

Этот предупредительный месседж от имени коллективной Европы важен в том смысле, что Кремль уже практически не говорит о «формуле Штайнмайера» или очередности выборов в ОРДЛО согласно букве Минских договоренностей. Путину и компании теперь подавай правовые юридические гарантии нерасширения НАТО на Восток и неразмещения военных систем Альянса в непосредственной близости к территории России. То есть, в странах бывшего Варшавского договора и даже дальше. Кстати говоря, именно в среду, 15 декабря, в день саммита ВП российский МИД передал Соединенным Штатам свои письменные предложения по заключению пакта о новой европейской архитектуре безопасности, предусматривающей письменные гарантии Америки и НАТО не расширять Альянс на Восток. У Байдена пока что на кремлевский «привет» не отреагировали, однако ранее в Белом доме всячески открещивались от данной инициативы РФ, мол, о том, кому и когда быть в НАТО решают совместно государства члены Альянса, а не официальный Вашингтон в единоличном порядке. Нынешний формат Восточного партнерства, возможно, уже неактуален, поскольку наше государство и так придерживается курса на сближение с Евросоюзом, отмечает политолог Александр Мусиенко и резюмирует: «В этом клубе государств на сегодняшний день собрались страны, которые совершенно не похожи по многим параметрам и не видят общих знаменателей для будущего сотрудничества с ЕС. Мне не очень понятна дальнейшая цель существования ВП, поскольку Украина, например, уже и так задекларировала курс на ЕС и проведение соответстующих реформ. «Восточное партнерство создавалось для улучшения безопасности, политической и экономической ситуации, для развития связей с странами Восточной Европы. Украина их и так уже увеличила, увеличивает и декларирует намерение повышать. Поэтому, возможно, для Украины «Восточное партнерство» уже исчерпало себя в том виде, в каком оно есть сегодня».

Как бы там ни было, в высоких властных кабинетах пока что даже не заикаются о вероятном выходе нашей страны из формата ВП. Поэтому, как говорил в свое время живой классик: имеем то, что имеем.

А что мы имеем в знаменателе саммита, помимо личных встреч Владимира Зеленского с лидерами Франции и Германии?  В декларации, принятой по итогам вчерашнего мероприятия, говорится, что ЕС по-прежнему выступает за сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности в пределах международно-признанных границ всех стран «Восточного партнерства». Также в документе сказано о неизменном стремлении к укреплению демократии и верховенства закона, и о том, что защита прав человека и основополагающих свобод остается главной целью сотрудничества в рамках ВП.

Если же говорить не о традиционных декларативных, а о практических итогах, то во время вчерашнего саммита ЕС объявил о планах по инвестированию в страны «Восточного партнерства».

Как подчеркнул председательствующий на саммите глава Европейского совета Шарль Мишель, «этот амбициозный экономический и инвестиционный план призван оказать серьезное влияние на общество».

Страны «партнерства» до 2027-го включительно смогут получить в сумме 2,3 млрд евро. Эти средства пойдут на поддержку полумиллиона малых и средних предприятий, реконструкцию дорог, борьбу с коррупцией, поддержку независимых СМИ и неправительственных общественных организаций.

При этом ЕС в соответствии со своей обычной практикой будет выделять деньги на условиях софинансирования и надеется, что страны-участницы ВП таким образом смогут привлечь в европейские проекты в разы больше средств, чем сами эти 2,3 миллиарда.

В заявлении по итогам саммита также говорится, что Евросоюз признает европейские устремления и европейский выбор части стран ВП, однако никаких обещаний относительно приема в Евросоюз в документе нет - как не было их и в коммюнике предыдущих пяти саммитов…

Во вчерашнем саммите приняли участие лидеры Украины, Азербайджана, Армении, Грузии и Молдовы. Формально в мероприятии участвовала и Беларусь, однако после жестокого подавления прошлогодних протестов и европейских санкций против Александра Лукашенко и его окружения представителей Минска в Брюсселе не было – Беларусь была «представлена» символическим пустым креслом и флагом.

Пустым, несмотря на отсутствие конкретных дат касательно полноправного членства Украины в ЕС, вчерашний саммит назвать нельзя, и вот почему. Встреча Зеленского face to face с Макроном и Шольцем при отсутствии еще одного — российского участника «нормандки» - это априори плюс, поскольку живое общение не могут заменить никакие телефонные переговоры и прочие коммуникационные форматы.

Что же касается позиции Европы в рамках «Восточного партнерства», то тут есть нюансы. Безусловно, ВП – это не о безопасности, однако Евросоюзу нужно, наконец, открыть глаза на то, что почти во всех странах ВП есть вооруженные конфликты, где так или иначе «торчат уши» Кремля.

И еще один крайне важный момент. Измерение общественного пульса четко фиксирует, что чем сильнее ЕС отвергает европейские стремления нашей страны, тем больше сами украинцы отдаляются от Евросоюза. Согласно результатам, проведенного в конце ноября центром «Новая Европа» соцопроса, как и в предыдущие годы, украинцы выступают за продолжение интеграционного курса государства в ЕС и НАТО, но характерной особенностью 2021-го является то, что уровень поддержки движения в ЕС ощутимо снизился, а в НАТО, наоборот, вырос. При этом 62,3% наших с вами соотечественников считают, что Украина должна продолжать проевропейские реформы, даже если ЕС полностью захлопнет свои двери перед нами. В случае отказа ЕС предоставить перспективу членства, за присоединение к Евразийскому экономическому курсу, выступают лишь 7,8% украинцев.

Читайте также: Сенат США увеличил предложенную Байденом сумму военной помощи Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое